25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 6105 Материалы по теме
Наталия Бояринова
Бюджетная политика органов местного самоуправления Братска направлена на активное содействие социальному и экономическому развитию города при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов. 
Наталия БОЯРИНОВА, заместитель начальника финансового управления администрации города Братска 

Основными целями, которые администрация ставит при выстраивании бюджетной и налоговой политики в городе, являются укрепление собственной устойчивой доходной базы, привлечение инвестиций в экономику, обеспечение сбалансированности бюджета, дальнейшее увеличение горизонта бюджетного планирования. Конечная цель – повышение уровня жизни населения. Ее достижению способствует обеспечение населения муниципальными бюджетными услугами, которые определяют качество жизни. Муниципальная финансовая политика Братска направлена на определение приоритетов, направлений деятельности, реализуемых в рамках управления финансовыми потоками на территории города. Бюджет как составная часть баланса финансовых ресурсов представляет собой динамичный документ, в который вносятся изменения, корректировки, направленные на его рационализацию.

В числе основных ориентиров рационализации финансовых ресурсов можно выделить:
  • уменьшение расходной части баланса при условии непременного решения вопросов местного значения и совокупности проблем комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
  • обеспечение доходной части баланса в объемах, достаточных для реализации принятых программ и концепций развития;
  • совершенствование качества структуры бюджета: уменьшение зависимости от средств федерального и областного бюджетов, социальная направленность.
Бюджет на 2008 г. сформирован с учетом новых требований бюджетного законодательства, вступивших в силу с 1 января 2008 г. В течение прошлого года финансовым управлением проведена серьезная работа по приведению в соответствие с законодательством и принятию новых нормативных правовых актов: утверждены 22 муниципальных правовых акта, которые регулируют бюджетные правоотношения, возникающие в ходе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджета города и контроля за его исполнением, а также в процессе осуществления муниципальных заимствований и управления муниципальным долгом Братска.

Объем доходов бюджета города на 2008 г. определен в размере 3 790 млн руб., или 120% к уровню 2007 г. Налоговые и неналоговые доходы в структуре бюджета составляют 2 520 млн, поступления межбюджетных трансфертов – 1 182 млн.

Расходы бюджета запланированы в объеме 3 940 млн руб., из них на выполнение полномочий органов местного самоуправления направлено 3 193 млн, на выполнение государственных полномочий, финансируемых за счет субвенций, – 747 млн.

По сравнению с 2005 г. бюджет Братска вырос в 1,8 раза. Расходы бюджета на социальную сферу увеличились в 1,75 раза и составляют 2 389,2 млн руб. (71%).

Значительная динамика достигнута в сфере муниципальных инвестиций: адресная инвестиционная программа увеличилась по сравнению с 2005 г. более чем в 10 раз (2005 г. – 22,5 млн руб., 2008 г. – 230,7 млн). Расходы на приобретение оборудования и капитальный ремонт возросли с 242 до 350 млн руб. (149%).

Дефицит бюджета установлен в размере 5,8% доходов без учета безвозмездных поступлений от других бюджетов, что значительно ниже планового уровня дефицита предшествующих лет, принимаемого в предельных размерах. На 2009 и 2010 гг. показатели дефицита планируются на уровне 5,5 и 5% соответственно. Формирование бюджета с предельным уровнем дефицита ведет к ежегодному наращиванию муниципального долга – данная тенденция не является экономически безопасной и требует решений, направленных на сбалансированность основных параметров бюджета на среднесрочную перспективу. Необходимость решения этой задачи обусловила выбор курса на ежегодное снижение дефицита бюджета, удержание муниципального долга на безопасном уровне при безусловном выполнении установленных расходных полномочий муниципального образования.

С 2006 г. в городе осуществляется среднесрочное финансовое планирование. Среднесрочный финансовый план Братска служит основой для составления бюджета на очередной финансовый год и разработки долгосрочных целевых программ. На среднесрочную перспективу определяется политика в области повышения доходного потенциала, управления расходами и муниципальным долгом.

В бюджетной сфере города с 2007 г. внедряются принципы бюджетного планирования, ориентированного на результат. Разработан единый перечень муниципальных бюджетных услуг и система учета потребности в таких услугах. Братск стал одним из первых муниципальных образований, в котором утверждены и применяются муниципальные стандарты качества предоставления бюджетных услуг в сфере здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, культуры, ЖКХ, транспорта. Вектором бюджетной политики муниципалитета являются долгосрочные муниципальные целевые программы. В 2008 г. в городе реализуются 26 муниципальных и ведомственных целевых программ, что в 4 раза больше, чем в 2005 г., и на восемь программ больше, чем в прошлом году. Создана нормативная правовая база для разработки, принятия, исполнения и оценки ведомственных целевых программ. Администрация Братска активно привлекает средства вышестоящих бюджетов на реализацию важных для города инвестиционных проектов.

