В Российской Федерации осуществляется поэтапный переход к внедрению практики эффективного финансового менеджмента в общественном секторе. О современных информационных технологиях финансового менеджмента в бюджетном процессе рассказывают аналитики компании «Кейсистемс».
Административная реформа
Неуклонное приближение к окончанию срока реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия» (2002–2010 гг.) позволяет говорить о завершающем витке развития информационных технологий в сфере государственного управления и общественных интересов. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти определена на период до 2010 г., как и концепция региональной информатизации. Сроки внедрения административной реформы также отодвинуты до 2010 г.
Случайно ли это? Безусловно, нет. За последние годы законотворческие органы Российской Федерации проделали огромную работу в области регламентации и стандартизации государственных услуг с целью обеспечения их прозрачности, параллельно решая проблему коррупции во власти. Таким образом, 2010 г. должен стать значимой вехой, заключительным аккордом в череде событий по всеобъемлющей информатизации государственной власти.
Во исполнение перечисленных инициатив активно формируются новые федеральные и региональные административные регламенты и законопроекты. С 2006 г. было утверждено порядка 200 административных регламентов федеральных органов исполнительной власти, на рассмотрении находится законопроект «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», регулирующий доступ к информации для граждан и юридических лиц. После принятия этого федерального закона можно будет говорить о создании государственных порталов, интернет-аналогов многофункциональных центров.
От документов к процессам
Административная реформа наложила свой отпечаток на развитие информационных технологий, ориентированных на государственный сектор. Моделирование бизнес-процессов сейчас становится все более популярным, причем не только в коммерческой среде, но и в сфере государственных и общественных отношений. Процессный подход, в отличие от функционального, характеризуется наличием конкретных целей, измеримостью результатов и прозрачностью управления и контроля. Типичным примером такого процесса является бюджетирование, ориентированное на результат. Федеральное казначейство, например, использует так называемые технологические регламенты, которые представляют собой реализацию административной реформы в области программного обеспечения, для организации единообразной работы всей системы Казначейства России.
Основное внимание «Кейсистемс» сегодня уделяет механизмам интеграции отдельных бюджетных процессов в единое целое. Специалисты компании на архитектуре SOA (Service-Oriented Architecture) разработали платформу SMART с включенной поддержкой открытых XML-стандартов WS-BPEL 2.0 и BPEL4People. Перечисленные стандарты призваны регламентировать описание и взаимодействие различных бизнес-процессов в гетерогенной среде, состоящей из множества средств автоматизации.
Качество управления
На сегодняшний день в большинстве субъектов РФ, в том числе в региональных казначействах, применяются технологии «Кейсистемс», а бюджетный процесс строится на основе комплекса «Бюджет-КС». Достичь этого удалось прежде всего благодаря комплексному подходу и современным технологиям автоматизации. На данном этапе акценты сместились в сторону управленческих задач, в плоскость повышения качества финансового менеджмента. Главным распорядителям уже недостаточно использовать разные программные средства для планирования и исполнения бюджета – требуется в едином бизнес-процессе отслеживать документы, начиная с заявки на изменение бюджетной росписи и заканчивая платежным поручением.
Проект под рабочим названием «Управление-КС» дополняет «Бюджет-КС» в его интернет-реализации (WEB) и на обновленной платформе SMART и обеспечивает выполнение административно-управленческих процессов в виде технологических регламентов. Реализация этого проекта позволит руководителям и специалистам «увидеть» потоки документов на специальных схемах процессов и получить удобные инструменты управления полномочиями и функциями подразделений.
Процесс обязательно имеет целевую направленность, критерии переходов по этапам, контрольные и оценочные показатели, а также входные управляющие параметры. В любой момент можно узнать, сколько документов находится в работе и на какой стадии, какова загруженность специалистов, автоматически проконтролировать сроки исполнения. Управленческие процессы классифицируются по их принадлежности, а по результатам исполнения вычисляются статистические и контрольные показатели.
«Рука на пульсе»
Для руководителя все процессы становятся прозрачными: выполнение работ отслеживается непосредственно по графической схеме процесса. Руководитель получает расчетные значения контрольных показателей и расшифровки процесса на всех этапах – вплоть до конкретных специалистов – в режиме реального времени. В результате вводится в действие система мониторинга исполнения функций и полномочий финансового органа или главного распорядителя средств бюджета, формируется целостная картина загруженности подразделений в количественных и качественных характеристиках, статистика соблюдения установленных регламентов, критические точки и др. Важно, что в статистику можно включить все факты отработки процессов, а не только успешные результаты, например отчет о количестве отклоненных (забракованных) документов.
Важной технологической особенностью платформы SMART является возможность построения вертикали управления. Главный распорядитель может распространять управленческие процессы на всю подведомственную сеть и осуществлять автоматизированную маршрутизацию поручений и документов с последующей консолидацией результатов.
Заключение
При оценке качества финансового менеджмента Минфин России выделяет целый ряд направлений, в том числе планирование, исполнение бюджета, исполнение судебных актов, отчетность, контроль и аудит, подведомственная сеть, сетевые ресурсы, квалификация сотрудников (приказ от 10 декабря 2007 г. № 123н). Однако все критерии и оценочные метрики относятся на счет качества и результативности административно-управленческих процессов. Необходимы эффективные инструменты управления в целом – в этом направлении и предстоит основная работа.
http://www.keysystems.ru
На правах рекламы
Источник: © Бюджет, 2008, № 5
Административная реформа
Неуклонное приближение к окончанию срока реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия» (2002–2010 гг.) позволяет говорить о завершающем витке развития информационных технологий в сфере государственного управления и общественных интересов. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти определена на период до 2010 г., как и концепция региональной информатизации. Сроки внедрения административной реформы также отодвинуты до 2010 г.
