Версия для печати 3528 Материалы по теме
Бумаги
Объективная необходимость обеспечить экономическое и социальное развитие России за счет инновационных, прорывных технологий дает несырьевым регионам реальный шанс занять достойное место в жизни страны. 
Валерий ПЕРЕВАЛОВ 

Что такое инновации? Откуда они берутся и что с ними делать? Кто, собственно говоря, должен эти инновации создавать? Где, наконец, брать деньги на их разработку? Все эти вопросы тем более актуальны, что программу инновационного развития выдвинули Президент России и наше правительство.

Не наступить на грабли
Основной посыл программы – обеспечение «безнефтяного» будущего страны – всем понятен. Но как подступиться к фактической реализации задуманного? Можно, конечно, купить на Западе станки, начать выпуск на них какой-нибудь новой для России продукции… Этим путем мы пытались идти неоднократно: и при царе во времена первой индустриализации 1890-х гг., и в период второй индустриализации 1930-х гг., и в «застойные» 1970-е гг. Невзирая на огромные цены, приобретались западные ноу-хау, промышленное оборудование и даже целые заводы. Так были построены Путиловский завод, ГАЗ, ВАЗ и множество других производств. В результате ценой огромных финансовых и физических усилий мы каждый раз становились обладателями устаревших технологий и – в лучшем случае – слабоконкурентных на мировом рынке производств.

Почему? Дело в том, что настоящие инновации не купить ни за какие деньги ни на Западе, ни на Востоке. Их можно только создать самим и для себя. И появляются инновации только в определенных условиях. Во-первых, когда в стране стимулируется научный и технический поиск (или по крайней мере поддерживается уважение к труду изобретателей). Во-вторых, когда есть люди, способные к созданию принципиально нового интеллектуального продукта. В-третьих, когда эти люди уверены, что их идеи, их интеллектуальная продукция будут восприняты обществом, защищены мощью родного государства и достойно оплачены.

Единственный способ общественного признания важности и нужности изобретения – его внедрение в производство, налаживание выпуска инновационной продукции и выплата достойных роялти авторам.

Печальная статистика
В современной России ситуацию в сфере инноваций можно оценить как национальную катастрофу. В 2004 г. на 1 млн россиян приходилось 160 патентов на изобретения. При этом в Японии на 1 млн жителей было выдано 2 884 патента, в Южной Корее – 2 189, в США – 645, в Германии – 587 и в Австралии – 479. В 2006 г. в нашей стране зарегистрировали 23,3 тыс. патентов, а в США за этот же период, по данным Управления патентов и торговых марок США (US Patent and Trade­mark Office), – 196,4 тыс. (в 2005 г. – 157,7 тыс., в 2004 г. – 181,3 тыс.).

В соответствии со Стратегией развития системы Роспатента до 2010 г. число рассматриваемых заявок на патенты планировалось довести до 350–380 тыс. в год. Причем в 2006 г. руководство Роспатента ожидало рост заявок по всем объектам интеллектуальной собственности (ИС) по сравнению с 2005 г. на уровне 105–110 тыс. Даже если к числу фактически поданных в 2006 г. заявок добавить почти 10 тыс. заявок на регистрацию полезных моделей и прочих объектов ИС (товарные знаки, промышленные образцы и т.д.), все равно можно прямо сказать, что стратегия провалилась. Заявок на патенты рассмотрено почти в три раза меньше необходимого!

Общее число действовавших на 31 декабря 2006 г. патентов Российской Федерации – 123 882 – почти в полтора раза меньше, чем патентуется в США только за один год.

Что имеем – не храним
Существует множество объективных и субъективных причин упадка в сфере отечественных инноваций. Защита патента на изобретение в нашей стране – на редкость дорогое удовольствие. Проведение всех процедур, защита в Евросоюзе и США, изготовление макета или опытного образца обойдется как минимум в 10 тыс. долл., причем верхняя планка расходов практически не ограничена.

Мой первый опыт посещения патентного ведомства на Берсеневской набережной относится еще к временам студенческой юности. Тогда на меня, робко попросившего о помощи, посмотрели как на досадную помеху. Консультация свелась к попытке всучить мне две брошюрки по 100 руб. Потом я неоднократно бывал в этом ведомстве по разным надобностям и всегда ощущал одно и то же: в этом доме я мешаю жутко занятым людям заниматься настоящим делом.

Безусловно, сейчас в деятельности Роспатента многое изменилось. Практически полная компьютеризация баз данных позволяет решать самые сложные и тонкие вопросы в режиме реального времени. Но этого, конечно, мало.

Вообще традиция негативного или как минимум снисходительного отношения к новаторам в России достаточно стара. Вся русская литература от А. Островского, Л. Толстого и А. Чехова до И. Ильфа, Е. Петрова и М. Булгакова описывает изобретателей как людей сумасшедших и бесполезных для общества. Да и современное российское общество всячески пытается подтвердить эту мысль. К примеру, сейчас проходит множество всевозможных конкурсов изобретателей – это модно. И вот один из телеканалов пригласил «олигархов», чтобы они помогли изобретателям «подняться». Великолепная идея, но дьявол в деталях. Экспертная комиссия конкурса зарубила проект машины для автоматического полива садово-огородных участков, сводящей весь процесс полива к открытию-закрытию одного крана, проект безопасного автомобильного кресла или кондиционера для «Жигулей» без использования фреона…

Российская академия наук тоже не осталась в стороне от дискредитации отечественных изобретателей. Устами своего информационного агентства «Информнаука» она объявила, что самое замечательное изобретение 2005 г. – скворечник с фотоаппаратом! При том что в конкурсе участвовали такие проекты, как метод лечения ожогов роговицы глаза (всего лишь диплом второй степени), автоматическая система противопожарного контроля за лесами, новый газовый двигатель, машина для тушения пожаров на торфяниках и множество других разработок.

Катастрофа под названием «перестройка» выбила из страны изобретателей среднего возраста. Старшее поколение по вполне объяснимым и естественным причинам в основной массе не способно к инновационной деятельности. Нужно растить новое поколение. Надо открыть глаза и увидеть, что в нашей стране на редкость талантливая молодежь. И понять: если эта молодежь будет расти «естественным» образом, то ничего хорошего у нас не получится: таланты или разбегутся по западным компаниям, или сопьются от невозможности реализовать свои идеи.

Кто поможет?
К сожалению, создаваемые у нас технопарки не помощники в деле поддержки талантливых молодых изобретателей, поскольку туда надо приходить с уже готовыми патентами, бизнес-планами и желательно с «готовыми» инвесторами.

Что же делать? Можно вспомнить слова Дмитрия Медведева, который 18 февраля этого года в технопарке «Строгино» предложил «активнее развивать кооперацию в этой сфере, создавать общественные объединения, которые будут способны заниматься регистрацией и защитой авторских разработок». По мнению Д. Медведева, «можно просто создавать специальные патентные фонды, нанимать патентных поверенных».

Для начала необходимо дать сту­ден­там-старшекурсникам, аспирантам и молодым инженерам возможность бесплатной защиты патентов. Нет у молодежи свободных 10 тыс. долл.! У них и 100 долл. нет. И заработать необходимые для оплаты всех патентных процедур деньги они смогут лишь годам к сорока – а это возраст, когда инновационная активность человека по естественным причинам стремительно падает. Поэтому нужно регулярно проводить конкурсы инновационных разработок, отбирать самые интересные проекты и патентовать их за государственный счет.

Как реализовать эту идею на практике? Если говорить громко, спасти нашу страну от интеллектуального вымирания должны регионы! Все инновационные технологии рождаются в рамках проведения научно-исслед­овательских и опытно-конструктор­ских работ по совершенно конкретным научным и техническим программам. Сейчас объявлена общенациональная программа по развитию нанотехнологий. Вместе с тем существуют программы уровнем пониже, но не менее важные для страны: создание боевой техники (самолетов, танков, кораблей ВМФ) нового поколения, суперкомпьютеров, принципиально нового программного обеспечения, выведение автомобильной промышленности из нынешнего застоя, дорожное строительство с использование прорывных технологий и др.

