24–25 апреля 2008 г. делегация Сообщества финансистов России во главе с председателем секции муниципальных финансов А. Н.Домбровским посетила Харбин, административный центр провинции Хэйлунцзян КНР. Целью поездки стал обмен опытом и изучение работы финансовых и налоговых служб города.
Валерий ДЗГОЕВ
Харбин известен в Китае и за его пределами не только как политический, экономический, научный и культурный центр, но и как город неповторимой красоты и дружелюбной атмосферы. По экономическим показателям Харбин занимает 13-е место среди 187 крупнейших городов КНР, входит в число 11 городов страны, получивших право самостоятельно проводить экономическую политику в условиях рынка. В городе успешно развиваются машино- и станкостроение, отрасли оборонной промышленности, фармацевтическая и пищевая промышленность, переработка сельхозпродукции. Харбин является ведущим центром науки и образования: здесь расположены 28 вузов и множество научно-исследовательских центров.
По сравнению с древнейшими городами Китая Харбин – молодой город: он основан в 1898 г. Согласно русско-китайскому договору 1896 г. Россия получила возможность построить железную дорогу от Читы до Владивостока через Маньчжурию. В результате Харбин стал центром Китайско-Восточной железной дороги и имел тесные связи с Россией. Кстати, русских в Харбине до сих пор встречают как друзей.
Сейчас город является побратимом Хабаровска и Екатеринбурга, на очереди Якутск и Краснодар. Между Хабаровском и Харбином подписано 15 соглашений о сотрудничестве и протоколов о намерениях. В Екатеринбурге китайские строители и проектировщики планируют сооружение торгово-выставочного центра, первая очередь которого составит 50 тыс. кв. м.
Российскую делегацию принимал вице-мэр Харбина г-н Цзян Мин. В переговорах также участвовали заместитель начальника секретариата мэрии Харбина г-н Ван Чженбан, начальник канцелярии иностранных дел Харбина г-н Чжан Тяньбо, начальник финансового управления Харбина г-жа Си Чжанцин, начальник финансовой канцелярии Харбина г-н Ли Чжен Ю, директор банка Харбина г-н Го Чживен. Встреча проходила в современном высотном здании мэрии, расположенном в новом районе города, который отстроен за последние два года.
Речь на встрече шла об экономике города. Налоговые и неналоговые сборы в Харбине в 2007 г. составили 22,4 млрд юаней (рост по сравнению с предыдущим годом – 16,5%), из которых в городском бюджете осталось 13,2 млрд, а 9,2 млрд поступило в вышестоящие бюджеты. Расходы города за 2007 г. достигли 23 млрд юаней (рост – 24,7%). Дефицит бюджета покрывается государством. Следует отметить, что в последние годы бюджет становится социально ориентированным. Для сравнения: зарплата государственного служащего в Харбине равна 3 тыс. юаней.
Налоговая инспекция Харбина основана в сентябре 1994 г. На сегодняшний день в системе работают 3 тыс. сотрудников, которые контролируют 78 тыс. предприятий и 114 тыс. частных предпринимателей, чьи налоговые доходы составляют соответственно 95,1 и 4,9%.
В городе установлено 12 видов налогов: налог на реализацию, налог на прибыль организаций, налог на ресурсы, налог на строительство и обслуживание города, налог на недвижимость, земельный налог, налог на штамп, транспортный налог, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налог на городскую недвижимость, налог на табак, потребительский налог.
Государственные налоговые управления на местном уровне подконтрольны Государственной налоговой администрации, тогда как местные налоговые управления являются органами местного правительства. Государственные и местные налоговые управления занимаются всеми налогами, которыми облагаются предприятия с иностранными инвестициями.
Ставка налога на прибыль предприятия составляет 30% для зарегистрированных в Китае предприятий и 20% – для незарегистрированных (этот налог часто называют «удерживаемым»). При отсутствии бухгалтерской отчетности в Китае данный налог обычно рассчитывают на основании общей суммы контракта. Существуют также ставки налога в размере 15 и 24%, которые применяются по отношению к предприятиям с иностранными инвестициями, учрежденным в некоторых районах Китая и занимающихся определенной деятельностью. По данному налогу предприятиям с иностранными инвестициями, занимающимися определенными видами деятельности, могут предоставляться налоговые каникулы на срок до пяти лет.
Ставка подоходного налога с физических лиц является прогрессивной и зависит от размера зарплаты, имеются также некоторые региональные различия. Ежемесячный доход в размере 4 тыс. юаней в КНР налогом не облагается (1 долл. примерно равен 8,2 юаней КНР). Большая сумма облагается налогом по следующим ставкам: 4 000–4 500 юаней – 5%, 4 501–6 000 – 10%, …, 104 001 и выше – 45%.
Налог на добавленную стоимость исчисляется в размере 17% и взимается при продаже товаров и ряда услуг. Хотя в итоге налог оплачивается конечным потребителем, он взимается на всех этапах производства и реализации. Обязательство по оплате НДС возникает при выставлении инвойса (не после его оплаты), а значит, НДС может быть взыскан даже несмотря на возможный безнадежный долг. Некоторые свободные торговые зоны возмещают часть НДС за товары, продаваемые за пределы зоны, однако такая практика центральным правительством не приветствуется, поэтому вскоре подобная льгота может быть отменена.
Потребительский налог взимается в дополнение к НДС при некоторых специальных видах потребления, таких как алкогольные напитки, косметика, ювелирные изделия, бензин, автомобили и т.д. Он берется со всех предприятий и частных лиц при импортировании, производстве и переработке вышеуказанных товаров только один раз в процессе бизнеса и оплачивается конечным потребителем. Ставка налога в зависимости от различных категорий потребления варьируется в диапазоне от 3 до 50%.
