Стабильный рост экономики России, увеличение объема доходов, поступающих в казну, позволили государству существенно расширить финансирование расходных статей бюджета, в том числе связанных с закупками товаров, работ и услуг для государственных нужд. Положительная динамика роста объемов государственных закупок и выделяемых на эти цели бюджетных средств требовала совершенствования правовой основы в сфере размещения государственных заказов.
Сергей ИЛЬМЕНСКИЙ, главный казначей отдела ведения федеральных реестров Управления Федерального казначейства по Московской области
Первым шагом в развитии новой системы госзакупок стало принятие Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон). До вступления Закона в силу оказание услуг для государственных и муниципальных нужд не имело единства. Закон призван:
Инновационный характер сферы государственных закупок, огромная территория страны, отраслевые особенности размещения госзаказа в отдельных сферах деятельности создали условия для дифференциации подходов к регулированию размещения заказов, что в свою очередь потребовало введения в действие нового Федерального закона от 20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Таким образом, процесс совершенствования нормативно-правовых основ в сфере размещения государственных заказов находится в постоянной динамике.
С целью повышения эффективности и прозрачности российской системы госзакупок, создания единого экономического пространства большое внимание в Законе было уделено информационному обеспечению. Положения Закона регламентируют порядок публикации в открытых источниках сведений о размещении заказа, его условиях, заключенных контрактах и их исполнении, а также создание единого реестра государственных контрактов. В соответствии со ст. 18 Закона ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Орган, ответственный за создание единого реестра государственных контрактов, был определен постановлением Правительства РФ от 3 марта 2006 г. № 117 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов». В 2006 г. уполномоченным федеральным органом исполнительной власти являлось Минэкономразвития России, с 1 января 2007 г. эти полномочия переданы Федеральному казначейству.
Несмотря на инновационный характер сферы государственных закупок, на сегодняшний момент можно говорить о создании благоприятных условий для:
Перечень основных документов для ведения реестра государственных контрактов:
За 2007 г. органами Федерального казначейства по Московской области зарегистрировано и размещено на официальном сайте 15 578 государственных контрактов, 2 080 изменений к ним и 7 439 сведений об их завершении.
Несмотря на непродолжительный период исполнения государственной функции ведения реестра государственных контрактов органами Федерального казначейства, уже сейчас отмечается увеличение количества предоставляемых сведений, в том числе с использованием системы электронного документооборота. Применение новых технологий и своевременное доведение нормативных документов до государственных заказчиков позволило существенно улучшить качество размещаемой на официальном сайте информации.
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что одним из условий эффективного функционирования системы государственных закупок в России является взаимодействие всех ветвей власти, совершенствование законодательной базы и использование новых технологий.
Справка «Бюджета»
Сергей Александрович ИЛЬМЕНСКИЙ, главный казначей отдела ведения федеральных реестров Управления Федерального казначейства по Московской области
Родился в Волгограде, в семье учителей.
В 2001 г. окончил Волгоградскую академию государственной службы при Президенте РФ, в 2005 г. там же прошел профессиональную переподготовку по программе «Государственное и муниципальное управление». В 2007 г. прошел профессиональную переподготовку в Финансовой академии при Правительстве РФ по программе «Государственные закупки».
С 2001 г. работал в отделе расходов УФК по Волгоградской области.
2001–2006 гг. – специалист 3-й, затем 2-й и 1-й категории, казначей отдела расходов УФК по Волгоградской области.
С 2006 г. по настоящее время – специалист 1-го разряда, старший казначей, главный казначей отдела ведения федеральных реестров УФК по Московской области.
Источник: © Бюджет, 2008, № 4
Первым шагом в развитии новой системы госзакупок стало принятие Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон). До вступления Закона в силу оказание услуг для государственных и муниципальных нужд не имело единства. Закон призван:
- обеспечить прозрачность механизма осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд посредством применения информационных технологий;
- стимулировать добросовестную конкуренцию и увеличение экономии бюджетных средств с помощью открытости всех этапов процедур;
- устранить возможность злоупотреблений и коррупции путем четкой регламентации процедур осуществления закупок.
Инновационный характер сферы государственных закупок, огромная территория страны, отраслевые особенности размещения госзаказа в отдельных сферах деятельности создали условия для дифференциации подходов к регулированию размещения заказов, что в свою очередь потребовало введения в действие нового Федерального закона от 20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Таким образом, процесс совершенствования нормативно-правовых основ в сфере размещения государственных заказов находится в постоянной динамике.
С целью повышения эффективности и прозрачности российской системы госзакупок, создания единого экономического пространства большое внимание в Законе было уделено информационному обеспечению. Положения Закона регламентируют порядок публикации в открытых источниках сведений о размещении заказа, его условиях, заключенных контрактах и их исполнении, а также создание единого реестра государственных контрактов. В соответствии со ст. 18 Закона ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Орган, ответственный за создание единого реестра государственных контрактов, был определен постановлением Правительства РФ от 3 марта 2006 г. № 117 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов». В 2006 г. уполномоченным федеральным органом исполнительной власти являлось Минэкономразвития России, с 1 января 2007 г. эти полномочия переданы Федеральному казначейству.
