
Александр РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию
Федеральное агентство по образованию (Рособразование), реализуя государственную образовательную политику, своей первоочередной задачей считает организацию эффективного исполнения федерального бюджета. В федеральном бюджете на 2008 г. расходы Рособразования, включая приоритетный нацпроект, федеральные целевые программы и научные исследования, установлены в объеме 225,8 млрд руб., что на 9,5% больше, чем в 2007 г. Ассигнования на обеспечение деятельности подведомственных учреждений возрастут на 14,5% и составят 145,1 млрд руб.
Надежной базой для создания современной модели образования стали позитивные изменения, которые произошли с реализацией нацпроекта «Образование», комплексных планов и программ развития сферы образования, развитием законодательной базы. В таких условиях можно и нужно решать три основные задачи: повышать качество образования, обеспечивать его доступность и его соответствие потребностям рынка труда.
Федеральное агентство по образованию и подведомственные ему образовательные учреждения за последние годы добились серьезных успехов. Значительно повышено качество и усилена практикоориентированность профессионального образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям федерального и региональных рынков труда. Проведен комплекс мероприятий, обеспечивающих полномасштабную интеграцию российской высшей школы в общеевропейское и мировое образовательное пространство. Созданы условия для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи. Много сделано для стимулирования инновационной деятельности. Сформирована эффективная система управления качеством в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Совершенствуется система управления образованием на основе принципов стратегического менеджмента и развития государственно-общественного характера такого управления.
В сложных условиях продолжающегося демографического спада подведомственные Рособразованию учреждения всех уровней профессионального образования успешно справились с планом приема студентов и учащихся, установленным контрольными цифрами на 2007 г. При этом на места, финансируемые из федерального бюджета, зачислено 40% первокурсников вузов и 66,4% – средних специальных учебных заведений. Следует подчеркнуть, что доля приема студентов средних специальных учебных заведений с полным возмещением затрат остается достаточно большой, прежде всего за счет 50 вузов, реализующих программы среднего профессионального образования только на платных отделениях.
Число студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, в последние годы достигает 205–209 человек на 10 тыс. населения при законодательно установленной норме в 170 человек. Если же учесть общую демографическую ситуацию, характеризующуюся повышением среднего возраста жителей России и сокращением выпуска из общеобразовательных школ, то очевидным становится существенное расширение возможности получения бесплатного высшего образования.
Представленная структура подготовки кадров в вузах сложилась в результате значительного сокращения бюджетных мест по очной форме обучения, которое коснулось таких укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, как гуманитарные науки (на 12,4%), социальные науки (на 20,2%), экономика и управление (на 9,1%). При этом несколько увеличился прием по ряду инженерных специальностей, прежде всего связанных с освоением высоких технологий, информатизацией, информационной безопасностью.
Однако потребности растущей российской экономики ставят перед нами задачу кардинального пересмотра структуры подготовки кадров, и не только в сфере высшего профессионального образования, в пользу инженерно-технических специальностей, стройиндустрии, машиностроения, сельского хозяйства, жилищно-коммунальной сферы.
Необходимо формирование стратегического партнерства с работодателями: это позволит сделать профессиональное образование по-настоящему непрерывным. В детальной проработке нуждается вопрос о конкретных формах партнерства бизнеса и образования, которые дадут работодателю возможность влиять на качество подготовки специалистов, организацию учебного процесса и производственной практики, оказывать учреждениям профессионального образования финансовую и материальную помощь для решения задачи непрерывного обеспечения экономики высококвалифицированными кадрами.
