Версия для печати 6403 Материалы по теме
Алексей Кудрин
8 апреля в Москве состоялось заседание расширенной коллегии Министерства финансов РФ «Об итогах исполнения Федерального бюджета за 2007 г. и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2008 г. и на среднесрочную перспективу». На заседании были подведены итоги исполнения федерального бюджета за 2007 г. и озвучены новые приоритеты в экономике страны до 2020 г. 
Зинаида ЕВСЕЕНКОВА 

В работе расширенной коллегии приняли участие Председатель Правительства РФ В. А. Зубков, его первый заместитель С. Б. Иванов и заместитель С. Е. Нарышкин, председатель правления Центробанка России С. М. Игнатьев, министр экономического развития РФ Э. С. Набиуллина, первый заместитель председателя Госдумы РФ О. В. Морозов, заместитель председателя Совета Федерации С. Ю. Орлова, губернатор Тверской области Д. В. Зеленин, руководители финансовых органов субъектов РФ, научный руководитель Высшей школы экономики Е. г. Ясин и вице-президент Российского союза промышленников И. Ю. Юргенс.

В своем приветственном слове В. А. Зубков одобрил деятельность Минфина России, направленную на совершенствование налоговой системы, оптимизацию бюджетной и долговой политики, совершенствование межбюджетных отношений и усиление контроля за расходованием бюджетных средств. Предварительные итоги исполнения федерального бюджета за 2007 г. также получили хорошую оценку: доходы сложились в объеме 7 779,1 млрд руб. (23,6% ВВП), расходы составили 5 983,0 млрд (18,1% ВВП), бюджет исполнен с профицитом. Были отмечены успехи в обеспечении роста доходов бюджета, инвестиций, укрепления национальной валюты. «Бюджет, – подчеркнул В. А. Зубков, – это идеология политики страны». Сейчас идет работа по подготовке бюджета на 2009 г., разрабатывается стратегия развития страны до 2020 г.

Однако Председателем Правительства РФ были высказаны и критические замечания в адрес Минфина России. Темпы роста инфляции за последнее время заметно ускорились: только за январь-март 2008 г. они составили 4,8%. В. А. Зубков подчеркнул необходимость принятия комплекса мер для снижения инфляции, разработки «программы воздерживания».
Выступивший далее заместитель председателя правительства РФ – министр финансов А. Л. Кудрин поблагодарил В. А. Зубкова за оценку деятельности министерства. По словам А. Л. Кудрина, в 2007 г. страна наконец преодолела последствия кризиса 1998 г. По среднему уровню доходов граждан России мы сейчас вошли в число развитых стран. Внешний долг страны снижен до рекордной отметки – 2 430 млрд руб. (7,1% ВВП). Доходы субъектов РФ выросли вдвое, ликвидирована задолженность по заработной плате работников бюджетной сферы, а также по ежемесячным детским пособиям. Привлекательность внутреннего рынка как для отечественных, так и для иностранных инвесторов повысилась. Однако в сфере услуг населению отстают системы образования и здравоохранения.

Министр доложил, что в настоящий момент идет разработка концепции долгосрочного планирования «Стратегия развития страны до 2020 г.», которая даст ориентиры для макроэкономических процессов. Уже подготовлены три документа: показатели социального развития, концепция регионального развития и основы налоговой политики.

Планирование осуществляется с учетом экономических циклов. Основные цели – нефть и газ. Чтобы достичь высоких целей, государство обязано обеспечить стабильность экономики, создать новую инфраструктуру – портовую, дорожную. До 1 мая 2008 г. будет разослана методика, позволяющая прогнозировать развитие отраслей до 2020 г. По долгосрочной стратегии запрошены расчеты от регионов.

А. Л. Кудрин сообщил, что к 2010 г. планируется удвоить строительство дорог по сравнению с 2006 г., а к 2015 г. – утроить по сравнению с 2010 г. Ассигнования на здравоохранение, составляющие сейчас 7% ВВП, к 2040 г. достигнут 14%. На пенсионные выплаты к 2020 г. стране потребуется не менее 3,4% ВВП.

Бюджетный цикл на трехлетку также непрост. На 2009 г. доходы за счет нефте­газовых ресурсов будут увеличены на 3% ВВП. Однако наращивать темпы постоянно государство не может.

Далее с докладом выступила министр экономического развития и торговли РФ Э. С. Набиуллина. Она поблагодарила коллег из Минфина России за конструктивное сотрудничество и пожелала успехов в работе. Министр отметила, что, хотя в экономике наблюдаются положительные структурные сдвиги (в частности, опережающими темпами растут обрабатывающие отрасли промышленности, сфера строительства), эти изменения носят во многом локальный характер, их недостаточно для решения стоящих перед страной задач. Если не менять структуру экономики, не развивать инфраструктуру, не создавать условия для конкуренции, не удастся получить ничего, кроме нового витка инфляции. Э. С. Набиуллина подчеркнула, что российская экономика серьезно недофинансирована. Нужно расширить сферу кредитования частного бизнеса, выдавая ссуды не только на текущую деятельность, но и на реализацию новых проектов. Кроме того, по мнению докладчика, снижение в запланированных расходах федерального бюджета доли образования и здравоохранения неприемлемо.

В настоящий момент разрабатывается концепция долгосрочного развития на период до 2020 г., согласно которой бюджет должен стать ключевым элементом реализации приоритетных направлений на практике. Сегодня нужно задействовать стимулирующую функцию налоговой политики – на модернизацию промышленности, создание новых технологичных производств, частные инвестиции в образование, здравоохранение, обеспечение жильем граждан. Но снижение налоговой нагрузки на бизнес, по мнению Э. С. Набиуллиной, не самоцель – оно должно привести к увеличению объема ресурсов, направляемых на новые проекты, стать основой здорового гражданского общества.

