Реформы№5 Май 2008 — 05 июня 2008

Построить эффективную модель образования

Версия для печати 5863 Материалы по теме
Александр Рождественский
Государство стремится сделать сферу образования конкурентоспособной, ведь без нее не могут существовать ни эффективная экономика, ни эффективное государство. 
Александр РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию 

Федеральное агентство по образованию (Рособразование), реализуя государственную образовательную политику, своей перво­очередной задачей считает организацию эффективного исполнения федерального бюджета. В федеральном бюджете на 2008 г. расходы Рособразования, включая приоритетный нацпроект, федеральные целевые программы и научные исследования, установлены в объеме 225,8 млрд руб., что на 9,5% больше, чем в 2007 г. Ассигнования на обеспечение деятельности подведомственных учреждений возрастут на 14,5% и составят 145,1 млрд руб.

Надежной базой для создания современной модели образования стали позитивные изменения, которые произошли с реализацией нацпроекта «Образование», комплексных планов и программ развития сферы образования, развитием законодательной базы. В таких условиях можно и нужно решать три основные задачи: повышать качество образования, обеспечивать его доступность и его соответствие потребностям рынка труда.

Федеральное агентство по образованию и подведомственные ему образовательные учреждения за последние годы добились серьезных успехов. Значительно повышено качество и усилена практикоориентированность профессионального образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям федерального и региональных рынков труда. Проведен комплекс мероприятий, обеспечивающих полномасштабную интеграцию российской высшей школы в общеевропейское и мировое образовательное пространство. Созданы условия для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи. Много сделано для стимулирования инновационной деятельности. Сформирована эффективная система управления качеством в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Совершенствуется система управления образованием на основе принципов стратегического менедж­мента и развития государственно-общественного характера такого управ­ления.

В сложных условиях продолжающегося демографического спада подведомственные Рособразованию учреждения всех уровней профессионального образования успешно справились с планом приема студентов и учащихся, установленным контрольными цифрами на 2007 г. При этом на места, финансируемые из федерального бюджета, зачислено 40% первокурсников вузов и 66,4% – средних специальных учебных заведений. Следует подчеркнуть, что доля приема студентов средних специальных учебных заведений с полным возмещением затрат остается достаточно большой, прежде всего за счет 50 вузов, реализующих программы среднего профессионального образования только на платных отделениях.

Число студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, в последние годы достигает 205–209 человек на 10 тыс. населения при законодательно установленной норме в 170 человек. Если же учесть общую демографическую ситуацию, характеризующуюся повышением среднего возраста жителей России и сокращением выпуска из общеобразовательных школ, то очевидным становится существенное расширение возможности получения бесплатного высшего образования.

Представленная структура подготовки кадров в вузах сложилась в результате значительного сокращения бюджетных мест по очной форме обучения, которое коснулось таких укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, как гуманитарные науки (на 12,4%), социальные науки (на 20,2%), экономика и управление (на 9,1%). При этом несколько увеличился прием по ряду инженерных специальностей, прежде всего связанных с освоением высоких технологий, информатизацией, информационной безопасностью.

Однако потребности растущей российской экономики ставят перед нами задачу кардинального пересмотра структуры подготовки кадров, и не только в сфере высшего профессионального образования, в пользу инже­нерно-технических специальностей, стройиндустрии, машиностроения, сельского хозяйства, жилищно-комму­наль­ной сферы.

Необходимо формирование стратегического партнерства с работодателями: это позволит сделать профессиональное образование по-настоящему непрерывным. В детальной проработке нуждается вопрос о конкретных формах партнерства бизнеса и образования, которые дадут работодателю возможность влиять на качество подготовки специалистов, организацию учебного процесса и производственной практики, оказывать учреждениям профессионального образования финансовую и материальную помощь для решения задачи непрерывного обеспечения экономики высококвалифицированными кадрами.

Стремительно меняющиеся в условиях постиндустриального общества требования к подготовке специалистов заставляют нас задумываться не только о структуре направлений подготовки, но и об оптимизации сети образовательных учреждений. Принципиально новым шагом в этом направлении явилось создание в конце 2006 г. двух федеральных университетов, которые объединили в себе потенциал восьми достаточно крупных вузов и ряда академических структур, а также появление Московской и Санкт-Петербургской бизнес-школ. Идею формирования высшего учебного заведения нового типа, соответствующего лучшим мировым стандартам профессионального образования, сейчас реализуют Сибирский и Южный федеральные университеты, Московская бизнес-школа «Сколково» и Высшая школа менеджмента СПбГУ; именно они призваны стать образцом для развития российской высшей школы. Согласно поручению № Пр-2317 от 4 декабря 2007 г. Президента РФ мы должны разработать концепцию создания и развития сети федеральных университетов, формирования правовых и финансовых основ их деятельности.

