Социальная сфера№5 Май 2008 — 05 июня 2008

Трудовая деятельность за пенсионным порогом: нужен эксперимент!

Версия для печати 5254 Материалы по теме
Юрий Беляев
Как уже отмечалось*, к решению поставленной Президентом РФ задачи – создать условия для массового добровольного продолжения трудовой деятельности граждан после наступления пенсионного возраста – и государство, и сами пенсионеры по разным причинам оказались не готовы. Одна из этих причин – профессиональная неполноценность людей пенсионного возраста, неспособность трудиться с прежней отдачей, обусловленная устареванием ранее полученных знаний и необходимостью их качественного обновления. 
Юрий БЕЛЯЕВ, кандидат экономических наук 

Для практического решения задачи массового вовлечения пенсионеров в продолжение трудовой деятельности необходимо проведение исследований, экспериментов, получение объективных данных, на основе которых возможно принятие обоснованных решений. На наш взгляд, минимальный комплекс таких мероприятий должен включать в себя:
  1. Исследование психофизических возможностей пенсионеров, их способности к восприятию новых знаний, сохранению и развитию интереса к учебному процессу и последующей работе; факторов и условий, влияющих на эффективность учебы и труда в этом возрасте.
  2. Изучение факторов, формирующих потребность в продолжении трудовой деятельности; моду на сохранение здоровья и поддержание физической формы, престижность труда в пенсионном возрасте; позитивное восприятие труда пенсионеров работодателями, трудовыми коллективами, средствами массовой информации, обществом, государством.
  3. Определение необходимых условий, которые должно обеспечить государство для продолжения пенсионерами эффективной трудовой деятельности, включая законодательное закрепление их прав на второе бесплатное высшее образование, соответствующее квалификации рабочее место, повышенный уровень бесплатного медицинского обслуживания, необходимого для максимального продления активной трудовой деятельности пенсионеров, и т.д.
  4. Выявление контингента пенсионеров, наиболее подготовленных к процессу переобучения и максимально эффективной и продолжительной трудовой деятельности в дальнейшем.
  5. Определение возрастных границ и оптимальных условий для получения второго бесплатного высшего образования, возрастных ограничений на трудовую деятельность и необходимых мер защиты прав пенсионеров на рынке труда.
Однако первоочередным – по крайней мере по причине требуемого на это времени – является проведение эксперимента, нацеленного на изучение возможности и экономической целесообразности переобучения физически здоровых специалистов с высшим образованием и их долговременного участия в общественном производстве. Такой эксперимент должен стать основополагающим этапом; только в случае его успеха окажутся оправданными и другие направления работы.

Для осуществления описанного эксперимента необходимы прежде всего заинтересованное отношение государства к решению задачи, поставленной Президентом РФ, принятие ответственных политических решений, бюджетное финансирование и тщательная подготовка. В частности, необходимо учесть ряд особенностей пожилых людей. Обучение в высшем учебном заведении – сложный, напряженный этап в жизни человека в любом возрасте, даже в молодости, когда студент полон сил, энергии, желаний, уверенности в себе, интереса к новым знаниям, к карьерному росту и т.д. Юный возраст, в отличие от пенсионного, еще не омрачен ошибками и неудачами, крушением надежд и планов, материальными потерями, болезнями и другими реалиями взрослой жизни, сокращающими жизненные ресурсы человека, возможности его интеллектуального, культурного, профессионального совершенствования.

Можно предположить, что избыток сил и энергии одних в определенной степени компенсируется жизненным опытом других: лучшей организацией личной работы, развитыми навыками обучения, умением экономно расходовать силы и т.д. Но это предположение требует экспериментальной проверки, анализа данных, обоснования выводов и обобщений. В связи с этим постоянное обследование здоровья участников эксперимента, изменений их психофизического состояния, исследование причин этих изменений, факторов, влияющих на результативность учебного и трудового процесса людей в пенсионном возрасте, и т.д. должно быть одной из важнейших составных частей данного эксперимента.

Объективная оценка результатов окажется практически невозможной, если перед членами экспериментальной группы студентов (ЭГС) в ходе получения второго высшего образования поставить задачу обновления знаний по прежней специальности. Итоги исследования в этом случае будут в значительной степени зависеть не только от чисто возрастных факторов, определяющих возможность и эффективность учебной и трудовой деятельности за пенсионным порогом, но и от ряда других факторов, влияние которых здесь должно быть элиминировано. Например, на результаты исследования в той или иной мере могут влиять место и время получения первого высшего образования, качество обучения в конкретном высшем учебном заведении (как известно, оно разное в разных вузах, даже по одной и той же специальности), длительность работы по полученной в вузе специальности, ряд параметров конкретного места работы, характер прежней деятельности (исследования, техническая работа, организация), потребности и возможности обновления профессиональных знаний в процессе трудовой деятельности до эксперимента и т.д.