Ни одно правительство не любит уклонения от налогов, и Китай здесь не исключение. Штрафы за просрочку уплаты, за неуплату налогов и другие нарушения (незнание не является оправданием) могут быть суровыми – до пятикратной суммы задолженности с погашением также и основного обязательства. В случаях явного нарушения закона у компании могут отозвать лицензию и конфисковать средства.
Источник: © Бюджет, 2008, № 5
По сравнению с древнейшими городами Китая Харбин – молодой город: он основан в 1898 г. Согласно русско-китайскому договору 1896 г. Россия получила возможность построить железную дорогу от Читы до Владивостока через Маньчжурию. В результате Харбин стал центром Китайско-Восточной железной дороги и имел тесные связи с Россией. Кстати, русских в Харбине до сих пор встречают как друзей.
Сейчас город является побратимом Хабаровска и Екатеринбурга, на очереди Якутск и Краснодар. Между Хабаровском и Харбином подписано 15 соглашений о сотрудничестве и протоколов о намерениях. В Екатеринбурге китайские строители и проектировщики планируют сооружение торгово-выставочного центра, первая очередь которого составит 50 тыс. кв. м.
Российскую делегацию принимал вице-мэр Харбина г-н Цзян Мин. В переговорах также участвовали заместитель начальника секретариата мэрии Харбина г-н Ван Чженбан, начальник канцелярии иностранных дел Харбина г-н Чжан Тяньбо, начальник финансового управления Харбина г-жа Си Чжанцин, начальник финансовой канцелярии Харбина г-н Ли Чжен Ю, директор банка Харбина г-н Го Чживен. Встреча проходила в современном высотном здании мэрии, расположенном в новом районе города, который отстроен за последние два года.
Речь на встрече шла об экономике города. Налоговые и неналоговые сборы в Харбине в 2007 г. составили 22,4 млрд юаней (рост по сравнению с предыдущим годом – 16,5%), из которых в городском бюджете осталось 13,2 млрд, а 9,2 млрд поступило в вышестоящие бюджеты. Расходы города за 2007 г. достигли 23 млрд юаней (рост – 24,7%). Дефицит бюджета покрывается государством. Следует отметить, что в последние годы бюджет становится социально ориентированным. Для сравнения: зарплата государственного служащего в Харбине равна 3 тыс. юаней.
Налоговая инспекция Харбина основана в сентябре 1994 г. На сегодняшний день в системе работают 3 тыс. сотрудников, которые контролируют 78 тыс. предприятий и 114 тыс. частных предпринимателей, чьи налоговые доходы составляют соответственно 95,1 и 4,9%.
В городе установлено 12 видов налогов: налог на реализацию, налог на прибыль организаций, налог на ресурсы, налог на строительство и обслуживание города, налог на недвижимость, земельный налог, налог на штамп, транспортный налог, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налог на городскую недвижимость, налог на табак, потребительский налог.
Государственные налоговые управления на местном уровне подконтрольны Государственной налоговой администрации, тогда как местные налоговые управления являются органами местного правительства. Государственные и местные налоговые управления занимаются всеми налогами, которыми облагаются предприятия с иностранными инвестициями.
Ставка налога на прибыль предприятия составляет 30% для зарегистрированных в Китае предприятий и 20% – для незарегистрированных (этот налог часто называют «удерживаемым»). При отсутствии бухгалтерской отчетности в Китае данный налог обычно рассчитывают на основании общей суммы контракта. Существуют также ставки налога в размере 15 и 24%, которые применяются по отношению к предприятиям с иностранными инвестициями, учрежденным в некоторых районах Китая и занимающихся определенной деятельностью. По данному налогу предприятиям с иностранными инвестициями, занимающимися определенными видами деятельности, могут предоставляться налоговые каникулы на срок до пяти лет.
Ставка подоходного налога с физических лиц является прогрессивной и зависит от размера зарплаты, имеются также некоторые региональные различия. Ежемесячный доход в размере 4 тыс. юаней в КНР налогом не облагается (1 долл. примерно равен 8,2 юаней КНР). Большая сумма облагается налогом по следующим ставкам: 4 000–4 500 юаней – 5%, 4 501–6 000 – 10%, …, 104 001 и выше – 45%.
Налог на добавленную стоимость исчисляется в размере 17% и взимается при продаже товаров и ряда услуг. Хотя в итоге налог оплачивается конечным потребителем, он взимается на всех этапах производства и реализации. Обязательство по оплате НДС возникает при выставлении инвойса (не после его оплаты), а значит, НДС может быть взыскан даже несмотря на возможный безнадежный долг. Некоторые свободные торговые зоны возмещают часть НДС за товары, продаваемые за пределы зоны, однако такая практика центральным правительством не приветствуется, поэтому вскоре подобная льгота может быть отменена.
Потребительский налог взимается в дополнение к НДС при некоторых специальных видах потребления, таких как алкогольные напитки, косметика, ювелирные изделия, бензин, автомобили и т.д. Он берется со всех предприятий и частных лиц при импортировании, производстве и переработке вышеуказанных товаров только один раз в процессе бизнеса и оплачивается конечным потребителем. Ставка налога в зависимости от различных категорий потребления варьируется в диапазоне от 3 до 50%.
Ни одно правительство не любит уклонения от налогов, и Китай здесь не исключение. Штрафы за просрочку уплаты, за неуплату налогов и другие нарушения (незнание не является оправданием) могут быть суровыми – до пятикратной суммы задолженности с погашением также и основного обязательства. В случаях явного нарушения закона у компании могут отозвать лицензию и конфисковать средства.
Источник: © Бюджет, 2008, № 5