Версия для печати 3065 Материалы по теме
К прозрачной заявке через утвержденные формы

Елена Николаевна ВОЛКОВА, председатель Комитета по конкурентной политике Московской области

При проведении электронных аукционов на строительные работы актуальной проблемой является описание товаров, используемых при выполнении работ, и отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки, которая позволила бы корректно указывать показатели таких товаров. В Московской области актуальность этого вопроса снята с помощью рекомендуемых форм требований заказчика к качественным характеристикам (потребительским свойствам) и иным характеристикам товара, используемого при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов капитального строительства, линейных объектов.

По общим правилам Закона № 44‑ФЗ заказчики при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обязаны разработать документацию о закупке, в том числе описать объект закупки. При описании объекта закупки заказчик исходит из своих потребностей и руководствуется правилами описания объекта закупки, предусмотренными статьей 33 Закона № 44‑ФЗ. Согласно положениям указанной статьи описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать в себя функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки (последние — при необходимости). При этом заказчики не вправе устанавливать требования, влекущие за собой ограничение числа участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке. То есть при описании объекта закупки с учетом своих потребностей заказчик должен помнить о конкуренции и не совершать действия, приводящие к ее ограничению, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Излишние требования и запутанные взаимосвязи

Комитет по конкурентной политике Московской области (далее — Комитет) провел анализ итогов осуществления закупок заказчиками региона в период с 2014 по 2017 год. В ходе анализа был выявлен ряд негативных тенденций. Так, заказчики при описании объекта закупки зачастую излишне детализировали показатели закупаемых товаров и тем самым усложняли подачу заявок участниками закупок, вводили в заблуждение участников закупки путем установления запутанных взаимосвязей между показателями товаров. Требования к товарам описывались в формате, не предоставляющем участникам закупки возможности редактирования.

Главная причина такой ситуации, на наш взгляд, не попытка заказчиков найти уникальный продукт, а их банальное желание заключить контракт с конкретным подрядчиком. Вместе с тем стоит отметить, что часть нарушений носит непреднамеренный характер. В погоне за экономией времени и трудозатрат заказчики зачастую просто копировали описание товара из интернета и устанавливали требования без понимания их сути и того, как должны быть заданы показатели.

Работа над рекомендованной формой

Таким образом, очевидно, что одним из узких мест документации об электронном аукционе на строительные работы стало описание стройматериалов, используемых при выполнении работ, и отсутствие надлежащей инструкции, позволяющей корректно указывать показатели товаров. Для пресечения недобросовестных действий заказчиков при подготовке технической части закупочной документации и членов аукционных комиссий при рассмотрении первых частей заявок участников закупок Комитет принял решение унифицировать форму описания товаров, используемых заказчиками Московской области при проведении закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов капитального строительства.

Комитет совместно с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Московской области, Главным контрольным управлением Московской области провел большую работу по выборке, систематизации и описанию наиболее часто используемых товаров при выполнении строительных работ. Результатом такой деятельности стала рекомендованная форма требований заказчика к качественным характеристикам (потребительским свойствам) и иным характеристикам товара, используемого при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов капитального строительства, линейных объектов (рекомендованная форма). Она утверждена распоряжением Комитета по конкурентной политике Московской области от 16 октября 2017 года № 28-01-40/17.

При разработке рекомендованной формы Комитет исходил из принципа прозрачности и открытости информации о контрактной системе, принципа обеспечения конкуренции, который предусматривает создание равных условий для участников закупок. Рекомендованная форма была составлена из фиксированного количества товаров (37 товаров) и их основных показателей, наиболее часто используемых при выполнении работ по вышеуказанным направлениям. Комитет определил структуру формы в виде таблицы, в которой по каждому товару необходимо указывать действующий ГОСТ, устанавливать требуемое значение показателя товара и к каждому показателю указывать максимальные и (или) минимальные значения такого показателя, а также значения показателей, которые не могут изменяться (таблица 1).

