В 2007 г. в Европе наблюдалось усиление торговой и финансовой интеграции. К началу 2008 г. в Старом Свете сложилась динамично развивающаяся региональная система экономики. Однако эксперты Всемирного банка предполагают, что в наступившем году почти во всех странах Европы темпы экономического роста могут снизиться.
Анастасия АНДРЕЕВА
В 2007 г. экономическая активность государств зоны евро оставалась довольно высокой, причем страны ЕС опередили по темпам роста США, уступив по этому показателю только развивающимся странам Азии (рис. 1). Экономика Европы отстала лишь по темпам конвергенции. Рост был особенно динамичным в странах Балтии, нескольких государствах – членах ЕС в Центральной Европе и странах – производителях нефти, например России и Норвегии.
В последние годы темпы экономического роста в Европе определялись устойчивым внутренним спросом в сочетании с благоприятной внешней средой, в частности инвестициями, особенно в строительной сфере. Ограничение заработной платы и реформы рынка труда в странах ЕС с развитой экономикой способствовали созданию новых рабочих мест, снижению уровня безработицы и повышению доли экономически активного населения. В развитых европейских странах инфляция оставалась под контролем, и, по прогнозам, ее среднее значение в 2008 г. останется близким к целевому показателю в 2%, определенному Европейским центральным банком (ЕЦБ) и банком Англии (табл. 1). Однако в большинстве стран с формирующимся рынком, особенно тех, в которых действуют режимы курсовой привязки, инфляция значительно выше этого уровня, что в ряде случаев отражает перегрев экономики.
Финансовая нестабильность, наблюдающаяся в последнее время во всем мире, ухудшила краткосрочные перспективы развития европейской экономики. Причинами финансовых потрясений в странах Европы стали прямые риски, связанные с рынком непервоклассных ипотек в США, и взаимосвязь денежных рынков.
Сегодня денежные и кредитные рынки в странах с развитой экономикой все еще находятся в процессе возврата к нормальным условиям. Цены акций банковского сектора в этих странах свидетельствуют о продолжающейся неопределенности. Двум банкам в Германии, которые понесли прямые убытки от непервоклассных ипотек, пришлось оказать экстренную помощь, а в Великобритании пятое по размерам учреждение ипотечного кредитования, которое в существенной степени зависело от ликвидности денежного рынка, столкнулось с массовым изъятием вкладов, потребовавшим вмешательства официальных органов. Некоторые банки и учреждения ипотечного кредитования в других европейских странах также ощутили на себе отголоски американского экономического кризиса.
Эти негативные последствия финансовой нестабильности и снижение темпов роста в США, как предполагается, приведут к временному уменьшению темпов роста в европейских странах с развитой экономикой. Согласно прогнозу, страны Европы с формирующимся рынком в дальнейшем будут менее подвержены последствиям кризиса. Более того, это будет способствовать смягчению давления, связанного с упоминавшимся выше перегревом экономики, который наблюдается в ряде стран.
Чтобы снизить уязвимость и улучшить среднесрочные перспективы экономического роста, Европе необходимо продолжать бюджетную корректировку и активно проводить структурные реформы. Консолидация государственных финансов, осуществлявшаяся в последнее время, обеспечила определенные прорывы, однако во многих странах с развитой экономикой и формирующимся рынком дефицит остается слишком высоким для того, чтобы достаточно уверенно преодолевать трудности и обеспечивать устойчивость, учитывая давление на расходы, связанное со старением населения. Структурные реформы принесли свои плоды, но странам Европы с развитой экономикой все еще не удается добиться заметного прогресса в преодолении разрыва в уровне ВВП на душу населения. Тем не менее страны ЕС, достигшие наибольших успехов, продемонстрировали, что комплексные реформы дают очевидные дивиденды. Европейские государства с формирующимся рынком значительно продвинулись вперед по сравнению со странами с развитой экономикой, но с точки зрения динамики за десятилетие их результаты не столь высоки, как у более успешных стран из той же группы, особенно в Азии, а факторы уязвимости выше. Для стран Европы с формирующимся рынком важнейшее значение в 2008 г. будет иметь обеспечение более высокого потенциала экономического роста, который ожидают инвесторы.