Доклад вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей И. Ю. Юргенса был посвящен эффективному сосуществованию малых и средних предприятий, а также необходимости создания благоприятных условий для предпринимателей. «Проблемы пенсионной системы, образования, здравоохранения должны быть решены, и мы готовы работать в этом направлении вместе», – заявил И. Ю. Юргенс.

Губернатор Тверской области Д. В. Зеленин высказал благодарность Минфину России за помощь, оказываемую субъектам. Далее он рассказал о практике долгосрочного планирования на региональном уровне. В области используются среднесрочное трехлетнее планирование и система БОР. Муниципалитеты также внедряют эти методы работы. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 825 в области завершена работа по закреплению за муниципалитетами их полномочий, однако пока нет ясности в вопросе, как оценивать работу субъекта.

Бюджетная реформа, по мнению губернатора, будет эффективна только вкупе со всеми экономическими реформами. Тверская область получила средства из федерального бюджета на реформирование региональных и муниципальных финансов. В результате все школы области удалось обеспечить техникой и оборудованием, а следовательно, повысить качество образования. Долгосрочные планы позволяют региону вести собственную бюджетную политику: решать, какие отрасли развивать в первую очередь, какие предприятия создавать, – и с уверенностью смотреть в будущее.

Далее Д. В. Зеленин выделил те задачи, которые помогут субъектам в решении проблем трехлетнего периода: стратегия развития страны до 2020 г., стабильность и предсказуемость. По мнению губернатора, менять принцип межбюджетных отношений, существующую методику не следует. Однако есть трудности, связанные с участием в субсидировании, большое количество видов субсидирования. Докладчик считает, что их следует укрупнить и обеспечить финансирование. Отдельно Д. В. Зеленин отметил проблему подготовки кадров.

Первый заместитель председателя Государственной Думы РФ О. В. Морозов также поблагодарил Минфин России и лично А. Л. Кудрина за совместную работу по проектированию бюджета.

Финансовая система страны становится прозрачной, стабильной, предсказуемой, заявил О. В. Морозов. Однако в формировании адресной инвестиционной программы предсказуемости нет. Депутаты считают позицию Минфина России о единой ставке НДС ошибочной: по их мнению, ставка должна быть дифференцированной. Налогообложение доходов физических лиц в долгосрочной перспективе будет сохранено (налоговая ставка 13%).

Заместитель председателя Совета Федерации С. Ю. Орлова рассказала о проблемах органов местного само­управления (их в стране более 24 тыс.), дефицит бюджетов которых составляет 38,5 млрд руб., поскольку на сегодняшний день финансовые ресурсы сконцентрированы на федеральном и региональном уровнях. Докладчик привела данные по ряду федеральных округов, свидетельствующие об их неравномерном развитии.

Одним из приоритетных направлений государственной политики с 2007 г. и на перспективу является решение демографической проблемы; в том, что сейчас делаются шаги для ее решения, прежде всего заслуга нацпроектов. С. Ю. Орлова обратила внимание собравшихся и на проблему финансовой грамотности населения как один из факторов экономической стабильности.

Научный руководитель Высшей школы экономики Е. Г. Ясин отметил, что Россия сейчас находится в исключительном финансовом положении. Однако в ближайшее время необходимо принять решительные меры по сокращению расходов, иначе, по мнению докладчика, инфляция достигнет 25%. Для экономического роста нужно улучшить налоговое администрирование. «Бизнес тоже должен работать в условиях законодательства, а он работает в половину своих возможностей», – заметил ученый.

Заместитель председателя правительства Астраханской области – министр финансов С. К. Миронов внес предложение по итогам года рассмотреть финансовые результаты субъектов и с учетом этого оказывать финансовую поддержку регионам. Кроме того, льготы, предоставляемые на федеральном уровне, часто не позволяют в полной мере обеспечить поступление доходов в бюджет субъекта РФ по тому или иному источнику, например по налогу на имущество юридических лиц. Докладчик поддержал предложение Д. В. Зеленина по укрупнению субсидий.

Проблему софинансирования, по мне­нию министра, нужно решать с учетом налогового потенциала и бюджетной обеспеченности региона. «Наша беда, – подчеркнул докладчик, – финансирование в декабре 33% годовых расходов бюджета». Кредитование регионов должно осуществляться из федерального бюджета, ведь риска невозврата кредита практически нет. Большинство же регионов из-за отсутствия средств в федеральном бюджете на эти цели вынуждены обращаться в коммерческие банки, уплачивая высокие проценты за взятые ссуды.

Подводя итоги заседания, А. Л. Кудрин согласился, что субсидирование – это проблема, которую нужно решать. Со следующего года субсидии на инвестиции будут передаваться не по объектам, а на основе показателей обеспеченности регионов объектами и финансированием. Министр подчерк­нул, что основные направления налоговой политики на 2008 г. и на плановый период 2009–2011 гг. одобрены, снижения НДС не предполагается.

Рост доходов населения в 2008 г. остается основной движущей силой внутреннего спроса. Субъекты, отметил министр, имеют средства и должны обеспечивать повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. На федеральном уровне изысканы необходимые ресурсы, все сверхдоходы будут направлены на повышение зарплаты. Если же их окажется недостаточно, планируется осуществить заимствования. В субъектах РФ должна быть проведена аналогичная работа.

Источник: © Бюджет, 2008, №5


Поделиться