Версия для печати 20266 Материалы по теме
Анас Адыев
Государственный финансовый контроль в современном мире выступает непременным атрибутом всей системы государственного управления и важным направлением политики. Проблемы развития и совершенствования финансового контроля особенно актуальны в Российской Федерации: этот институт требует более четкого нормативного регулирования, создания действенной системы государственных органов финансового контроля.

Правильная организация системы органов государственного финансового контроля является непременным условием эффективности его осуществления. Нечеткое разграничение полномочий, неоднозначно поставленные задачи, отсутствие взаимодействия между органами не способствуют успешному функционированию данного института. Для реализации государственного финансового контроля необходимо создание системы взаимодействующих органов, наделенных полномочиями по проведению соответствующих мероприятий. Одним из таких органов в настоящее время является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

Важнейшим законодательным актом, регулирующим основы деятельности Росфиннадзора как органа государственного финансового контроля, является Бюджетный кодекс РФ. Статья 152 Бюджетного кодекса определяет органы государственного и муниципального финансового контроля как участников бюджетного процесса, а ст. 164 относит Росфиннадзор к участникам бюджетного процесса на федеральном уровне. Однако бюджетные полномочия Росфиннадзора не раскрыты, в то время как их четкое определение способствовало бы его более эффективной работе. Как известно, наличие ясных, законодательно закрепленных полномочий дает достаточные правовые основания для мероприятий, которые осуществляются тем или иным органом государственной власти.

Глава 26 разд. 9 Бюджетного кодекса посвящена основам государственного и муниципального финансового контроля. В частности, в ст. 266 Росфиннадзор назван среди федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих финансовый контроль. В ст. 268 определено, что Росфиннадзор реализует «финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов». А ч. 2 ст. 284 гласит: «Руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных ст. 283 настоящего Кодекса:
  • принимают решения о списании (взыскании) в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями;
  • выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств».
Отметим, что указанные нормы Бюджетного кодекса предлагают рамочное регулирование, обозначают лишь ос­нов­ные направления работы и предполагают принятие дополнительных нормативных актов для более подробной регламентации деятельности Росфиннадзора. К настоящему моменту не существует достаточного правового регулирования этих вопросов, не уточнены формы и порядок осуществления полномочий. Таким образом, необходимо разработать ряд подзаконных актов, наличие которых позволит усовершенствовать систему проводимых мероприятий.

В сфере взаимоотношений Росфиннадзора с иными органами государственной власти имеется множество проблем. Отсутствие ясной и четко урегулированной системы органов финансового контроля обусловило как пробелы в некоторых сферах финансового контроля, так и дублирование функций различными органами.

Наиболее серьезные проблемы возникают при взаимодействии Федеральной службы финансово-бюд­жет­ного надзора и Счетной палаты РФ. До сих пор среди ученых и чиновников идут споры по поводу того, какой орган важнее и как между ними распределить полномочия. Некоторые специалисты утверждают, что объективный финансовый контроль может осуществлять только Счетная палата как единственный независимый орган, однако нельзя забывать о ее подотчетности Федеральному Собранию РФ. С нашей точки зрения, правильным было бы установить более четкую регламентацию и разграничение полномочий двух органов, определить приоритетные и исключительные направления деятельности каждого из них. С другой стороны, необходима координация деятельности Счетной палаты РФ и Росфиннадзора.

Чрезвычайно важно и взаимодействие Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Министерства финансов РФ. Поскольку Росфиннадзор не может выполнять правотворческие функции, нормативное регулирование различных вопросов его деятельности возлагается в основном на Министерство финансов РФ. Для обеспечения эффективного осуществления Росфиннадзором правоприменительных функций Министерство финансов РФ должно издавать акты нормативного характера, регулирующие различные сферы деятельности службы, закрепленные в положении. Однако нельзя забывать, что, хотя Росфиннадзор находится в ведении данного министерства, он не подчиняется ему непосредственно, а обладает независимостью и реализует свои полномочия самостоятельно. Смысл преобразований, произошедших в ходе административной реформы 2003 г., состоит не в создании иерархической системы «федеральное министерство – федеральная служба – федеральное агентство», а в четком разграничении компетенций названных органов исполнительной власти.

Итак, Росфиннадзор в настоящее время является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контрольно-надзорные полномочия в финансово-бюджетной сфере. Сложно сделать однозначный вывод о его роли в системе органов финансового контроля федерального уровня. Важной характеристикой Росфиннадзора является то, что его деятельность распространяется на отношения в финансово-бюджетной и валютной сферах. Таким образом, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора обладает уникальным набором задач. Представляется неверным оспаривать самостоятельность службы в отношениях с Министерством финансов РФ, так как их полномочия законодательно разграничены. Объективность проводимого финансового контроля не может быть оспорена лишь на основании того, что в новой системе федеральных органов исполнительной власти деятельность Росфиннадзора координируется Министерством финансов РФ.

Кроме того, остро стоит проблема недостаточно четкого разграничения полномочий с другими органами финансового контроля и несовершенства механизма взаимодействия с ними. Задачи органов государственного финансового контроля неконкретны, границы их ответственности размыты, а деятельность координируется слабо. Специалистами единогласно признается необходимость создания единой концепции и системы государственного финансового контроля. Принятие соответствующего законодательного акта позволило бы унифицировать порядок проведения финансового контроля, разграничить и четко определить полномочия различных органов, избежать как пробелов в осуществлении финансового контроля, так и дублирования полномочий различных органов. Необходимо обеспечить эффективное взаимодействие с органами финансового контроля как федерального, так и регионального и местного уровней. Должны развиваться взаимоотношения и с иными органами государственной власти.

Описанные проблемы характерны для всех финансово-контрольных органов РФ на данном этапе развития, и решать их нужно на уровне системы государственного финансового контроля, а не отдельного органа. Цель же конкретного органа государственной власти состоит в четком выполнении его задач в соответствии с едиными стандартами и при строгом соблюдении законодательно установленных правил и ограничений.



Справка «Бюджета»

Анас Анварович АДЫЕВ, руководитель территориального Управления Росфиннадзора в Республике Татарстан

Родился 1 мая 1951 г. в с. Туркестан Узбекской ССР.

В 1980 г. окончил Академию Министерства внутренних дел СССР. Кандидат юридических наук Работал в службе по борьбе с экономическими преступлениями Министерства внутренних дел Республики Татарстан.

С мая 2002 г. по август 2004 г. возглавлял Волго-Вятское региональное управление валютного контроля Министерства финансов РФ.

С сентября 2005 г. по настоящее время занимает пост руководителя территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан.




Источник: © Бюджет, 2008, № 4
Поделиться