Ожидается, что консолидация государственных финансов в зоне евро, проводимая в 2004–2006 гг. достаточно высокими темпами, в 2008 г. замедлится или прекратится. Несмотря на благоприятные перспективы, налогово-бюджетная политика в половине европейских стран должна ослабнуть, а в большинстве остальных стран снизить темпы консолидации государственных финансов. Все эти явления носят цикличный характер и в будущем могут привести к тому, что временные доходы позволят либо снижать темп корректировки, либо повышать расходы. В 2006 г. это привело к ухудшению бюджетного сальдо в Сербии, Румынии и других странах. Италия и Франция сокращают налоги и откладывают сроки дальнейшей консолидации. Норвегия урегулирует крупные профициты, связанные с ценами на нефть. На другом краю диапазона находится Венгрия, имеющая самый крупный дефицит в Европе; предполагается, что она проведет значительную бюджетную корректировку.
Существует несколько предпосылок для усиления консолидации государственных финансов в странах ЕС:
Хотя недавние финансовые потрясения показали, что финансовая интеграция сопряжена с определенными рисками, нет сомнений в том, что страны ЕС существенно выигрывают от экономической интеграции. Основаниями для нее являются торговая система, имеющая долгую историю, финансовая интеграция, ускорившаяся за последнее десятилетие, и трансграничная миграция рабочей силы, которая также возрастает. Имеются убедительные свидетельства того, что экономическая интеграция способствует повышению уровня жизни в странах ЕС. Европейские государства с формирующимся рынком стали наиболее быстро растущим рынком в Европе; по некоторым оценкам, их вклад в темпы роста стран с развитой экономикой в последние годы составлял от 0,2 до 0,4%. Финансовая интеграция также играет ключевую роль в конвергенции доходов стран Европы с формирующимся рынком. Однако большинству стран с формирующимся рынком предстоит проделать долгий путь, чтобы достичь значительных экономических выгод.
Полностью воспользоваться выгодами от интеграции и снизить уязвимость к потрясениям странам Европы удастся только в случае продолжения реформ с опорой на уже имеющийся прогресс. Структурная жесткость Европы остается ее ахиллесовой пятой, препятствующей экономическому росту, задерживающей и усложняющей адаптацию к финансовой нестабильности. Экономический подъем в Германии начался лишь после пятилетнего периода медленного роста и серьезных реформ, а в Португалии реформы, проведенные в связи с возобновлением попыток ускорить конвергенцию, которая ослабла в конце 1990-х гг., пока не дали результатов.
В большинстве европейских стран в последние годы структурные реформы продвинулись вперед. Например, реформы рынка труда в странах с развитой экономикой повысили коэффициент занятости. Заслуживает одобрения также план решительных структурных реформ во Франции. Но необходимы дальнейшие шаги, направленные на сужение налогового клина и ослабление чрезмерно жестких норм защиты занятости, а также повышение уровня конкуренции на рынке услуг. Впоследствии значение будут иметь также финансовая интеграция и реформы финансовых систем.
Сегодня все страны Европы с формирующимся рынком могут извлечь значительные выгоды из устойчивого развития своих финансовых систем в области эффективности, минимизации рисков и способности адаптироваться к потенциально изменчивым потокам иностранного капитала. Государствам – членам ЕС процесс интеграции предоставляет уникальную возможность ускорить финансовое развитие, так как конкурентное давление и надзорные риски делают дальнейшие комплексные реформы необходимыми. Страны с формирующимся рынком, не входящие в Евросоюз, должны обратить внимание на укрепление основ финансового развития путем обеспечения низкого и стабильного уровня инфляции, надлежащего качества финансовых институтов и главенства закона. Выгоды принесет также создание эффективно функционирующего рынка государственных ценных бумаг, обеспечение надежного корпоративного управления и формирование благоприятных условий для привлечения инвесторов.
Источник: Бюджет, 2008, №4
Устойчивость – прерогатива развития
В 2007 г. экономическая активность государств зоны евро оставалась довольно высокой, причем страны ЕС опередили по темпам роста США, уступив по этому показателю только развивающимся странам Азии (рис. 1). Экономика Европы отстала лишь по темпам конвергенции. Рост был особенно динамичным в странах Балтии, нескольких государствах – членах ЕС в Центральной Европе и странах – производителях нефти, например России и Норвегии.
