Версия для печати 6127 Материалы по теме
Михаил Щетинин
Новый этап реформирования сферы бюджетных закупок в Алтайском крае начался с принятия Федерального закона № 94-ФЗ. На тот момент говорить о повышении эффективности в системе государственных закупок региона было невозможно. Раздробленность процесса, непрозрачность проводимых процедур, ограничение конкуренции приводили к значительным потерям бюджетных средств. 
Михаил ЩЕТИНИН, заместитель губернатора, начальник Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края

Становление системы

Сегодня в Алтайском крае создана единая система размещения государственного заказа, которая в своем развитии прошла ряд этапов.

В январе 2006 г. администрация Алтайского края утвердила орган, уполномоченный заниматься размещением заказов на товары, работы, услуги для обеспечения государственных нужд. Им стало Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края. Входящее в него управление государственного заказа численностью 10 человек выполняло следующие функции:
  • формирование прогнозов объемов государственного и муниципального заказов;
  • планирование их размещения;
  • квалифицированное проведение закупочных процедур;
  • размещение информации о заказах на официальном сайте Алтайского края и в официальном печатном издании;
  • ведение реестров государственных контрактов.
В течение 2006–2007 гг. уполномоченным органом сформирована нормативная правовая база, включающая 25 постановлений и распоряжений администрации Алтайского края. Основным документом является постановление администрации края от 27 декабря 2007 г. «О государственном заказе Алтайского края», которым утверждены:
  • порядок взаимодействия уполномоченного органа с госзаказчиками в сфере формирования и размещения госзаказа;
  • унифицированная форма заявки на размещение заказа.
В марте 2006 г. уполномоченный орган был наделен правами на централизацию государственного заказа по 15 наименованиям товаров, работ, услуг. Это позволило запустить в действие механизм реализации утвержденной схемы взаимодействия с государственными заказчиками. Суть схемы состояла в следующем:
  1. Для проведения закупочных процедур на основании заявок, представленных госзаказчиками, уполномоченный орган формирует пакет конкурсной документации, объединяющий их общие потребности.
  2. Приказом руководителя уполномоченного органа создается конкурсная (аукционная, котировочная) комиссия, включающая представителей госзаказчиков и других заинтересованных сторон.
  3. Проводится процедура конкурсных торгов. При размещении заказа на незначительные суммы используется способ запроса котировок.
В начале работы Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края столкнулось с непониманием госзаказчиками сути процессов централизации закупок:
  • повсеместно имели место факты умышленного дробления закупок на всех уровнях;
  • товары приобретались по договорным ценам;
  • распорядители бюджетных средств не контролировали правильность оформления заявок подведомственных учреждений;
  • часть заявок направлялась непосредственно в уполномоченный орган;
  • не проводился мониторинг цен, сложившихся на региональном рынке;
  • зачастую нарушались сроки представления заявок на размещение заказа.
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края методично приводило действия государственных заказчиков в соответствие с законом.

С апреля 2006 г. была начата работа по последовательной интеграции муниципальных закупок в централизованную схему размещения госзаказа.

На сегодняшний день

С января 2007 г. уполномоченный орган наделен правами централизации государственного заказа по всей номенклатуре товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных нужд.
 
С 2007 г. 100% закупок за счет краевого бюджета производятся только после проведения уполномоченным органом предписанных законом процедур определения поставщиков на бесплатной основе. Исключение составили закупки товаров у естественных монополистов, для которых проведение конкурсных процедур не регламентировано законодательством.

Созданная в марте 2007 г. электронная торговая площадка обеспечивает полный цикл размещения госзаказа в сочетании с единым нормативным правовым, методическим, информационным обеспечением. Ее практическая эксплуатация показала, что такая форма торговли удобна в первую очередь для субъектов малого предпринимательства и позволяет шире привлекать их к реализации закупок по госзаказу.

Правительством РФ утвержден перечень товаров, размещаемых посредством аукциона. Уполномоченный орган проводит аукционы сверх перечня: на мебель, аренду помещений, поставки оборудования и др.

Наряду с деятельностью, непосредственно связанной с централизацией размещения заказов, Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края проводит организационную работу с товаропроизводителями региона, привлекая их к участию в торгах на поставки продуктов питания для нужд государственного оборонного заказа.