Стремительно меняющиеся в условиях постиндустриального общества требования к подготовке специалистов заставляют нас задумываться не только о структуре направлений подготовки, но и об оптимизации сети образовательных учреждений. Принципиально новым шагом в этом направлении явилось создание в конце 2006 г. двух федеральных университетов, которые объединили в себе потенциал восьми достаточно крупных вузов и ряда академических структур, а также появление Московской и Санкт-Петербургской бизнес-школ. Идею формирования высшего учебного заведения нового типа, соответствующего лучшим мировым стандартам профессионального образования, сейчас реализуют Сибирский и Южный федеральные университеты, Московская бизнес-школа «Сколково» и Высшая школа менеджмента СПбГУ; именно они призваны стать образцом для развития российской высшей школы. Согласно поручению № Пр-2317 от 4 декабря 2007 г. Президента РФ мы должны разработать концепцию создания и развития сети федеральных университетов, формирования правовых и финансовых основ их деятельности.
Проведенный конкурс инновационных проектов стал уникальным поводом для переосмысления учреждениями профессионального образования своей миссии в соответствии с требованиями экономики, запросами работодателей и общества. Благодаря конкурсу были выбраны проекты лучших учебных заведений – 57 вузов и 76 учреждений начального и среднего профессионального образования. Таким образом, инновационное развитие учреждений профессионального образования стало мощным финансовым и организационным импульсом развития, используя который мы должны добиться системных изменений в подготовке специалистов, превратить вузы-победители в своего рода ресурсные центры, учебно-материальный, научный и методический потенциал которых станет базой для повышения квалификации руководителей, профессорско-преподавательского состава других вузов, проведения стажировок их студентов и аспирантов.
Другим весьма эффективным направлением совершенствования структуры образовательных учреждений является формирование вертикально интегрированных образовательных комплексов. В 2006–2007 гг. Рособразованием было создано 24 таких комплекса, объединивших учреждения высшего и среднего профессионального образования, три комплекса, включивших в себя также профессиональные училища, и шесть комплексов типа «среднее специальное учебное заведение – профессиональное училище». Как показывает практика, способы такой интеграции могут быть различными. К примеру, Тюменский государственный нефтегазовый университет с участием региональной администрации сумел, несмотря на сложности финансового и имущественного характера, интегрировать в свой состав учреждения СПО и НПО регионального подчинения. Всего же в 2007 г. реорганизации в различных формах подверглись 113 подведомственных Рособразованию учреждений.
Есть и еще одна проблема. С одной стороны, в отраслях реального сектора экономики все заметнее нехватка высококвалифицированных рабочих и дипломированных специалистов среднего звена. С другой – контингент обучающихся в учреждениях начального и особенно среднего профессионального образования, и без того сильно ограниченный в условиях выросшего, в том числе за счет филиалов, приема в высшие учебные заведения, катастрофически сужается вследствие сокращения числа выпускников общеобразовательных школ.
По данным Росстата, в 2006 г. общий прием в вузы, включая негосударственные, составил около 1,7 млн человек. На первый курс поступило 840 тыс. выпускников средней школы того же года, то есть 49,4% от общего приема. Выпуск из 11-х классов в 2006 г. распределился следующим образом: 68,3% школьников поступили в вузы, около 20% – в учреждения среднего профессионального образования и чуть больше 9% – в учреждения начального профессионального образования. Если учесть, что, по прогнозам, в 2010 г. весь выпуск из 11-х классов составит около 820 тыс. человек, то даже при полном прекращении приема в учреждения среднего и начального профессионального образования (чего мы, естественно, допустить не можем) число мест, предлагаемых высшей школой, – с учетом множества филиалов и негосударственных вузов – значительно превысит количество выпускников школы. Вопрос этот требует тщательной совместной проработки, в том числе на уровне субъектов РФ, при участии руководителей учреждений профессионального образования всех уровней с учетом требований, предъявляемых федеральным законом об установлении обязательности общего среднего образования.
Объективное снижение количества выпускников вузов со всей очевидностью ставит вопрос о резком повышении качества их подготовки. В этой связи проблемы воспитания и повышения квалификации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации занимают все большее место в деятельности Рособразования и подведомственных ему учебных заведений.
