Открыла собрание председатель Совета СФР, депутат Государственной Думы РФ Н. С. Максимова. Она рассказала о работе Сообщества в 2007 г. и задачах на 2008 г. Далее с докладами выступили статс-секретарь – заместитель министра регионального развития РФ В. В. Шипов, директор Департамента бюджетной политики Минфина России А. М. Лавров, директор Департамента межбюджетных отношений Минфина России А. В. Юрин, первый заместитель губернатора – начальник Департамента финансов Вологодской области, председатель секции «Финансисты субъектов РФ» С. С. Тугарин, первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор Департамента финансов, председатель секции «Финансисты муниципальных образований» А. Н. Домбровский, министр финансов Калужской области В. И. Авдеева, руководитель Управления Федерального казначейства по Волгоградской области С. П. Сазонов, заместитель председателя правительства – министр финансов Астраханской области С. К. Миронов, президент КЦ «Система» В. А. Радина.
В своих докладах выступавшие коснулись актуальных проблем бюджетного процесса в регионах и муниципальных образованиях. Обсуждались такие темы, как основные направления бюджетной и налоговой политики на 2009–2011 г.; внедрение принципов БОР; изменения нормативных правовых актов РФ по вопросам совершенствования бюджетного законодательства; особенности распределения, использования и отражения в учете и отчетности федеральных и региональных межбюджетных трансфертов в субъектах РФ и муниципальных образованиях; концепция региональной политики, проблемы реализации Федерального закона № 131-ФЗ; совершенствование бюджетного законодательства как одно из условий повышения эффективности управления территориальными финансами; реализация положений Бюджетного кодекса в части кассового обслуживания бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований органами Федерального казначейства.
По итогам общего собрания участники отметили, что в последнее время региональная политика России направлена прежде всего на укрепление полномочий территориальных органов власти, а вместе с ними – и ответственности за конечный результат. Субъекты РФ, муниципальные образования принимают меры для увеличения собственных доходов, развития экономики, привлечения капиталовложений, реализации инвестиционных проектов с привлечением средств бизнеса. Достижению названных целей способствуют и межбюджетные трансферты. Только на осуществление делегируемых полномочий федеральный центр в 2008 г. выделил регионам около 200 млрд руб.
Вместе с тем собрание считает, что ряд расходных полномочий, переданных субъектам РФ и муниципальным образованиям, не обеспечены в полном объеме доходными источниками. Принимаемые на федеральном уровне решения не всегда сопровождаются выделением необходимых средств на их реализацию.
Не способствуют наполнению собственными доходами бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований многочисленные льготы по региональным и местным налогам, предоставляемые налогоплательщикам федеральным законодательством. Так, почти 60% имущественных налогов остаются у налогоплательщиков в виде льгот, которые, как правило, не компенсируются из федерального бюджета.
Несмотря на увеличение объема финансовой помощи из федерального бюджета, разрыв между наиболее и наименее обеспеченными регионами возрастает. По официальным данным, уровень жизни в различных регионах различается в 18–20 раз, в то время как в развитых странах аналогичный показатель не превышает 3–4 раз.
Сложная ситуация и с местными бюджетами: собственных доходов не хватает даже для решения текущих проблем. В целом бюджет муниципальных образований составляет лишь 16% консолидированного бюджета страны и менее половины консолидированного бюджета регионов.
Общее собрание членов СФР поручило совету СФР:
Источник: © Бюджет, 2008, № 5
В своих докладах выступавшие коснулись актуальных проблем бюджетного процесса в регионах и муниципальных образованиях. Обсуждались такие темы, как основные направления бюджетной и налоговой политики на 2009–2011 г.; внедрение принципов БОР; изменения нормативных правовых актов РФ по вопросам совершенствования бюджетного законодательства; особенности распределения, использования и отражения в учете и отчетности федеральных и региональных межбюджетных трансфертов в субъектах РФ и муниципальных образованиях; концепция региональной политики, проблемы реализации Федерального закона № 131-ФЗ; совершенствование бюджетного законодательства как одно из условий повышения эффективности управления территориальными финансами; реализация положений Бюджетного кодекса в части кассового обслуживания бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований органами Федерального казначейства.
По итогам общего собрания участники отметили, что в последнее время региональная политика России направлена прежде всего на укрепление полномочий территориальных органов власти, а вместе с ними – и ответственности за конечный результат. Субъекты РФ, муниципальные образования принимают меры для увеличения собственных доходов, развития экономики, привлечения капиталовложений, реализации инвестиционных проектов с привлечением средств бизнеса. Достижению названных целей способствуют и межбюджетные трансферты. Только на осуществление делегируемых полномочий федеральный центр в 2008 г. выделил регионам около 200 млрд руб.
Вместе с тем собрание считает, что ряд расходных полномочий, переданных субъектам РФ и муниципальным образованиям, не обеспечены в полном объеме доходными источниками. Принимаемые на федеральном уровне решения не всегда сопровождаются выделением необходимых средств на их реализацию.
Не способствуют наполнению собственными доходами бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований многочисленные льготы по региональным и местным налогам, предоставляемые налогоплательщикам федеральным законодательством. Так, почти 60% имущественных налогов остаются у налогоплательщиков в виде льгот, которые, как правило, не компенсируются из федерального бюджета.
Несмотря на увеличение объема финансовой помощи из федерального бюджета, разрыв между наиболее и наименее обеспеченными регионами возрастает. По официальным данным, уровень жизни в различных регионах различается в 18–20 раз, в то время как в развитых странах аналогичный показатель не превышает 3–4 раз.
Сложная ситуация и с местными бюджетами: собственных доходов не хватает даже для решения текущих проблем. В целом бюджет муниципальных образований составляет лишь 16% консолидированного бюджета страны и менее половины консолидированного бюджета регионов.
Общее собрание членов СФР поручило совету СФР:
- принять участие в разработке законопроектов, направленных на решение финансово-экономических проблем основ федеративных отношений и вопросов организации государственной власти в субъектах РФ;
- подготовить предложения по внесению в Бюджетный и Налоговый кодексы изменений и дополнений, касающихся моделирования налоговой системы исходя из принципов бюджетного федерализма и самостоятельности уровней бюджетной системы;
- провести анализ эффективности методик формирования ФАИП и ФЦП и их влияния на социально-экономическое развитие регионов и ход реализации приоритетных национальных проектов в субъектах РФ;
- обеспечить регионы сводными аналитическими материалами, характеризующими финансовое положение субъектов и муниципальных образований.
Источник: © Бюджет, 2008, № 5