Работа с муниципальными заказчиками


С целью совершенствования организации работы с муниципальными заказчиками по размещению заказов было принято постановление администрации края от 27 сентября 2007 г. «О совершенствовании системы размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд». Документом регламентирован порядок взаимодействия сторон на основе долгосрочных (трехгодичных) соглашений о проведении совместных торгов.

Отношения органов местного самоуправления городов и районов края с муниципальными заказчиками будут определяться соглашениями о передаче полномочий по заключению соглашения о проведении совместных торгов. Работа с муниципальными заказчиками по указанной схеме позволяет органам исполнительной власти контролировать закупки бюджетополучателей, а уполномоченному органу, консолидируя заявки государственных и муниципальных заказчиков, – способствовать достижению наибольшей эффективности использования бюджетных средств.

Заказы на строительные работы


Учитывая значительную (48,5%) долю строительных работ в общем объеме размещенных заказов и специ­фику отрасли, в структуре уполномоченного органа создан отдел подрядных и строительных работ.

Размещены заказы на объекты краевой адресной инвестиционной программы, программы газификации, ремонт и строительство дорог и др. При определении победителей конкурсных торгов по объектам строительства, как правило, во внимание принимались не только цена, но и такие критерии, как качество выполняемых работ, сроки ввода объекта в эксплуатацию, гарантии, предоставляемые подрядчиком. Достигнута высокая эффективность, сэкономлено более 150 млн руб. бюджетных средств.

С 1 января 2008 г. торги по объектам строительства проводятся способом открытых аукционов. Практика показала, что этот способ наиболее результативен. Так, по некоторым объектам экономия бюджетных средств составила более 50%. Это свидетельствует о том, что при формировании ценового предложения участника есть резервы для снижения начальной цены контракта.

Первые итоги проведения аукционов вызвали непонимание отдельных ответственных за строительный комплекс руководителей органов исполнительной власти края. В то же время Федеральный закон № 94-ФЗ в полной мере защищает заказчиков от недобросовестных исполнителей. Прежде всего это:
  • обеспечение заявки на участие в аукционе в размере 5%;
  • обеспечение исполнения контракта до 30% от его начальной цены;
  • реестр недобросовестных поставщиков, открытый для всеобщего доступа на официальном портале закупок;
  • возможность заказчика осуществлять поэтапную приемку и оплату товара, работы или услуги.
Практика размещения заказов на строительство, капитальный ремонт путем проведения аукционов показала, что при применении указанных защитных механизмов заявки на участие в торгах подают компании, имеющие опыт работы и хорошо зарекомендовавшие себя в данной сфере.

Федеральным законом № 94-ФЗ установлено, что в случае несогласия участников закупочных процедур с решением комиссии любой участник размещения заказа имеет право обжаловать действие либо бездействие заказчика либо уполномоченного органа.

Информационное обеспечение


Отдельным аспектом деятельности уполномоченного органа Алтайского края в области государственного заказа является информационное обеспечение размещения заказов. В течение 2007 г. на официальном сайте «Портал государственных закупок» публиковалась вся информация о процедурах размещения государственного и муниципального заказа края. Разработаны документы, которые определяют порядок регистрации заказчиков на официальном сайте и представления информации о заказах.

Обеспечено размещение на официальном сайте Алтайского края данных, содержащихся в Реестре государственных контрактов. Официальный сайт, а также газета «Государственный заказ. Алтай» (выпускается Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края с 1 января 2007 г., выходит дважды в неделю) выполняют функции информирования бизнес-об­щественности, потенциальных участников о размещении заказа в соответствии с законодательством.

Проведен открытый конкурс на создание единой автоматизированной системы «Электронная торговая площадка для государственного и муниципального заказа» для организации открытых электронных аукционов в сети Интернет. Данная информационная система введена в эксплуатацию в конце декабря 2007 г. и функционирует в режиме реального времени.