Разработана и действует Концепция управления муниципальным долгом города Братска. Утверждены процедуры муниципальных заимствований, создана система оценки их эффективности. В 2008 г. запланированы выпуск и размещение муниципальных облигаций на сумму 350 млн руб. В результате проведения конкурса выбран генеральный агент по размещению облигаций, формируется необходимая документация.

В 2006–2007 г. Братск под руководством Министерства финансов РФ участвовал в реализации программы реформирования муниципальных финансов. По оценке Минфина России, уровень выполнения программы составил 104%.

Имеющийся кредитный рейтинг повышает инвестиционную привлекательность города и дает администрации ряд преимуществ, в числе которых:
  • улучшение условий привлечения средств на долговом рынке (как в публичном секторе, например в случае выпуска муниципальных облигаций, так и по другим видам заимствований, в частности банковским займам), снижение расходов на обслуживание долга;
  • лидерство в конкурентной борьбе за кредитные ресурсы на рынках капитала;
  • защита администрации города от необоснованных подозрений в неплатежеспособности, вызванных, допустим, дефолтом по долговым обязательствам другого российского муниципалитета;
  • независимая компетентная оценка риска кредитования, которая может эффективно применяться при выстраивании системы межбюджетных отношений, скажем, с субъектом РФ.
Присвоение Братску рейтингов означает переход на качественно иной уровень отношений не только с кредиторами и держателями долговых инструментов, но и с потенциальными инвесторами и партнерами, в том числе зарубежными, планирующими открыть производство на территории города.

Разработана методика оценки эффективности налоговых льгот, установлен запрет на предоставление таких льгот при низкой оценке финансовой эффективности. В течение 2006–2007 гг. в Братске все льготы проходили оценку в соответствии с утвержденной методикой. Объем предоставленных налоговых льгот по отношению к доходам бюджета города за 2007 г. незначителен (0,08%), а сами льготы направлены на обеспечение функционирования хозяйствующих субъектов и улучшение жизни горожан.

Определен порядок оказания консультационной и организационной поддержки субъектам малого предпринимательства. Ведется системный мониторинг деятельности малого бизнеса в городе. В период реализации программы оказана поддержка 572 субъектам, запущена муниципальная целевая программа по содействию развитию малого предпринимательства Братска, функционирует совет мэра по малому предпринимательству.

Утверждено Положение о раскрытии информации о собственности муниципального образования города Братска, проведена инвентаризация муниципальной собственности, внедрена система оценки рыночной стоимости независимыми экспертами.

Сведения о собственности города  находятся в открытом доступе: они размещаются на официальном сайте администрации города Братска и в СМИ.

Мы рассматриваем проведенные бюджетные реформы как основу для дальнейшего совершенствования системы управления муниципальными финансами. В 2008 г. финансовым управлением разработана муниципальная целевая программа «Повышение эффективности управления муниципальными финансами в городе Братске на 2008–2010 гг.», основными задачами которой стали:
  • повышение доходного потенциала бюджета города;
  • совершенствование механизмов среднесрочного финансового планирования;
  • оптимизация работы по формированию городского бюджета;
  • реализация принципов БОР;
  • совершенствование механизма социальной поддержки населения;
  • повышение качества финансового менеджмента;
  • улучшение системы управления муниципальным долгом;
  • совершенствование организации бюджетного процесса.
Проблема оптимизации механизмов исполнения бюджетов и повышения контроля за использованием бюджетных средств пока остается актуальной. Поэтому другим важным блоком является функционирование системы исполнения бюджетов с применением информационных технологий, позволяющих обеспечить сбалансированность городского бюджета, а также надежность и целевую направленность в использовании финансовых ресурсов.

Выстраивание грамотной налоговой политики, политики средне- и долгосрочного бюджетного планирования направлено на сглаживание бюджетных шоков и выравнивание во времени доходов и обязательств городского бюджета. На сегодняшний день первостепенным является вопрос увеличения собственной доходной базы. Муниципалитет задействует все предусмотренные бюджетным и налоговым законодательством возможности по установлению налогов, подлежащих зачислению в бюджет города, при соблюдении их разумной достаточности и экономической обоснованности. Значимая роль отводится взаимодействию с налоговыми органами, органами Федерального казначейства, регистрирующими органами, крупнейшими плательщиками по вопросам обеспечения полноты и своевременности поступления доходов в бюджет города.

Особое внимание уделяется администрированию доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, установлению жесткого контроля за его использованием, усилению претен­зионно-исковой работы по взысканию задолженности и проведению мероприятий по недопущению ее возникновения.