В 2007 г. в системе Рособразования действовало 329 аспирантур и 246 докторантур, в которых обучались 85,6 тыс. аспирантов и более 3 тыс. докторантов. Средняя эффективность работы аспирантур в системе Рособразования в 2007 г. составила 34,5%, докторантур – 32,2%. В 2007 г. свою квалификацию повысили более 75 тыс. преподавателей образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, находящихся в ведении Рособразования. Эта работа была организована на базе 181 вуза и 19 учреждений дополнительного профессионального образования.
Актуальной остается задача выработки механизмов интеграции образования и научной деятельности, создания научно-образовательных центров, технопарков и бизнес-инкубаторов для осуществления взаимодействия образования и инновационной экономики.
К сожалению, несмотря на очевидные позитивные сдвиги, произошедшие за последние годы, имеют место справедливая критика работодателями качества подготовки дипломированных специалистов и многочисленные нарекания общественности, связанные со снижением доступности бесплатного качественного профессионального образования. Кроме того, в стране есть тысячи молодых специалистов, которые не востребованы рынком труда и работают не по специальности, полученной в вузе. Все это должно стать стимулом для критического анализа и поиска новых путей решения стоящих перед профессиональной школой задач.
Справка «Бюджета»
Александр Викторович РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию
Родился 10 января 1965 г. в Москве.
В 1989 г. окончил математический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина;
в 2000 г. – экономический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Кандидат педагогических наук.
1989–1991 гг. – учитель математики средней школы № 145 Фрунзенского района города Москвы.
1991–1992 гг. – методист Компьютерного учебно-демонстрационного и информационно-издательского центра.
В 1992–1995 гг. работал в коммерческих структурах.
1995–2002 гг. – исполнительный директор, а с 1999 г. – генеральный директор аудиторской и консалтинговой фирмы «Топ-Аудит» RSMi.
2002 г. – первый заместитель генерального директора по финансам и экономике производственно-строительного концерна «Крост».
2002–2004 гг. – заместитель руководителя Департамента экономики и управления государственной собственностью Министерства транспорта РФ.
С 9 августа 2004 г. – заместитель руководителя Федерального агентства по образованию.
Источник: © Бюджет, 2008, № 5
Федеральное агентство по образованию (Рособразование), реализуя государственную образовательную политику, своей первоочередной задачей считает организацию эффективного исполнения федерального бюджета. В федеральном бюджете на 2008 г. расходы Рособразования, включая приоритетный нацпроект, федеральные целевые программы и научные исследования, установлены в объеме 225,8 млрд руб., что на 9,5% больше, чем в 2007 г. Ассигнования на обеспечение деятельности подведомственных учреждений возрастут на 14,5% и составят 145,1 млрд руб.
Надежной базой для создания современной модели образования стали позитивные изменения, которые произошли с реализацией нацпроекта «Образование», комплексных планов и программ развития сферы образования, развитием законодательной базы. В таких условиях можно и нужно решать три основные задачи: повышать качество образования, обеспечивать его доступность и его соответствие потребностям рынка труда.
Федеральное агентство по образованию и подведомственные ему образовательные учреждения за последние годы добились серьезных успехов. Значительно повышено качество и усилена практикоориентированность профессионального образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям федерального и региональных рынков труда. Проведен комплекс мероприятий, обеспечивающих полномасштабную интеграцию российской высшей школы в общеевропейское и мировое образовательное пространство. Созданы условия для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи. Много сделано для стимулирования инновационной деятельности. Сформирована эффективная система управления качеством в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Совершенствуется система управления образованием на основе принципов стратегического менеджмента и развития государственно-общественного характера такого управления.
В сложных условиях продолжающегося демографического спада подведомственные Рособразованию учреждения всех уровней профессионального образования успешно справились с планом приема студентов и учащихся, установленным контрольными цифрами на 2007 г. При этом на места, финансируемые из федерального бюджета, зачислено 40% первокурсников вузов и 66,4% – средних специальных учебных заведений. Следует подчеркнуть, что доля приема студентов средних специальных учебных заведений с полным возмещением затрат остается достаточно большой, прежде всего за счет 50 вузов, реализующих программы среднего профессионального образования только на платных отделениях.
