Оренбургский район стал одним из победителей в номинации «За лучшую организацию работы с кадрами» XI Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». О важности кадровой политики, работе с молодыми специалистами рассказал глава муниципального образования «Оренбургский район» Василий Николаевич ШМАРИН.
— Василий Николаевич, сегодня все чаще мы говорим о том, что кадры решают все. Есть ли в вашем муниципальном образовании проблема нехватки высококвалифицированных сотрудников, и если да, то как она решается?
— Без сомнения, для успешного решения проблем жизнеобеспечения территорий, повышения уровня и качества жизни населения органам местного самоуправления нужны высококвалифицированные специалисты, которые ответственно относятся к выполнению своих обязанностей, способны оперативно и профессионально реагировать на самые сложные вызовы времени. Отсутствие необходимых знаний и навыков у муниципальных служащих, как правило, приводит к низкому качеству управленческих решений. Таким образом, подготовка кадров для органов местного самоуправления является одним из инструментов повышения эффективности муниципального управления.
К сожалению, сегодня можно констатировать, что высококвалифицированные работники не идут на муниципальную службу из-за банальной причины — низкой заработной платы. Особенно это актуально для узкоспециализированных направлений деятельности. Рядовые муниципальные служащие зарабатывают меньше, чем работники в других сферах. Безусловно, есть и такие, для которых главным стимулом является желание работать по специальности, стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Но их нужно искать, отслеживать. Таким образом, кадровый вопрос для муниципальных властей один из самых актуальных.
Что же касается Оренбургского района, то пополнение штата муниципальных служащих осуществляется в основном за счет специалистов, проживающих в городе Оренбурге и Оренбургском районе. Сегодня нам удалось сформировать штат из достаточно высококвалифицированных сотрудников. Ответственные управленцы, имеющие хороший опыт в решении актуальнейших задач, умеющие достигать поставленных целей, — именно от них сегодня зависит, насколько успешно развивается наш район.
Конечно же, к нам на работу приходят и выпускники местных вузов, которые готовят специалистов в области государственного и муниципального управления. Однако их уровень подготовки не позволяет им сразу возглавить какое-то ответственное направление. Одних теоретических знаний мало, необходимы глубокое знание проблем муниципалитета, его полномочий, умение общаться с людьми, жизненный опыт. Поэтому, чтобы молодой специалист научился принимать решения, чувствовать обстановку, с ним должен поработать наставник.
Из всего вышесказанного следует, что в муниципальном образовании должна быть эффективная кадровая политика. То, что в Оренбургском районе ведется четкая и системная работа с кадрами, на мой взгляд, подтверждает и наша победа в XI Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации «За лучшую организацию работы с кадрами».
— Есть ли у вас текучка кадров?
— Смена кадров — это нормальное явление. Отсутствие движения свидетельствует о застое. В то же время если рассматривать муниципальную службу, то наличие высокого уровня текучести кадров негативно сказывается на общей работе администрации. В Оренбургском районе сформирована одна единая команда. Притом что административный центр нашего муниципального образования расположен в столице региона — городе Оренбурге, в среднем сменяемость кадров составляет примерно 15 процентов в год. Это не столь много. Смена кадров связана с получением более выгодных предложений трудоустройства, выходом на пенсию муниципальных служащих и другими причинами личного характера.
— Василий Николаевич, вы как-то без большого воодушевления упомянули о выпускниках вузов. Молодежь, пришедшая на муниципальную службу, не оправдывает ваших ожиданий?
— Да, следует признать, что качество подготовки молодых специалистов в сфере муниципального управления не полностью нас удовлетворяет, не совсем соответствует специфике работы в нашем районе. Во многих учебных заведениях учебный процесс ориентирован на подготовку государственных служащих, а не муниципальных. Кроме того, сам учебный процесс в значительной степени оторван от практики управления. Студенты получают теоретические знания, но не готовы применять их в своей профессиональной деятельности. Такие выводы нам позволяет сделать тот факт, что Оренбургский район является основной базой для прохождения студентами как учебной, так и производственной практики.
— Хотелось бы затронуть еще одну проблему — повышение квалификации муниципальных служащих. Современные условия требуют от управленца не только профессиональных навыков, но и знаний в смежных областях — ИT-технологиях, юриспруденции, контрольной деятельности и прочем. Как у вас решается этот вопрос?
— Повышение квалификации, наращивание компетенций муниципальных служащих является одним из главных вопросов кадровой политики Оренбургского района. Компетентность специалистов во многом зависит от четкости формулирования и понимания задач.
Обучение муниципальных служащих осуществляется на постоянной основе в соответствии с муниципальной программой «Обеспечение деятельности Администрации муниципального образования Оренбургский район». Ежегодно на данные мероприятия программой предусматривается порядка 200 тысяч рублей. Кроме того, у нас есть индивидуальные планы развития муниципальных служащих, которые разрабатываются на три года и согласовываются с непосредственным руководителем сотрудника.
Повышение квалификации, переподготовка, самообразование, проведение круглых столов, семинаров-совещаний в совокупности дают хороший результат. Это и получение новых теоретических знаний, мониторинг изменений действующего законодательства, возможность постоянного обмена опытом, применения полученных знаний на практике.
В нашем районе ежегодно увеличивается число муниципальных служащих, прошедших повышение квалификации по различным направлениям. Наиболее востребованы следующие курсы: «Основные направления противодействия коррупции», «Проведение антикоррупционной экспертизы НПА», «Основы муниципальной службы», «Современные технологии делопроизводства: автоматизация делопроизводства и электронный документооборот», «Деловые коммуникации в муниципальном управлении». В 2017 году курсы повышения квалификации прошли 35 служащих из 112, в 2018 году — 47 служащих из 117. В I квартале 2019 года свою квалификацию повысили уже 16 человек из 114.
Мы уверены, что наша кадровая политика позволит качественно реализовать задачи, поставленные президентом страны.
Подготовила М. И. КУЛЬКОВА