Необходимость изучения совокупности иных факторов (кроме возрастных) усложняет эксперимент, требует дополнительных материальных, трудовых и временных затрат. Кроме того, возникает необходимость предварительного тестирования кандидатов, включенных в состав ЭГС, оценки исходного уровня подготовки, отбора кандидатов с равными исходными данными, что влечет за собой новые затраты, которые тем не менее не гарантируют получения объективных оценок и оптимального отбора кандидатов.

 Однако перечисленные трудности исчезают, если перед участниками ЭГС ставится задача освоить новую специальность, максимально удаленную от прежнего профессионального опыта и первого высшего образования. В этом случае факторы, связанные с предшествующими подготовкой и профессиональной деятельностью, практически не окажут влияния на результаты исследования.

Члены ЭГС – не только студенты, но и полноправные участники эксперимента наравне с группой научного сопровождения (ГНС), включающей представителей разных научных направлений. Обе группы исследователей должны работать совместно, обмениваться информацией и идеями на одном и том же профессиональном языке. В аналогичной ситуации находятся, например, создатели и испытатели новой авиационной техники. И неслучайно последние – не только мастера пилотирования летательных аппаратов, но и инженеры, способные на равных общаться с конструкторами, технологами, другими специалистами, понимать друг друга, давать грамотные оценки и рекомендации.

Для обеспечения подобной возможности полноценного участия экспериментальной группы студентов в исследовательской части работы члены ЭГС должны обучаться по специальности «биология» с включением в учебную программу необходимых курсов по психологии, основам медицинских знаний, социологии, методологии образования и т.д.
Совместными усилиями двух групп (ЭГС и ГНС) учебная программа в ходе исследования может и должна корректироваться. Однако в целях сокращения времени на подготовку начать эксперимент можно, воспользовавшись одной из действующих программ по биологии.

Максимально удаленными от экспериментальной специальности на основе биологии окажутся прежде всего инженеры, экономисты, юристы, редакторы и т.д., имеющие соответствующие вузовские дипломы и длительный (не менее 10 лет) стаж работы.

Чтобы гарантировать полноценное проведение и успешное завершение исследования, нужен тщательный отбор кандидатов не только по возрастным, психофизическим и профессиональным признакам. Необходимо найти людей целеустремленных, состоявшихся, добившихся определенного положения и материального благополучия, но готовых ради науки пожертвовать своим положением и «устроенностью в жизни». Только в этом случае можно будет гарантировать, что никто из членов ЭГС не выйдет из эксперимента до его окончания (при отсутствии форс-мажорных обстоятельств), приложит все силы, знания, умения, опыт для получения максимальных результатов, не превратит реальное исследование в имитацию с целью извлечения личной выгоды.

Нельзя упускать из виду и то обстоятельство, что общество может отнестись к идее проведения подобного эксперимента неодобрительно. В ряде социальных групп с определенной долей вероятности возникнет мнение о том, что последствия эксперимента – например, скрытое повышение пенсионного возраста, сокращение финансирования некоторых научных исследований, обострение конкуренции на рынке труда и т.д. – могут оказаться нежелательными (неважно, обоснованны такие опасения или нет).

По этой причине, а также в связи с необходимостью бюджетного финансирования предлагаемое исследование по программе, и в частности проведение эксперимента, нуждаются в серьезной политической поддержке, которая, по нашему мнению, должна выражаться в непосредственном политическом руководстве проведением исследований со стороны Правительства РФ или одного из федеральных министерств.

Итак, целями предлагаемого эксперимента «Исследование возможности и экономической целесообразности переобучения физически здоровых специалистов с высшим образованием и их долговременного участия в общественном производстве» являются:
  • исследование в реальных условиях возможности, целесообразности и эффективности получения людьми пенсионного возраста (участниками эксперимента) второго высшего образования и экономической целесообразности их переобучения и продолжения их трудовой деятельности;
  • получение надежных экспериментальных данных о психофизическом состоянии участников эксперимента в процессе обучения (трудовой деятельности), изменении их состояния под влиянием различных факторов, включая факторы, активизирующие неиспользованные резервы человеческого организма; данных об эффективности учебного процесса в пенсионном возрасте и последующей трудовой деятельности при исключении фактора профессиональной неполноценности таких работников.
В результате проведения эксперимента планируется получение:
  • объективных данных, доказывающих возможность и экономическую целесообразность массового переобучения специалистов пенсионного возраста и продления периода их активной трудовой деятельности; выявление необходимых условий для обеспечения возможности и экономической целесообразности переобучения и продолжения трудовой деятельности указанных лиц;
  • новой научной информации, на основе которой будут вноситься коррективы в кадровую, образовательную, здравоохранительную, пенсионную, бюджетно-налоговую и иную политику государства, в планы социально-экономичес­кого развития страны, трудовое и гражданское законодательство, в социальные установки и общественные представления;
  • аналитические материалы, рекомендации и предложения по массовому вовлечению всех желающих физически здоровых людей пенсионного возраста в процесс переобучения по востребованным на рынке труда специальностям и продолжения полноценной трудовой деятельности, в том числе на предоставляемых государством рабочих местах по распределению.
Организация эксперимента включает следующие основные моменты:

1. Для проведения эксперимента формируется группа студентов из числа физически здоровых лиц пенсионного возраста с первым высшим образованием и достаточно длительным опытом работы по специальности. Участники этой группы проходят вузовское обучение по новой для них специальности, максимально удаленной от их профессионального опыта и первого высшего образования.

В состав экспериментальной группы студентов войдут 8–20 человек в зависимости от объемов финансирования. При отборе кандидатов соблюдаются условия, обеспечивающие:
  • доведение эксперимента до конца без досрочного отсева участников ЭГС;
  • исключение возможности подмены целей эксперимента и изменения содержания работы.
Помимо участия в учебном процессе члены ЭГС должны выполнять специальные экспериментальные задания (проходить обследования, проводить мониторинг собственного состояния и результативности учебного процесса, участвовать в обработке и анализе информации, обсуждении результатов, корректировке учебного плана и т.п.).

2. Перед учебной группой ставятся как минимум две основные задачи:
  • учебная: пройти полный учебный курс на дневной форме обучения и успешно защитить дипломные работы в установленный программой эксперимента срок;
  • рабочая: эффективно проработать установленный экспериментальный срок на определенном программой эксперимента рабочем месте.
3. В целях обеспечения максимальной эффективности проведения исследования, повышения достоверности экспериментальных данных и усиления доказательной стороны учебная программа для ЭГС должна основываться на действующей учебной программе по биологической специальности, дополняемой и корректируемой в ходе всего эксперимента. Учебная часть эксперимента рассчитана на 3,5 года, рабочая – не менее чем на пять лет.

4. Участники ЭГС отбираются по совокупности определенных критериев из числа пенсионеров с техническим, экономическим или иным далеким от биологии образованием. В целях экономии времени и финансовых ресурсов участники зачисляются в отдельную учебную группу и занимаются по специальному уплотненному графику.

5. Для проведения эксперимента также формируется группа научного сопровождения (ГНС), включающая специалистов в области биологии, медицины, психологии, социологии и других дисциплин. Состав ГНС (в отличие от ЭГС) в ходе эксперимента может изменяться. Обе исследовательские группы включаются в состав экспериментальной лаборатории, специально создаваемой в структуре одного из федеральных ведомств или научных центров на период проведения эксперимента.

Учитывая государственную важность поставленной Президентом РФ задачи массового и добровольного привлечения людей пенсионного возраста к эффективной трудовой деятельности, с одной стороны, и необходимость бюджетного финансирования, с другой, руководство проведением эксперимента должно осуществляться по ряду направлений:
  • политическое – принятие решений о проведении эксперимента, финансировании, оценке результатов, освещении хода работы в СМИ и т.д.;
  • научное – принятие научных решений по возникающим в ходе эксперимента вопросам, организация работы сотрудников, обеспечивающих научное сопровождение эксперимента;
  • оперативное – принятие оперативных решений, связанных с выполнением ежедневных экспериментальных заданий каждым участником группы.
В целях скорейшего получения результатов и учитывая, что для проведения эксперимента в полном объеме (учебная и рабочая части) необходимо как минимум восемь лет, целесообразно начать исследование уже в 2008 г.

Итак, продолжительность жизни населения неуклонно увеличивается, что влечет за собой, в числе прочего, постоянный рост нагрузки на пенсионную систему. Решить эту проблему только путем реформирования пенсионной системы и финансовой помощью из бюджета невозможно. Президент России предложил разумный, созидательный путь решения – создание необходимых условий для массового вовлечения людей пенсионного возраста в продолжение эффективной трудовой деятельности.

В трех наших статьях на затронутую тему была описана последовательность необходимых действий для практического решения поставленной задачи. Настало время принятия ответственных решений. И по тому, когда и какие решения будут приняты, вполне объективно можно будет судить об искренности призывов и серьезности намерений.



* Продолжение темы. Начало см.: Бюджет. – 2007. – № 10 (Финансовые проблемы пенсионной системы и увеличение продолжительности жизни); 2008. – № 2 (Трудовая деятельность за пенсионным порогом).

Источник: Бюджет, 2008, №5
Поделиться