Проведение названных мероприятий, направленных на расширение доходной базы бюджета, позволит к 2010 г. повысить поступления налоговых доходов на 24%, доходов от использования муниципальной собственности на 56%, а доходов от предоставления платных услуг на 13% за счет увеличения видов и объемов таких услуг. Результатом роста собственной доходной базы бюджета должно стать устойчивое социально-экономическое развитие города.

Не менее важным направлением является грамотный, взвешенный подход к управлению денежной ликвидностью. Применяемые в настоящее время методы управления позволяют эффективно справляться с проблемой сезонных колебаний доходов и расходов, своевременно выполнять все финансовые обязательства, о чем свидетельствует практика планирования денежных потоков и казначейского исполнения городского бюджета в течение года. Финансовое управление администрации города Братска прогнозирует внутригодовые денежные потоки и сохраняет резервы ликвидности, не допуская их незапланированного расходования на текущие нужды отраслевых департаментов. В начале каждого финансового года управление утверждает подробный план движения денежных средств с уточнением структуры поступлений и расходования средств на уровне главных распорядителей бюджетных средств с разбивкой по кварталам. В кассовом плане на очередной квартал, который составляется и ведется в соответствии с утвержденным порядком, уточняются позиции финансирования участников бюджетного процесса на каждый месяц. В то же время муниципальные бюджетные учреждения обладают определенной гибкостью в части распределения финансирования расходов в пределах квартала. Необходимо отметить, что за последние пять лет у города не было просроченной кредиторской задолженности.
Администрация города Братска управляет денежными потоками с единого бюджетного счета, открытого в органе Федерального казначейства, используя электронную систему банковских расчетов. При этом лицевые счета участникам бюджетного процесса открыты в финансовом управлении в соответствии с Порядком открытия и ведения финансовым управлением администрации города лицевых счетов для учета операций по исполнению бюджета Братска, утвержденным администрацией города. На сегодняшний день специалисты управления обслуживают почти 200 лицевых счетов по учету операций за счет средств бюджета и средств, полученных от оказания платных услуг.

Применяемая в финансовом органе автоматизированная система управления бюджетным процессом и денежными ресурсами позволяет получать информацию в режиме реального времени, охватывая все уровни исполнения бюджета. Эффективное использование информационных систем управления бюджетным процессом и наличие достаточной ликвидности для осуществления ежедневных операций дают возможность проводить расход­ные операции оперативно и в полном объеме. Все банковские операции и казначейское исполнение городского бюджета автоматизированы, применяется электронная цифровая подпись. В настоящее время ведется работа по дальнейшему переводу всего бюджетного процесса на полноценный, юридически значимый электронный документооборот, при котором все без исключения финансовые документы отраслевых и функциональных органов администрации Братска, а также их подведомственных получателей будут предоставляться в финансовый орган с использованием электронных цифровых подписей без сопровождения на бумажных носителях.

Еще один, не менее важный вопрос, который необходимо решить в ближайшее время, – это автоматизация системы планирования. Большой объем рутинных операций, связанных с отсутствием программного комплекса планирования, значительно замедляет процедуру составления проекта бюджета города на очередной финансовый год. Кроме того, отсутствие единого электронного хранилища данных, необходимых для формирования среднесрочного финансового плана и проекта бюджета, препятствует интеграции разнородных сведений, обеспечению их надежного хранения и доступности. Автоматизация процесса позволит упорядочить процедуру планирования, сократить объем трудоемких рутинных операций, связанных с ручной обработкой информации, повысить точность и оперативность бюджетного планирования, хранить несколько вариантов проекта бюджета города в единой базе и при необходимости работать одновременно с несколькими вариантами, что особенно важно в случае изменения прогнозных показателей доходов в процессе формирования бюджета.



Справка «Бюджета»

Наталия Вениаминовна БОЯРИНОВА,
заместитель начальника финансового управления администрации
города Братска

Родилась 12 февраля 1970 г. в Деражнянском районе Хмельницкой области.
В 1992 г. с отличием окончила Братский индустриальный институт, специальность «Экономика и управление в строительстве»; в 2003 г. – Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, специальность «Государственное и муниципальное управление». В 2006 г. прошла курс повышения квалификации в Немецкой академии менеджмента Нижней Саксонии (Германия).
После окончания института работала в финансовом управлении города Братска ведущим специалистом, заместителем начальника бюджетного отдела, начальником отдела оперативного контроля и анализа.
С 2001 г. – заместитель начальника финансового управления администрации города Братска.
Неоднократно награждалась почетными грамотами администрации города Братска.


Поступление доходов бюджета Братска в 2008 г.


















Структура расходов бюджета Братска в 2008 г.




















Источник: © Бюджет, 2008, № 5



Читайте по теме:

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно