7 февраля 2008 г. Президент РФ утвердил Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации (далее – Стратегия). Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации определено повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности страны, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. К задачам реализации Стратегии отнесено формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий.
В Бюджетном кодексе РФ в качестве одного из принципов построения бюджетной системы Российской Федерации установлен принцип прозрачности (открытости). Открытость всех этапов бюджетного процесса повышает степень его прозрачности и создает предпосылки для достижения необходимого уровня общественного контроля за деятельностью соответствующих органов власти, применяемого во всех развитых экономических странах.
Большое внимание в Федеральном казначействе уделяется различным методам и технологиям, способствующим повышению информационной открытости ведомства. Приказом Федерального казначейства от 6 марта 2007 г. № 2н «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов» установлены общие требования по обеспечению доступа граждан и организаций к указанным сведениям. Создан единый информационный интернет-портал Казначейства России
Функционирование 85 интернет-сайтов управлений Федерального казначейства по субъектам РФ (далее – сайты УФК) требует единых подходов к их информационной открытости, которая характеризует отношение объема сведений, опубликованных на сайте УФК, к объему сведений, необходимых для размещения. С этой целью в Казначействе России был проведен мониторинг функционирования сайтов, задачами которого стали:
- Оценка работы сайтов в части наличия, полноты, актуальности и доступности размещаемой информации.
- Составление рейтинга информационной открытости сайтов УФК.
- Выработка предложений по совершенствованию работы сайтов УФК.
Для проведения мониторинга использовались укрупненные показатели, определенные в упомянутом выше приказе № 2н, которые требовалось разместить на сайтах УФК.
Сайты УФК анализировались по трем показателям: наличие необходимых разделов, регулярность их обновления и полнота наполнения. Каждый показатель оценивался по трехбалльной системе: 0; 0,5; 1. Например, если раздел на сайте размещен, ставилась единица, если отсутствовал – ноль. Что касается регулярности обновления, то здесь существенную роль играли сроки. Например, обновление раздела «Новости» должно проходить не реже одного раза в неделю, обновление нормативных документов – не реже одного раза в месяц. Если установленные сроки соблюдались, ставилась единица, в противном случае – ноль. При оценке степени наполнения разделов сайтов УФК один балл означал полное наполнение, полбалла – частичное, ноль – недостаточное.
Управлениям Федерального казначейства проставлялись баллы по каждому показателю, затем была выведена итоговая сумма. На основании этих сумм и был сформирован рейтинг информационной открытости сайтов УФК. В первую группу рейтинга вошли шесть управлений Федерального казначейства (7% от числа всех территориальных органов): по Краснодарскому и Приморскому краям, Липецкой, Нижегородской, Омской и Ульяновской областям, набравших максимальное количество баллов – 19 (табл. 1). На сайтах названных территориальных органов размещена информация по всем основным показателям, выбранным для исследования. Все опубликованные данные логично структурированы, что облегчает поиск нужных сведений.
20 территориальных органов Федерального казначейства (23,5%), попавших во вторую группу, получили по 17–18 баллов. Основной недоработкой данной группы явилось нерегулярное обновление отдельных разделов сайтов.
44 территориальных органа (52%), сформировавших третью группу, набрали 14–16,5 баллов. Главной проблемой данной группы стало нерегулярное обновление и недостаточная наполняемость отдельных разделов сайтов.
15 территориальных органов Федерального казначейства (17,5%) – четвертая группа – заработали менее 14 баллов, что потребует серьезной оптимизации работы сайтов УФК в части регулярности и полноты размещаемой информации, а также улучшения механизма поиска нужных сведений.
В целом мониторинг показал, что сайты УФК функционируют в соответствии с требованиями действующего законодательства. Вместе с тем исследование выявило разную степень информационной открытости сайтов, что позволило определить основные направления совершенствования функционирования единого интернет-портала Федерального казначейства:
-
Добиться высокой степени информационной открытости, при которой отношение объема опубликованных на сайте УФК сведений к объему сведений, необходимых для размещения, будет равно единице.
-
Обновлять информацию регулярно и в установленные сроки.
-
Упростить механизм поиска нужных данных.
Проведение подобных мониторингов способствует более качественному формированию интернет-ресурсов Казначейства России, которые должны стать источником полной и достоверной информации о деятельности органов Федерального казначейства для граждан и организаций.
Источник: © Бюджет, 2008, № 5