Версия для печати 5639 Материалы по теме
Василий Демяшкевич
Одна из самых острых проблем в бюджетной сфере – недостаточный уровень собственных доходов местных бюджетов. Очевидно, что без помощи федеральных и региональных органов власти муниципалитетам будет сложно прийти к финансовой самодостаточности. О практике содействия органам МСУ в повышении доходности местных бюджетов рассказывает начальник управления по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации Тамбовской области Василий ДЕМЯШКЕВИЧ.

– Василий Николаевич, сегодня на всех уровнях власти говорится о необходимости увеличения самостоятельно формируемой части местных бюджетов, при этом от представителей муниципальных властей нередко можно услышать, что решение проблемы – в закреплении за муниципалитетами большего количества налоговых доходов.


– Передача какого-либо налога на местный уровень не решит проблемы всех муниципалитетов в силу большого разрыва в их социально-экономическом развитии даже в рамках одного субъекта РФ. Поэтому перераспределение налоговых доходов между областью и органами МСУ не является решением. Гораздо полезнее сегодня сконцентрироваться на мобилизации уже имеющихся источников местных доходов: повышении собираемости муниципальных налогов и увеличении неналоговых поступлений. Эти направления при грамотном подходе могут дать заметный эффект. В первую очередь есть возможность значительного увеличения налоговых доходов местных бюджетов. Ведь сегодня, как показывают многочисленные оценки, их собираемость составляет менее половины от возможного объема, хотя в недалеком прошлом, когда сельские администрации самостоятельно занимались администрированием местных налогов, этот показатель превышал 90% – очевидно наличие большого резерва.

– Возникает вопрос, как на практике использовать эту возможность и помочь муниципальным органам власти увеличить собираемость налогов?

– Над решением этой задачи сегодня работают многие. В методических рекомендациях Минфина России предлагается ряд конкретных мер: во-первых, проведение мероприятий по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечению их к налого­обложению, то есть, по сути, проведение инвентаризации собственной налоговой базы, а во-вторых, участие органов МСУ в администрировании местных налогов.

Важно, что в нормативно-правовом плане база для решения перечисленных задач создана. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2004 г. № 410 создает основу для участия в администрировании собственных доходов органами МСУ. Существует приказ ФНС от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-10/777@, определяющий порядок приема местной администрацией наличных денежных средств от налогоплательщиков (физических лиц), то есть устанавливается правовая основа для прямого контроля за собираемостью местных налогов.

Приказ ФНС от 25 февраля 2005 г. № 28н упорядочивает обмен данными органов МСУ с финансовыми и налоговыми органами. Четко определена информация, которую налоговые структуры должны предоставлять местным органам власти, – это данные как в целом о начислениях, уплаченных суммах и суммах задолженности по налогам и другим платежам, так и по видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами. Таким образом, взаимодействие с ИФНС дает местным органам власти сведения, необходимые для контроля за своей налогооблагаемой базой и ее потенциалом.

Однако на практике все не так просто. Например, для проведения инвентаризации, обработки и дальнейшего использования полученных в ее ходе данных, требуется применение информационных технологий. В свою очередь, чтобы администрировать налоги, а значит, наладить оперативный обмен данными с ИФНС и контроль оплаты налоговых уведомлений по каждому налогоплательщику, нужны современные технологии передачи данных.

К тому же налоговые органы не единственный источник информации. Для самостоятельного администрирования своих налогов органам МСУ был бы полезен обмен данными с территориальными управлениями Федеральной регистрационной службы, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Бюро технической инвентаризации, а также территориальными органами Федерального казначейства, которое может предоставлять сведения о поступивших платежах.

Важнейший информационный ресурс – похозяйственный, а в городских поселениях – территориальный учет, который позволяет получить практически полный объем данных о земельных участках и имуществе физических лиц, то есть о налоговой базе муниципалитета. Но можно ли представить оперативное использование и аналитическую обработку этой информации в традиционном бумажном виде – архивах, книгах? Очевидна необходимость перехода на электронный учет. В целом проблема сводится к поискам не источников информации, а практической возможности ее передачи и использования.