В последние годы темпы экономического роста в Европе определялись устойчивым внутренним спросом в сочетании с благоприятной внешней средой, в частности инвестициями, особенно в строительной сфере. Ограничение заработной платы и реформы рынка труда в странах ЕС с развитой экономикой способствовали созданию новых рабочих мест, снижению уровня безработицы и повышению доли экономически активного населения. В развитых европейских странах инфляция оставалась под контролем, и, по прогнозам, ее среднее значение в 2008 г. останется близким к целевому показателю в 2%, определенному Европейским центральным банком (ЕЦБ) и банком Англии (табл. 1). Однако в большинстве стран с формирующимся рынком, особенно тех, в которых действуют режимы курсовой привязки, инфляция значительно выше этого уровня, что в ряде случаев отражает перегрев экономики.
Финансовая нестабильность, наблюдающаяся в последнее время во всем мире, ухудшила краткосрочные перспективы развития европейской экономики. Причинами финансовых потрясений в странах Европы стали прямые риски, связанные с рынком непервоклассных ипотек в США, и взаимосвязь денежных рынков.
Сегодня денежные и кредитные рынки в странах с развитой экономикой все еще находятся в процессе возврата к нормальным условиям. Цены акций банковского сектора в этих странах свидетельствуют о продолжающейся неопределенности. Двум банкам в Германии, которые понесли прямые убытки от непервоклассных ипотек, пришлось оказать экстренную помощь, а в Великобритании пятое по размерам учреждение ипотечного кредитования, которое в существенной степени зависело от ликвидности денежного рынка, столкнулось с массовым изъятием вкладов, потребовавшим вмешательства официальных органов. Некоторые банки и учреждения ипотечного кредитования в других европейских странах также ощутили на себе отголоски американского экономического кризиса.
Эти негативные последствия финансовой нестабильности и снижение темпов роста в США, как предполагается, приведут к временному уменьшению темпов роста в европейских странах с развитой экономикой. Согласно прогнозу, страны Европы с формирующимся рынком в дальнейшем будут менее подвержены последствиям кризиса. Более того, это будет способствовать смягчению давления, связанного с упоминавшимся выше перегревом экономики, который наблюдается в ряде стран.
Реформы – основа роста
Чтобы снизить уязвимость и улучшить среднесрочные перспективы экономического роста, Европе необходимо продолжать бюджетную корректировку и активно проводить структурные реформы. Консолидация государственных финансов, осуществлявшаяся в последнее время, обеспечила определенные прорывы, однако во многих странах с развитой экономикой и формирующимся рынком дефицит остается слишком высоким для того, чтобы достаточно уверенно преодолевать трудности и обеспечивать устойчивость, учитывая давление на расходы, связанное со старением населения. Структурные реформы принесли свои плоды, но странам Европы с развитой экономикой все еще не удается добиться заметного прогресса в преодолении разрыва в уровне ВВП на душу населения. Тем не менее страны ЕС, достигшие наибольших успехов, продемонстрировали, что комплексные реформы дают очевидные дивиденды. Европейские государства с формирующимся рынком значительно продвинулись вперед по сравнению со странами с развитой экономикой, но с точки зрения динамики за десятилетие их результаты не столь высоки, как у более успешных стран из той же группы, особенно в Азии, а факторы уязвимости выше. Для стран Европы с формирующимся рынком важнейшее значение в 2008 г. будет иметь обеспечение более высокого потенциала экономического роста, который ожидают инвесторы.
В зоне консолидации
Ожидается, что консолидация государственных финансов в зоне евро, проводимая в 2004–2006 гг. достаточно высокими темпами, в 2008 г. замедлится или прекратится. Несмотря на благоприятные перспективы, налогово-бюджетная политика в половине европейских стран должна ослабнуть, а в большинстве остальных стран снизить темпы консолидации государственных финансов. Все эти явления носят цикличный характер и в будущем могут привести к тому, что временные доходы позволят либо снижать темп корректировки, либо повышать расходы. В 2006 г. это привело к ухудшению бюджетного сальдо в Сербии, Румынии и других странах. Италия и Франция сокращают налоги и откладывают сроки дальнейшей консолидации. Норвегия урегулирует крупные профициты, связанные с ценами на нефть. На другом краю диапазона находится Венгрия, имеющая самый крупный дефицит в Европе; предполагается, что она проведет значительную бюджетную корректировку.