Число студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, в последние годы достигает 205–209 человек на 10 тыс. населения при законодательно установленной норме в 170 человек. Если же учесть общую демографическую ситуацию, характеризующуюся повышением среднего возраста жителей России и сокращением выпуска из общеобразовательных школ, то очевидным становится существенное расширение возможности получения бесплатного высшего образования.
Представленная структура подготовки кадров в вузах сложилась в результате значительного сокращения бюджетных мест по очной форме обучения, которое коснулось таких укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, как гуманитарные науки (на 12,4%), социальные науки (на 20,2%), экономика и управление (на 9,1%). При этом несколько увеличился прием по ряду инженерных специальностей, прежде всего связанных с освоением высоких технологий, информатизацией, информационной безопасностью.
Однако потребности растущей российской экономики ставят перед нами задачу кардинального пересмотра структуры подготовки кадров, и не только в сфере высшего профессионального образования, в пользу инженерно-технических специальностей, стройиндустрии, машиностроения, сельского хозяйства, жилищно-коммунальной сферы.
Необходимо формирование стратегического партнерства с работодателями: это позволит сделать профессиональное образование по-настоящему непрерывным. В детальной проработке нуждается вопрос о конкретных формах партнерства бизнеса и образования, которые дадут работодателю возможность влиять на качество подготовки специалистов, организацию учебного процесса и производственной практики, оказывать учреждениям профессионального образования финансовую и материальную помощь для решения задачи непрерывного обеспечения экономики высококвалифицированными кадрами.
Стремительно меняющиеся в условиях постиндустриального общества требования к подготовке специалистов заставляют нас задумываться не только о структуре направлений подготовки, но и об оптимизации сети образовательных учреждений. Принципиально новым шагом в этом направлении явилось создание в конце 2006 г. двух федеральных университетов, которые объединили в себе потенциал восьми достаточно крупных вузов и ряда академических структур, а также появление Московской и Санкт-Петербургской бизнес-школ. Идею формирования высшего учебного заведения нового типа, соответствующего лучшим мировым стандартам профессионального образования, сейчас реализуют Сибирский и Южный федеральные университеты, Московская бизнес-школа «Сколково» и Высшая школа менеджмента СПбГУ; именно они призваны стать образцом для развития российской высшей школы. Согласно поручению № Пр-2317 от 4 декабря 2007 г. Президента РФ мы должны разработать концепцию создания и развития сети федеральных университетов, формирования правовых и финансовых основ их деятельности.
Проведенный конкурс инновационных проектов стал уникальным поводом для переосмысления учреждениями профессионального образования своей миссии в соответствии с требованиями экономики, запросами работодателей и общества. Благодаря конкурсу были выбраны проекты лучших учебных заведений – 57 вузов и 76 учреждений начального и среднего профессионального образования. Таким образом, инновационное развитие учреждений профессионального образования стало мощным финансовым и организационным импульсом развития, используя который мы должны добиться системных изменений в подготовке специалистов, превратить вузы-победители в своего рода ресурсные центры, учебно-материальный, научный и методический потенциал которых станет базой для повышения квалификации руководителей, профессорско-преподавательского состава других вузов, проведения стажировок их студентов и аспирантов.
Другим весьма эффективным направлением совершенствования структуры образовательных учреждений является формирование вертикально интегрированных образовательных комплексов. В 2006–2007 гг. Рособразованием было создано 24 таких комплекса, объединивших учреждения высшего и среднего профессионального образования, три комплекса, включивших в себя также профессиональные училища, и шесть комплексов типа «среднее специальное учебное заведение – профессиональное училище». Как показывает практика, способы такой интеграции могут быть различными. К примеру, Тюменский государственный нефтегазовый университет с участием региональной администрации сумел, несмотря на сложности финансового и имущественного характера, интегрировать в свой состав учреждения СПО и НПО регионального подчинения. Всего же в 2007 г. реорганизации в различных формах подверглись 113 подведомственных Рособразованию учреждений.