– То есть для решения задач мобилизации доходов на практике необходимо применение современных информационно-коммуникационных технологий. А как этот вопрос решается в Тамбовской области?

– В области разработана и реализуется программа информатизации органов государственной власти и местного самоуправления. В ее рамках мы изначально ставили задачу создания в муниципальных образованиях области собственных информационных систем и подключения их к единой межведомственной сети передачи данных (МСПД).

В июле 2007 г. был объявлен конкурс на выбор системы для органов МСУ. Нам необходимо было решение, позволяющее не просто вести муниципальный учет в электронном виде, но и обмениваться данными с другими органами власти (в первую очередь налоговыми), а также в дальнейшем создать автоматизированное рабочее место для самостоятельного администрирования налогов. Другими словами, ставилась задача помочь муниципалитетам организовать и вести полный и достоверный учет собственной налоговой базы. Помимо этого, система должна была обеспечивать консолидацию информации на уровне районов и области, отвечая при этом требованиям защиты персональных данных. В результате проведенного конкурса для решения вышеперечисленных задач была выбрана система «Парус».

– Насколько широк был выбор предложений в рамках конкурса?

– В конкурсе принимали участие восемь компаний, были представлены достаточно известные программные продукты. Однако критерии выбора, установленные управлением информатизации администрации Тамбовской области совместно с нашим управлением, были достаточно жесткими. Помимо функциональных возможностей, которым, безусловно, должна удовлетворять система, не менее важными критериями являлись стоимость программы, сопровождения и обучения, а также удобство работы с системой – ввода данных, выбора сведений из справочников, ведь в сельских поселениях не хватает квалифицированных кадров.

По этой же причине мы крайне внимательно подошли к вопросу организации обучения муниципальных служащих работе с новыми технологиями. С помощью системы видео-конференц-связи администрации области с городами и районами, входящей в состав МСПД, специалисты ИТ-компании обучали работе с программой сотрудников администраций поселений, собиравшихся в видеостудиях муниципальных районов (в ок­тябре-ноябре 2007 г. таким образом прошли обучение работники 345 муниципальных образований). Затем практические занятия были проведены непосредственно в муниципальных районах. После чего были организованы еженедельные консультации с помощью системы видео-конференц-связи. Подобный подход к обучению позволил уже в декабре 2007 г. приступить к вводу данных и работе с системой на местах.

Также осуществлена большая методологическая работа: создана норма­тивно-правовая основа для взаимодействия между информационными ресурсами различных органов власти, разработаны методические указания для обеспечения единообразного ведения электронного учета, унифицированы формы справок. Таким образом, в рамках проекта проводится инвентаризация налоговой базы муниципальных образований, организован ее учет и начат электронный обмен данными с ИФНС.

– Проведена большая работа. Можно ли оценить ее результаты уже сегодня?

– Администрация области в течение всего периода реформ целенаправленно идет по пути развития и укрепления МСУ на территории региона. Наше управление с момента создания в январе 2006 г. ведет с местными органами власти комплексную работу, направленную на решение проблем МСУ, причем особое внимание уделяется поэтапному созданию базы для повышения самодостаточности муниципальных образований, в том числе финансовой. Объем доходов местных бюджетов увеличивается: например, за 2007 г. он вырос на 28% без учета финансовой помощи из бюджетов вышестоящих уровней.

Проект создания системы муниципального учета, осуществленный благодаря финансовой, методологической и организационной поддержке администрации области, стал еще одним важным шагом на пути к самодостаточности, сбалансированности местных бюджетов. Мы дали в руки муниципалитетам действенный инструмент для определения и укрепления налогооблагаемой базы, оценки налогового потенциала и прогнозирования объемов налоговых доходов, учета и контроля поступления налогов и выявления неплательщиков, оперативного формирования отчетности, а также обеспечили органы местного самоуправления необходимой правовой информацией. Наши расчеты позволяют ожидать постепенного, но стабильного увеличения совокупной доли местных налогов в структуре доходов бюджетов муниципальных образований и соответственно повышения финансовой устойчивости МСУ в Тамбовской области.

Источник: Бюджет, 2008, №4

Поделиться