Существует несколько предпосылок для усиления консолидации государственных финансов в странах ЕС:
- образуется более широкое бюджетное пространство для урегулирования возможных значительных спадов, что имеет особое значение для ряда стран с развитой экономикой. В зоне евро достижение этой среднесрочной цели намечено на 2010 г.;
- возможно обеспечение страховки от рисков, создаваемых внешней уязвимостью, которая порождается частным сектором. Хотя общее состояние счета текущих операций в Европе близко к равновесию, за ним скрывается беспрецедентная дисперсия, причем в странах Балтии, Греции, Испании, Португалии и большинстве стран с формирующимся рынком в Юго-Восточной Европе наблюдаются крупные дефициты. Значительная доля этих дефицитов финансируется за счет займов от иностранных банков, что увеличивает внешнюю задолженность нескольких стран до уровней, существенно превышающих соответствующие показатели стран с формирующимся рынком за пределами Европы. Учитывая риск внешних потрясений, требуется создание запасов прочности, позволяющих компенсировать растущий недостаток сбережений в частном секторе за счет увеличения государственных сбережений;
- уменьшается обеспокоенность относительно устойчивости бюджета в ряде стран с формирующимся рынком (например, в Венгрии, Польше и Чехии), снижено давление на расходы в связи со старением населения во всех странах Европы. Поскольку в большинстве стран налоговое бремя уже достаточно высоко, реформирование расходов, по-видимому, является единственным возможным вариантом развития. Представляется, что во многих странах для обеспечения долгосрочной устойчивости систем социального обеспечения и здравоохранения необходимо проведение реформ.
Экономическая интеграция
Хотя недавние финансовые потрясения показали, что финансовая интеграция сопряжена с определенными рисками, нет сомнений в том, что страны ЕС существенно выигрывают от экономической интеграции. Основаниями для нее являются торговая система, имеющая долгую историю, финансовая интеграция, ускорившаяся за последнее десятилетие, и трансграничная миграция рабочей силы, которая также возрастает. Имеются убедительные свидетельства того, что экономическая интеграция способствует повышению уровня жизни в странах ЕС. Европейские государства с формирующимся рынком стали наиболее быстро растущим рынком в Европе; по некоторым оценкам, их вклад в темпы роста стран с развитой экономикой в последние годы составлял от 0,2 до 0,4%. Финансовая интеграция также играет ключевую роль в конвергенции доходов стран Европы с формирующимся рынком. Однако большинству стран с формирующимся рынком предстоит проделать долгий путь, чтобы достичь значительных экономических выгод.
Полностью воспользоваться выгодами от интеграции и снизить уязвимость к потрясениям странам Европы удастся только в случае продолжения реформ с опорой на уже имеющийся прогресс. Структурная жесткость Европы остается ее ахиллесовой пятой, препятствующей экономическому росту, задерживающей и усложняющей адаптацию к финансовой нестабильности. Экономический подъем в Германии начался лишь после пятилетнего периода медленного роста и серьезных реформ, а в Португалии реформы, проведенные в связи с возобновлением попыток ускорить конвергенцию, которая ослабла в конце 1990-х гг., пока не дали результатов.
В большинстве европейских стран в последние годы структурные реформы продвинулись вперед. Например, реформы рынка труда в странах с развитой экономикой повысили коэффициент занятости. Заслуживает одобрения также план решительных структурных реформ во Франции. Но необходимы дальнейшие шаги, направленные на сужение налогового клина и ослабление чрезмерно жестких норм защиты занятости, а также повышение уровня конкуренции на рынке услуг. Впоследствии значение будут иметь также финансовая интеграция и реформы финансовых систем.
Сегодня все страны Европы с формирующимся рынком могут извлечь значительные выгоды из устойчивого развития своих финансовых систем в области эффективности, минимизации рисков и способности адаптироваться к потенциально изменчивым потокам иностранного капитала. Государствам – членам ЕС процесс интеграции предоставляет уникальную возможность ускорить финансовое развитие, так как конкурентное давление и надзорные риски делают дальнейшие комплексные реформы необходимыми. Страны с формирующимся рынком, не входящие в Евросоюз, должны обратить внимание на укрепление основ финансового развития путем обеспечения низкого и стабильного уровня инфляции, надлежащего качества финансовых институтов и главенства закона. Выгоды принесет также создание эффективно функционирующего рынка государственных ценных бумаг, обеспечение надежного корпоративного управления и формирование благоприятных условий для привлечения инвесторов.
Источник: Бюджет, 2008, №4