Показатели, указанные в столбцах «Наименование товара», «Наименование параметра (показателя) товара», в случае необходимости могут быть изменены заказчиком с обоснованием необходимости использования других материалов и параметров (показателей) по форме, приведенной в таблице 2. В случае включения товара в столбец «Наименование товара», «Наименование параметра (показателя) товара» напротив соответствующего товара, параметра (показателя) товара указывается — «включено». В случае отсутствия потребности в закупаемом товаре и/или параметре (показателе) товара допускается его исключение. Текст обоснования заказчик составляет в произвольной форме, но с обязательным указанием ссылки на раздел, подраздел проектно-сметной документации.

Также распоряжением Комитета была утверждена инструкция по заполнению заявки, которая включается в документацию о закупке. Правоприменительная практика показала, что у участников закупки не возникает затруднений в применении этой инструкции при подаче заявки на участие в закупке.

Минимум нарушений

Комитет актуализирует рекомендованные формы документов, применяемые заказчиками в ходе осуществления закупок, в том числе по предложениям контрольных органов. Следует отметить, что использование рекомендованной формы и инструкции по ее заполнению сводит к минимуму нарушения, допускаемые заказчиками в части установления неправомерных, ограничивающих количество участников закупки требований к товарам и его показателям. Существенно сокращаются случаи формального и неправомерного отклонения заявок. Таким образом, внедрение рекомендованной формы и инструкции по ее заполнению позволяет:

пресечь недобросовестные действия заказчиков при подготовке документации о закупке;

пресечь недобросовестные действия членов комиссий по осуществлению закупок, в частности при рассмотрении первых частей заявок участников закупок;

минимизировать риск возникновения технических ошибок;

улучшить качество подготовки документации о закупке и сократить количество обоснованных жалоб (рисунок).

Применение рекомендованной формы позволило снизить количество нарушений, допускаемых заказчиками Московской области при осуществлении закупок в 2018 году, на 14,28%. Следует отметить, что в прошлом году также сократились сроки рассмотрения заявок на осуществление закупок, направляемых заказчиками в порядке, установленном постановлением Правительства Московской области № 1184/571[1]. Были сокращены сроки, необходимые на публикацию извещения об осуществлении закупки в Единой информационной системе в сфере закупок. Указанный результат, безусловно, повышает качество процесса размещения закупок, своевременного заключения контрактов и, как следствие, исполнения государственных программ.

В настоящее время рекомендованная форма внедрена Комитетом в Единую автоматизированную систему управления закупками Московской области (ЕАСУЗ), интегрированную с Единой информационной системой в сфере закупок.

Позиция Верховного суда

Президиум Верховного суда РФ 28 июня 2017 года утвердил обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе. Из документа следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые соответствуют их потребностям, а с другой — необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Таблица 1. Форма описания товаров, используемых при выполнении строительных работ. Пример описания одного типового товара из 37 установленных

п/п

Наименование товара

Указание на товарный знак (модель, производитель) (при наличии)

Качественные характеристики (потребительские свойства) и иные характеристики товара

Единицы измерения

Наименование параметра (показателя) товара

Требуемое значение, установленное заказчиком

Значение, предлагаемое участником

1

Щебень для строительных работ

ГОСТ 8267-93

 

Порода щебня

 

 

 

 

Марка щебня по дробимости

 

 

 

 

Марка щебня по истираемости

 

 

 

 

Группа щебня по содержанию зерен пластинчатой и игловатой формы

 

 

 

 

Марка щебня по морозостойкости

 

 

 

 

 Таблица 2. Обоснование необходимости использования других товаров и их параметров (показателей)

№ п/п

Наименование товара

Качественные характеристики (потребительские свойства) и иные характеристики товара

Наименование изменения

Обоснование включения/исключения товаров, параметров

 

 

 

 

 

Распространяем опыт

Комитет, основываясь на положительном опыте применения рекомендуемой формы, планирует продолжать работу в данном направлении. Уже разработана форма требований заказчика к качественным характеристикам (потребительским свойствам) и иным характеристикам товара, используемого при выполнении работ по благоустройству прилегающих, дворовых, парковых территорий, пешеходных зон, зон отдыха, а также набережных, городских пляжей, и инструкция по ее заполнению. На данный момент документ проходит необходимые процедуры согласования.

 




[1]1 О порядке взаимодействия при осуществлении закупок для государственных нужд Московской области и муниципальных нужд.

 




Поделиться