Случайно ли это? Безусловно, нет. За последние годы законотворческие органы Российской Федерации проделали огромную работу в области регламентации и стандартизации государственных услуг с целью обеспечения их прозрачности, параллельно решая проблему коррупции во власти. Таким образом, 2010 г. должен стать значимой вехой, заключительным аккордом в череде событий по всеобъемлющей информатизации государственной власти.
Во исполнение перечисленных инициатив активно формируются новые федеральные и региональные административные регламенты и законопроекты. С 2006 г. было утверждено порядка 200 административных регламентов федеральных органов исполнительной власти, на рассмотрении находится законопроект «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», регулирующий доступ к информации для граждан и юридических лиц. После принятия этого федерального закона можно будет говорить о создании государственных порталов, интернет-аналогов многофункциональных центров.
От документов к процессам
Административная реформа наложила свой отпечаток на развитие информационных технологий, ориентированных на государственный сектор. Моделирование бизнес-процессов сейчас становится все более популярным, причем не только в коммерческой среде, но и в сфере государственных и общественных отношений. Процессный подход, в отличие от функционального, характеризуется наличием конкретных целей, измеримостью результатов и прозрачностью управления и контроля. Типичным примером такого процесса является бюджетирование, ориентированное на результат. Федеральное казначейство, например, использует так называемые технологические регламенты, которые представляют собой реализацию административной реформы в области программного обеспечения, для организации единообразной работы всей системы Казначейства России.
Основное внимание «Кейсистемс» сегодня уделяет механизмам интеграции отдельных бюджетных процессов в единое целое. Специалисты компании на архитектуре SOA (Service-Oriented Architecture) разработали платформу SMART с включенной поддержкой открытых XML-стандартов WS-BPEL 2.0 и BPEL4People. Перечисленные стандарты призваны регламентировать описание и взаимодействие различных бизнес-процессов в гетерогенной среде, состоящей из множества средств автоматизации.
Качество управления
На сегодняшний день в большинстве субъектов РФ, в том числе в региональных казначействах, применяются технологии «Кейсистемс», а бюджетный процесс строится на основе комплекса «Бюджет-КС». Достичь этого удалось прежде всего благодаря комплексному подходу и современным технологиям автоматизации. На данном этапе акценты сместились в сторону управленческих задач, в плоскость повышения качества финансового менеджмента. Главным распорядителям уже недостаточно использовать разные программные средства для планирования и исполнения бюджета – требуется в едином бизнес-процессе отслеживать документы, начиная с заявки на изменение бюджетной росписи и заканчивая платежным поручением.
Проект под рабочим названием «Управление-КС» дополняет «Бюджет-КС» в его интернет-реализации (WEB) и на обновленной платформе SMART и обеспечивает выполнение административно-управленческих процессов в виде технологических регламентов. Реализация этого проекта позволит руководителям и специалистам «увидеть» потоки документов на специальных схемах процессов и получить удобные инструменты управления полномочиями и функциями подразделений.
Процесс обязательно имеет целевую направленность, критерии переходов по этапам, контрольные и оценочные показатели, а также входные управляющие параметры. В любой момент можно узнать, сколько документов находится в работе и на какой стадии, какова загруженность специалистов, автоматически проконтролировать сроки исполнения. Управленческие процессы классифицируются по их принадлежности, а по результатам исполнения вычисляются статистические и контрольные показатели.
«Рука на пульсе»
Для руководителя все процессы становятся прозрачными: выполнение работ отслеживается непосредственно по графической схеме процесса. Руководитель получает расчетные значения контрольных показателей и расшифровки процесса на всех этапах – вплоть до конкретных специалистов – в режиме реального времени. В результате вводится в действие система мониторинга исполнения функций и полномочий финансового органа или главного распорядителя средств бюджета, формируется целостная картина загруженности подразделений в количественных и качественных характеристиках, статистика соблюдения установленных регламентов, критические точки и др. Важно, что в статистику можно включить все факты отработки процессов, а не только успешные результаты, например отчет о количестве отклоненных (забракованных) документов.
Важной технологической особенностью платформы SMART является возможность построения вертикали управления. Главный распорядитель может распространять управленческие процессы на всю подведомственную сеть и осуществлять автоматизированную маршрутизацию поручений и документов с последующей консолидацией результатов.
Заключение
При оценке качества финансового менеджмента Минфин России выделяет целый ряд направлений, в том числе планирование, исполнение бюджета, исполнение судебных актов, отчетность, контроль и аудит, подведомственная сеть, сетевые ресурсы, квалификация сотрудников (приказ от 10 декабря 2007 г. № 123н). Однако все критерии и оценочные метрики относятся на счет качества и результативности административно-управленческих процессов. Необходимы эффективные инструменты управления в целом – в этом направлении и предстоит основная работа.
Из Бюджетного послания Президента РФ В. В. Путина на 2008–2010 гг.
Финансовым органам следует, учитывая позитивный опыт проведенного в 2004–2006 гг. эксперимента по реализации методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты, внедрить систему мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств.
http://www.keysystems.ru
На правах рекламы
Источник: © Бюджет, 2008, № 5