Поле деятельности здесь обширнейшее. И что крайне важно, появляется возможность вырваться из порочного круга, когда все нюансы научного и технического развития определяются в Москве или Санкт-Петербурге. У таких регионов, как Карелия, Башкортостан, Татарстан, Вологодская, Самарская, Саратовская, Челябинская, Свердловская области, и еще у ряда несырьевых регионов появляется реальный шанс стать «законодателями мод» в тех или иных научно-практических направлениях.

А что конкретно?
Для практической реализации описанной идеи в регионах должны быть созданы некоммерческие (нонпрофитные) организации, основной задачей которых станет:
  • поиск талантливой молодежи;
  • обеспечение возможности для молодых талантов успешно учиться и заниматься научной и практической деятельностью в высших учебных заведениях;
  • бесплатное патентование идей и разработок студентов и аспирантов, а также внедрение их в производство.
Эти некоммерческие организации должны занять ныне пустующую нишу между вузами и НИИ, с одной стороны, и открываемыми по всей стране технопарками, с другой. Например, уже сегодня есть проект создания фонда рискованных венчурных инвестиций «Первый патент» для талантливой молодежи, с финансовой помощью которого будет осуществляться патентование изобретений и полезных моделей инженеров и ученых. Этот фонд призван решать следующие задачи:
  • информационно-аналитические – сбор сведений о наиболее талантливых студентах и аспирантах, обу­чающихся в технических и естественнонаучных вузах России, о выдвигаемых ими технических и научных идеях; экспертиза выдвинутых идей и расчет их реализуемости и возможной самоокупаемости;
  • патентно-юридические – организация процессов патентования студенческих и аспирантских идей, международной защиты патентов, судебной защиты идей от недобросовестных пользователей и неаккуратных плательщиков необходимых отчислений по роялти;
  • производственные;
  • рекламно-справочные;
  • финансовые;
  • организационные и др.
В состав попечительского совета этого фонда должны войти первые лица региона, а также руководители ведущих промышленных предприятий и научных организаций.

Существуют и другие проекты помощи молодым талантам.

Вариантов множество
Принципы отбора и практического осуществления всех работ по созданию опытных образцов, а также принципы финансирования деятельности региональных нонпрофитных организаций могут быть различными. Где-то отбор будет осуществлять научный совет вузов, где-то – эксперты, назначаемые региональной администрацией. Где-то роялти будут выплачивать в полном объеме, а где-то решат перейти на самообеспечение и начнут производить вычеты из роялти на финансирование патентования и изготовления опытных образцов последующих изобретений. Где-то будут бесплатно патентовать только в первый раз, а в последующем – с прогрессивной шкалой оплаты, а где-то критерием бесплатности будет являться только факт учебы в вузе и минимальный (например, до пяти лет) стаж работы на предприятии или в НИИ… Любое едино­образие в деятельности таких организаций крайне вредно, поскольку неминуемо приведет к превращению данного проекта в улучшенный аналог нынешнего Роспатента.

Как результат в России резко увеличится количество защищаемых патентов и доля интеллектуальной собственности в нашем ВВП вырастет до вполне ощутимых десятков процентов. А главное, в высшей школе изменится эмоциональная атмосфера: вместо нынешней апатии и ощущения безнадежности появятся состязательность и конкуренция научных школ с вполне объективным критерием – патентопригодностью их научно-практических разработок. Да и роялти молодых ученых компенсируют недостаточность их окладов. Наиболее же талантливые выпускники будут приходить на предприятия и в НИИ не никому не известными специалистами, а солидными разработчиками. С такими, конечно, работать будет труднее, зато и пользы стране и своим регионам они принесут гораздо больше. Обеспечить безнефтяное инновационное будущее нашей страны на долгие-долгие годы можно только так.

Справка
В настоящий момент, по данным Роспатента, Россия владеет объектами интеллектуальной собственности на общую сумму порядка 66 млрд руб., что составляет менее 0,01% ВВП.

Источник: Бюджет, 2008, №5
Поделиться