Проведенный конкурс инновационных проектов стал уникальным поводом для переосмысления учреждениями профессионального образования своей миссии в соответствии с требованиями экономики, запросами работодателей и общества. Благодаря конкурсу были выбраны проекты лучших учебных заведений – 57 вузов и 76 учреждений начального и среднего профессионального образования. Таким образом, инновационное развитие учреждений профессионального образования стало мощным финансовым и организационным импульсом развития, используя который мы должны добиться системных изменений в подготовке специалистов, превратить вузы-победители в своего рода ресурсные центры, учебно-материальный, научный и методический потенциал которых станет базой для повышения квалификации руководителей, про­фессорско-преподавательского состава других вузов, проведения стажировок их студентов и аспирантов.

Другим весьма эффективным направлением совершенствования структуры образовательных учреждений является формирование вертикально интегрированных образовательных комплексов. В 2006–2007 гг. Рос­образованием было создано 24 таких комплекса, объединивших учреждения высшего и среднего профессионального образования, три комплекса, включивших в себя также профессиональные училища, и шесть комплексов типа «среднее специальное учебное заведение – профессиональное училище». Как показывает практика, способы такой интеграции могут быть различными. К примеру, Тюменский государственный нефтегазовый университет с участием региональной администрации сумел, несмотря на сложности финансового и имущественного характера, интегрировать в свой состав учреждения СПО и НПО регионального подчинения. Всего же в 2007 г. реорганизации в различных формах подверглись 113 подведомственных Рос­образованию учреждений.

Есть и еще одна проблема. С одной стороны, в отраслях реального сектора экономики все заметнее нехватка высококвалифицированных рабочих и дипломированных специалистов среднего звена. С другой – контингент обу­чающихся в учреждениях начального и особенно среднего профессионального образования, и без того сильно ограниченный в условиях выросшего, в том числе за счет филиалов, приема в высшие учебные заведения, катастрофически сужается вследствие сокращения числа выпускников общеобразовательных школ.

По данным Росстата, в 2006 г. общий прием в вузы, включая негосударственные, составил около 1,7 млн человек. На первый курс поступило 840 тыс. выпускников средней школы того же года, то есть 49,4% от общего приема. Выпуск из 11-х классов в 2006 г. распределился следующим образом: 68,3% школьников поступили в вузы, около 20% – в учреждения среднего профессионального образования и чуть больше 9% – в учреждения начального профессионального образования. Если учесть, что, по прогнозам, в 2010 г. весь выпуск из 11-х классов составит около 820 тыс. человек, то даже при полном прекращении приема в учреждения среднего и начального профессионального образования (чего мы, естественно, допустить не можем) число мест, предлагаемых высшей школой, – с учетом множества филиалов и негосударственных вузов – значительно превысит количество выпускников школы. Вопрос этот требует тщательной совместной проработки, в том числе на уровне субъектов РФ, при участии руководителей учреждений профессионального образования всех уровней с учетом требований, предъявляемых федеральным законом об установлении обязательности общего среднего образования.

Объективное снижение количества выпускников вузов со всей очевидностью ставит вопрос о резком повышении качества их подготовки. В этой связи проблемы воспитания и повышения квалификации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации занимают все большее место в деятельности Рособразования и подведомственных ему учебных заведений.
В 2007 г. в системе Рособразования действовало 329 аспирантур и 246 докторантур, в которых обучались 85,6 тыс. аспирантов и более 3 тыс. докторантов. Средняя эффективность работы аспирантур в системе Рособразования в 2007 г. составила 34,5%, докторантур – 32,2%. В 2007 г. свою квалификацию повысили более 75 тыс. преподавателей образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, находящихся в ведении Рос­образования. Эта работа была организована на базе 181 вуза и 19 учреждений дополнительного профессионального образования.

Актуальной остается задача выработки механизмов интеграции образования и научной деятельности, создания научно-образовательных центров, технопарков и бизнес-инкубаторов для осуществления взаимодействия образования и инновационной экономики.

К сожалению, несмотря на очевидные позитивные сдвиги, произошедшие за последние годы, имеют место справедливая критика работодателями качества подготовки дипломированных специалистов и многочисленные нарекания общественности, связанные со снижением доступности бесплатного качественного профессионального образования. Кроме того, в стране есть тысячи молодых специалистов, которые не востребованы рынком труда и работают не по специальности, полученной в вузе. Все это должно стать стимулом для критического анализа и поиска новых путей решения стоящих перед профессиональной школой задач.



Справка «Бюджета»

Александр Викторович РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию

Родился 10 января 1965 г. в Москве.
В 1989 г. окончил математический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина;
в 2000 г. – экономический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Кандидат педагогических наук.
1989–1991 гг. – учитель математики средней школы № 145 Фрунзенского района города Москвы.
1991–1992 гг. – методист Компьютерного учебно-демонстрационного и информационно-издательского центра.
В 1992–1995 гг. работал в коммерческих структурах.
1995–2002 гг. – исполнительный директор, а с 1999 г. – генеральный директор аудиторской и консалтинговой фирмы «Топ-Аудит» RSMi.
2002 г. – первый заместитель генерального директора по финансам и экономике производственно-строительного концерна «Крост».
2002–2004 гг. – заместитель руководителя Департамента экономики и управления государственной собственностью Министерства транспорта РФ.
С 9 августа 2004 г. – заместитель руководителя Федерального агентства по образованию.



Источник: © Бюджет, 2008, № 5

Поделиться