Есть и еще одна проблема. С одной стороны, в отраслях реального сектора экономики все заметнее нехватка высококвалифицированных рабочих и дипломированных специалистов среднего звена. С другой – контингент обучающихся в учреждениях начального и особенно среднего профессионального образования, и без того сильно ограниченный в условиях выросшего, в том числе за счет филиалов, приема в высшие учебные заведения, катастрофически сужается вследствие сокращения числа выпускников общеобразовательных школ.
По данным Росстата, в 2006 г. общий прием в вузы, включая негосударственные, составил около 1,7 млн человек. На первый курс поступило 840 тыс. выпускников средней школы того же года, то есть 49,4% от общего приема. Выпуск из 11-х классов в 2006 г. распределился следующим образом: 68,3% школьников поступили в вузы, около 20% – в учреждения среднего профессионального образования и чуть больше 9% – в учреждения начального профессионального образования. Если учесть, что, по прогнозам, в 2010 г. весь выпуск из 11-х классов составит около 820 тыс. человек, то даже при полном прекращении приема в учреждения среднего и начального профессионального образования (чего мы, естественно, допустить не можем) число мест, предлагаемых высшей школой, – с учетом множества филиалов и негосударственных вузов – значительно превысит количество выпускников школы. Вопрос этот требует тщательной совместной проработки, в том числе на уровне субъектов РФ, при участии руководителей учреждений профессионального образования всех уровней с учетом требований, предъявляемых федеральным законом об установлении обязательности общего среднего образования.
Объективное снижение количества выпускников вузов со всей очевидностью ставит вопрос о резком повышении качества их подготовки. В этой связи проблемы воспитания и повышения квалификации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации занимают все большее место в деятельности Рособразования и подведомственных ему учебных заведений.
В 2007 г. в системе Рособразования действовало 329 аспирантур и 246 докторантур, в которых обучались 85,6 тыс. аспирантов и более 3 тыс. докторантов. Средняя эффективность работы аспирантур в системе Рособразования в 2007 г. составила 34,5%, докторантур – 32,2%. В 2007 г. свою квалификацию повысили более 75 тыс. преподавателей образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, находящихся в ведении Рособразования. Эта работа была организована на базе 181 вуза и 19 учреждений дополнительного профессионального образования.
Актуальной остается задача выработки механизмов интеграции образования и научной деятельности, создания научно-образовательных центров, технопарков и бизнес-инкубаторов для осуществления взаимодействия образования и инновационной экономики.
К сожалению, несмотря на очевидные позитивные сдвиги, произошедшие за последние годы, имеют место справедливая критика работодателями качества подготовки дипломированных специалистов и многочисленные нарекания общественности, связанные со снижением доступности бесплатного качественного профессионального образования. Кроме того, в стране есть тысячи молодых специалистов, которые не востребованы рынком труда и работают не по специальности, полученной в вузе. Все это должно стать стимулом для критического анализа и поиска новых путей решения стоящих перед профессиональной школой задач.
Справка «Бюджета»
Александр Викторович РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию
Родился 10 января 1965 г. в Москве.
В 1989 г. окончил математический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина;
в 2000 г. – экономический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Кандидат педагогических наук.
1989–1991 гг. – учитель математики средней школы № 145 Фрунзенского района города Москвы.
1991–1992 гг. – методист Компьютерного учебно-демонстрационного и информационно-издательского центра.
В 1992–1995 гг. работал в коммерческих структурах.
1995–2002 гг. – исполнительный директор, а с 1999 г. – генеральный директор аудиторской и консалтинговой фирмы «Топ-Аудит» RSMi.
2002 г. – первый заместитель генерального директора по финансам и экономике производственно-строительного концерна «Крост».
2002–2004 гг. – заместитель руководителя Департамента экономики и управления государственной собственностью Министерства транспорта РФ.
С 9 августа 2004 г. – заместитель руководителя Федерального агентства по образованию.
Источник: © Бюджет, 2008, № 5