Электронная Россия№5 Май 2008 — 05 июня 2008

Мониторинг функционирования интернет-сайтов территориальных органов Федерального казначейства

Москва

Версия для печати 5730 Материалы по теме

Лидия Шубина
 Лидия ШУБИНА, начальник отдела внешних связей и взаимодействия со СМИ Федерального казначейства 

7 февраля 2008 г. Президент РФ утвердил Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации (далее – Стратегия). Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации определено повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности страны, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. К задачам реализации Стратегии отнесено формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий. 

В Бюджетном кодексе РФ в качестве одного из принципов построения бюджетной системы Российской Федерации установлен принцип прозрачности (открытости). Открытость всех этапов бюджетного процесса повышает степень его прозрачности и создает предпосылки для достижения необходимого уровня общественного контроля за деятельностью соответствующих органов власти, применяемого во всех развитых экономических странах. 

Большое внимание в Федеральном казначействе уделяется различным методам и технологиям, способствующим повышению информационной открытости ведомства. Приказом Федерального казначейства от 6 марта 2007 г. № 2н «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов» установлены общие требования по обеспечению доступа граждан и организаций к указанным сведениям. Создан единый информационный интернет-портал Казначейства России www.roskazna.ru, который объединил сайт центрального аппарата и 85 сайтов территориальных органов Федерального казначейства. Всего с момента создания (апрель 2005 г.) сайт Федерального казначейства посетили около 400 тыс. человек, из них 18,8% – москвичи, 54,1% – жители других регионов, 8,2% – иностранцы. 

Функционирование 85 интернет-сайтов управлений Федерального казначейства по субъектам РФ (далее – сайты УФК) требует единых подходов к их информационной открытости, которая характеризует отношение объема сведений, опубликованных на сайте УФК, к объему сведений, необходимых для размещения. С этой целью в Казначействе России был проведен мониторинг функционирования сайтов, задачами которого стали: 

  • Оценка работы сайтов в части наличия, полноты, актуальности и доступности размещаемой информации.
  • Составление рейтинга информационной открытости сайтов УФК.
  • Выработка предложений по совершенствованию работы сайтов УФК.

Для проведения мониторинга использовались укрупненные показатели, определенные в упомянутом выше приказе № 2н, которые требовалось разместить на сайтах УФК. 

Сайты УФК анализировались по трем показателям: наличие необходимых разделов, регулярность их обновления и полнота наполнения. Каждый показатель оценивался по трехбалльной системе: 0; 0,5; 1. Например, если раздел на сайте размещен, ставилась единица, если отсутствовал – ноль. Что касается регулярности обновления, то здесь существенную роль играли сроки. Например, обновление раздела «Новости» должно проходить не реже одного раза в неделю, обновление нормативных документов – не реже одного раза в месяц. Если установленные сроки соблюдались, ставилась единица, в противном случае – ноль. При оценке степени наполнения разделов сайтов УФК один балл означал полное наполнение, полбалла – частичное, ноль – недостаточное. 

Управлениям Федерального казначейства проставлялись баллы по каждому показателю, затем была выведена итоговая сумма. На основании этих сумм и был сформирован рейтинг информационной открытости сайтов УФК. В первую группу рейтинга вошли шесть управлений Федерального казначейства (7% от числа всех территориальных органов): по Краснодарскому и Приморскому краям, Липецкой, Нижегородской, Омской и Ульяновской областям, набравших максимальное количество баллов – 19 (табл. 1). На сайтах названных территориальных органов размещена информация по всем основным показателям, выбранным для исследования. Все опубликованные данные логично структурированы, что облегчает поиск нужных сведений. 

Мониторинг функционирования сайтов УФК
 

20 территориальных органов Федерального казначейства (23,5%), попавших во вторую группу, получили по 17–18 баллов. Основной недоработкой данной группы явилось нерегулярное обновление отдельных разделов сайтов. 

44 территориальных органа (52%), сформировавших третью группу, набрали 14–16,5 баллов. Главной проблемой данной группы стало нерегулярное обновление и недостаточная наполняемость отдельных разделов сайтов. 

15 территориальных органов Федерального казначейства (17,5%) – четвертая группа – заработали менее 14 баллов, что потребует серьезной оптимизации работы сайтов УФК в части регулярности и полноты размещаемой информации, а также улучшения механизма поиска нужных сведений. 

В целом мониторинг показал, что сайты УФК функционируют в соответствии с требованиями действующего законодательства. Вместе с тем исследование выявило разную степень информационной открытости сайтов, что позволило определить основные направления совершенствования функционирования единого интернет-портала Федерального казначейства: 

  1. Добиться высокой степени информационной открытости, при которой отношение объема опубликованных на сайте УФК сведений к объему сведений, необходимых для размещения, будет равно единице.

  2. Обновлять информацию регулярно и в установленные сроки.

  3. Упростить механизм поиска нужных данных.

Проведение подобных мониторингов способствует более качественному формированию интернет-ресурсов Казначейства России, которые должны стать источником полной и достоверной информации о деятельности органов Федерального казначейства для граждан и организаций. 

Источник: © Бюджет, 2008, № 5

Поделиться