Несмотря на инновационный характер сферы государственных закупок, на сегодняшний момент можно говорить о создании благоприятных условий для:
- достижения единства экономического пространства на территории России при размещении заказов;
- эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования;
- расширения возможности участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия;
- развития добросовестной конкуренции;
- совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов;
- обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов;
- предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Перечень основных документов для ведения реестра государственных контрактов:
- постановление Правительства РФ от 27 декабря 2006 г. № 807 «Об утверждении Положения о ведении реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещаются указанные реестры»;
- письмо Минэкономразвития России № 19995-АШ/Д04, Минфина России № 02-14-10/4055 и Казначейства России № 42-7.1-15/1.3-537 от 29 декабря 2006 г.;
- письмо Казначейства России от 26 января 2007 г. № 42-7.1-15/1.5-33, касающееся порядка присвоения органами Федерального казначейства уникального номера реестровой записи государственным внебюджетным фондам для включения сведений в реестр государственных контрактов;
- письмо Казначейства России от 29 января 2007 г. № 42-7.1-17/1.5-35.
- оперативно доводят до госзаказчиков перечень законодательных и нормативных актов, а также информацию по ведению реестра государственных контрактов, в том числе в сети Интернет на сайтах www.roskazna.ru (официальный сайт Федерального казначейства) и www.mo.roskazna.ru (официальный сайт УФК по Московской области);
- принимают, проверяют и включают в реестр сведения о государственных контрактах, представленные госзаказчиками;
- принимают, проверяют и включают в реестр сведения об исполнении государственных контрактов, ранее представленных госзаказчиками.
За 2007 г. органами Федерального казначейства по Московской области зарегистрировано и размещено на официальном сайте 15 578 государственных контрактов, 2 080 изменений к ним и 7 439 сведений об их завершении.
Несмотря на непродолжительный период исполнения государственной функции ведения реестра государственных контрактов органами Федерального казначейства, уже сейчас отмечается увеличение количества предоставляемых сведений, в том числе с использованием системы электронного документооборота. Применение новых технологий и своевременное доведение нормативных документов до государственных заказчиков позволило существенно улучшить качество размещаемой на официальном сайте информации.
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что одним из условий эффективного функционирования системы государственных закупок в России является взаимодействие всех ветвей власти, совершенствование законодательной базы и использование новых технологий.
26 апреля 2008 г. УФК по Московской области – одно из первых региональных казначейств в России – отмечает 15-летний юбилей. На сегодняшний день в управлении и 59 его отделениях трудятся 1 817 сотрудников.
За 15 лет своего существования управление прошло сложный путь для достижения целей, которые были поставлены Федеральным казначейством изначально и продолжали добавляться с каждым годом. Высокий профессионализм и кропотливый труд коллектива УФК по Московской области позволили добиться хороших результатов. Вот лишь некоторые из них:
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 марта 2006 г. № 117 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов» с 1 января 2007 г. на органы Федерального казначейства возложена функция по ведению единого реестра государственных контрактов.
- эффективное обеспечение кассового исполнения федерального бюджета в условиях функционирования единого казначейского счета;
- перевод на кассовое обслуживание исполнения бюджета Московской области и 92 бюджетов муниципальных образований;
- внедрение системы электронного документооборота с администраторами доходов, распорядителями и получателями бюджетных средств;
- развитие и совершенствование системы ведения бюджетного учета, процедур составления и проверки бюджетной отчетности;
- пилотное тестирование и внедрение нового программного обеспечения.
В начале 2007 г. в УФК по Московской области создан отдел ведения федеральных реестров, основной задачей которого стало выполнение государственных функций по ведению сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов. За сравнительно небольшой срок существования отдел успешно выполнил поставленные государством перед органами Федерального казначейства задачи по совершенствованию системы государственных закупок как инструмента повышения результативности использования бюджетных средств, а также по содействию повышению эффективности и прозрачности российской системы государственных закупок.
Справка «Бюджета»
Сергей Александрович ИЛЬМЕНСКИЙ, главный казначей отдела ведения федеральных реестров Управления Федерального казначейства по Московской области
Родился в Волгограде, в семье учителей.
В 2001 г. окончил Волгоградскую академию государственной службы при Президенте РФ, в 2005 г. там же прошел профессиональную переподготовку по программе «Государственное и муниципальное управление». В 2007 г. прошел профессиональную переподготовку в Финансовой академии при Правительстве РФ по программе «Государственные закупки».
С 2001 г. работал в отделе расходов УФК по Волгоградской области.
2001–2006 гг. – специалист 3-й, затем 2-й и 1-й категории, казначей отдела расходов УФК по Волгоградской области.
С 2006 г. по настоящее время – специалист 1-го разряда, старший казначей, главный казначей отдела ведения федеральных реестров УФК по Московской области.
Источник: © Бюджет, 2008, № 4