Перспективы


В результате работы, проведенной в области реформирования системы бюджетных закупок Алтайского края, уполномоченному органу удалось:
  • путем расширения пол­номочий должностных лиц и сокращения времени и цикла принятия решений повысить оперативность управления заказами;
  • за счет консолидации сократить расходы, связанные с организацией проведения процедур размещения заказов;
  • путем установления единых подходов к ценообразованию и формирования единых требований к поставщикам обеспечить единую государственную политику в области удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах.
Главными задачами уполномоченного органа на 2008 г. являются создание единой региональной системы размещения государственного и муниципального заказов и обеспечение более высокого уровня прозрачности закупок. Этому будет способствовать эксплуатация единой торговой площадки Алтайского края, обеспечивающей сквозную автоматизацию процессов размещения государственного и муниципального заказов преимущественно путем проведения открытых конкурсов, открытых аукционов, открытых аукционов в электронной форме. Возможности аналитического модуля системы позволят аккумулировать входящую информацию и консолидировать ее в данные отчетности, характеризующие результат размещения заказов и эффективность деятельности государственных заказчиков. В настоящее время осуществлен переход на использование электронной цифровой подписи, внедрен электронный документооборот.

Кроме того, в планы уполномоченного органа входит расширение взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам интегрирования федеральных закупок в систему региональных бюджетных закупок.

Статистика
На сегодняшний день в Алтайском крае действуют 440 государственных заказчиков (органы государственной власти и подведомственные им учреждения), размещение заказов для которых производит уполномоченный орган, и 791 муниципальный заказчик, который потенциально может принимать участие в совместных торгах.

За 2007 г. для нужд государственных и муниципальных заказчиков уполномоченный орган разместил заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму 6,8 млрд руб. При этом расчетная экономия оценивается в 440 млн, эффективность использования бюджетных средств составила 6,1%.

Путем проведения открытых конкурсов размещено 78,6% объемов закупок. Экономия бюджетных средств достигла 298 млн руб. В результате размещения заказов способом запроса котировок сэкономлено 17 млн, или 13% от планируемых затрат, в результате проведения аукционов в электронной форме (при существенном снижении трудоемкости их проведения) – 113 млн, или 13,3%. Экономическая эффективность по разным аукционам колебалась от 3 до 59%.

Всего в отчетном периоде в ходе конкурсных процедур сформировано более 12 тыс. лотов, из них состоялось 11,5 тыс. Участие в размещении заказов приняли более 6 тыс. компаний.

Возрастает кредит доверия к уполномоченному органу со стороны участников размещения заказов. Среднее количество участников в одном конкурсе возросло с трех в 2006 г. до семи в 2007 г., в одной котировке соответственно с двух до четырех, в одном аукционе составило шесть.

За 2006–2007 гг. заказов на продукцию для нужд муниципальных образований размещено на сумму 2,6 млрд руб.

В рамках исследования «Национальный рейтинг прозрачности закупок» Алтайский край добился значительных результатов и занял в уровне ПР + высокая прозрачность второе место, а из 77 субъектов РФ, принявших участие в рейтинге, – шестое.

Согласно прогнозу объемов продукции, закупаемой для государственных и муниципальных нужд на 2008 г., объем регионального заказа составит 14,6 млрд руб., в том числе 7 млрд – объем государственного заказа, 7,6 млрд – муниципального.



Справка «Бюджета»

Михаил Павлович ЩЕТИНИН, заместитель губернатора, начальник Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края

Родился 6 августа 1953 г. в Барнауле.

В 1976 г. окончил Алтайский политехнический институт им. И. И. Ползунова, в 1999 г. – Алтайский государственный университет, специальность «Юриспруденция».

Доктор технических наук, профессор.

С 1971 г. – электрослесарь Барнаульской ТЭЦ-1.

В 1976–1993 гг. работал в Алтайском филиале ВНИИМС, прошел путь от инженера до заведующего лабораторией процессов и аппаратов.

1993–1996 гг. – заместитель главы администрации Железнодорожного района Барнаула.

Избирался депутатом Барнаульской городской Думы трех созывов.

1996–2003 гг. – председатель комитета по экономической политике, собственности и бюджету Барнаульской городской Думы, глава администрации Железнодорожного района Барнаула.

В апреле 2007 г. назначен заместителем главы администрации Алтайского края.

С декабря 2007 г. – заместитель губернатора Алтайского края.




Источник: © Бюджет, 2008, № 4

Поделиться