Версия для печати 2530 Материалы по теме
Свободные деньги должны работать

Роман Иванович МАРКОВ, первый заместитель председателя Правительства Ленинградской области — председатель Комитета финансов

44.png

В 2008 году субъекты РФ получили право размещать на банковских депозитах временно свободные денежные средства бюджета. В связи с дотационностью большинства регионов размещение бюджетных средств на банковских депозитах реализуется только в 12 субъектах РФ. В их числе Ленинградская область. О практике управления ликвидностью единого бюджетного счета области читайте в статье.

Трансформация отдельных областей управления общественными финансами сопровождается адаптацией механизмов коммерческого сектора к деятельности сектора госуправления. Речь идет о системе продуктов кеш-менеджмента (cash management), которую сегодня активно развивает Казначейство Росии.

На сегодняшний день cash management — одно из важных направлений деятельности Федерального казначейства. Развитие данного продукта предполагает максимальную концентрацию средств госсектора на ЕКС, уменьшение объемов государственных заимствований и связанных с ними процентных расходов (в том числе для региональных и муниципальных бюджетов), увеличение доходов в рамках размещения временно свободных денежных средств при обеспечении необходимого наличия средств на единых счетах соответствующих бюджетов.

Ликвидность единого счета федерального бюджета обеспечивается консолидацией временно свободных остатков средств федерального бюджета и управлением ими посредством таких механизмов, как:

казначейское сопровождение контрактов;

предоставление межбюджетных трансфертов под фактическую потребность;

операции РЕПО (в том числе операции РЕПО — овернайт, пролонгированные РЕПО, валютные РЕПО, форвардные РЕПО);

валютный своп;

депозиты в коммерческих банках (в том числе с плавающей процентной ставкой, депозит через центрального контрагента);

покупка (продажа) иностранной валюты за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета;

использование «внутридневных» остатков средств на счетах бюджетных и автономных учреждений;

использование средств, поступающих во временное распоряжение учреждений.

Для эффективного управления ликвидностью единого счета бюджета Ленинградской области мы активно используем некоторые из вышеперечисленных инструментов. А именно: предоставление межбюджетных трансфертов под фактическую потребность, депозиты в коммерческих банках, использование «внутридневных» остатков средств на счетах бюджетных и автономных учреждений Ленинградской области, чьи лицевые счета открыты в Федеральном казначействе.

Открытие лицевых счетов в комитете финансов региона юридическим лицам, не являющимся участниками бюджетного процесса, позволит нам использовать новый инструмент: перечисление средств неучастникам бюджетного процесса под фактическую потребность. Данный механизм также будет способствовать повышению ликвидности единого счета бюджета области.

Ликвидность единого бюджетного счета = дополнительный доход

Управление свободными остатками денежных средств (ликвидностью) единого счета бюджета Ленинградской области (единый счет бюджета) — одна из важнейших задач комитета финансов региона. Около десяти лет область пользуется своим правом и размещает временно свободные денежные средства областного бюджета на депозиты. Данный процесс осуществляется в соответствии с Порядком размещения временно свободных средств областного бюджета и средств резервного фонда региона на банковские депозиты[1].

Размещение временно свободных денежных средств осуществляется на Санкт-Петербургской валютной бирже в системе электронных торгов путем проведения депозитных аукционов (торгов) с последующим заключением договоров банковского депозита с уполномоченными банками. В 2018 году было проведено 116 аукционов (торгов) по размещению временно свободных средств областного бюджета и средств резервного фонда Ленинградской области на общую сумму 159,9 миллиарда рублей. Средняя ставка по депозитам составила 6,83% годовых, средний срок размещения — 59 дней.

В прошлом году за счет размещения временно свободных средств регион получил дополнительный доход в объеме 1,6 миллиарда рублей, из них 140,7 миллиона рублей по депозитам, размещенным в 2017 году. Увеличение доходов и отсутствие эквивалентного роста расходов снизили потребность области в заемных средствах для финансирования дефицита бюджета. Сегодня мы проводим активную политику, направленную на эффективное управление временно свободными средствами бюджета субъекта РФ. Это позволяет нам оптимально распределять долговую нагрузку по годам. Так, обслуживание и погашение государственного долга в 2015–2018 годах не превышало 10% собственных доходов областного бюджета.

Новая роль Федерального казначейства

Выступление Казначейства России в новой роли — «бюджетного банка» в части концентрации всех бюджетных средств страны на ЕКС — не только влечет за собой новые возможности для регионов и муниципальных образований, но и порождает определенные спорные моменты, связанные с функционированием ЕКС в ближайшей перспективе. Так, важными вопросами, которые должны быть проработаны Казначейством России, Минфином России, на наш взгляд, являются:

определение возможных границ управления Казначейством России свободными остатками денежных средств на ЕКС, аккумулирующем остатки денежных средств соответствующих бюджетов. Очевидно, что полномочия Казначейства России не могут нарушать принцип самостоятельности бюджетов бюджетной системы РФ и снижать гибкость бюджетов;

установление единых принципов и форм детального кассового планирования на субфедеральном уровне. Данная проблема приобретает особо важное значение в рамках проведения Федеральным казначейством мероприятий по разработке прототипа механизма консолидации кассового плана Казначейства России, поскольку от качества кассового плана напрямую зависят эффективность управления ЕКС и расширение инструментов управления остатками средств. Такое стимулирование финансовых органов к качественному составлению, ведению кассовых планов и отношению к нему как к важному инструменту, безусловно, положительно скажется на исполнении соответствующих бюджетов.

Также, на наш взгляд, для регионов-доноров необходимо предусмотреть возможность самостоятельно распоряжаться остатками средств на едином счете бюджетов с применением широкой линейки инструментов. Лишение регионов такой возможности грозит снижением их процентных доходов, поскольку сегодня обсуждается вероятность того, что Казначейство России будет возвращать субъектам РФ и муниципалитетам доходы от размещения средств пропорционально остаткам средств на счетах. Ведь в случае, если доля размещаемых Казначейством России средств в общем объеме остатков окажется меньше доли средств, которую регион размещает в настоящее время самостоятельно, это приведет к снижению процентных доходов субъектов РФ.

На наш взгляд, целесообразно предусмотреть возможность согласования с Казначейством России параметров размещения средств соответствующего бюджета на основании заявок. Однако необходимо учитывать, что данная схема сопряжена со сложным администрированием.

Кроме того, необходимо учитывать, что бюджетные средства в субъектах РФ являются существенным источником банковской ликвидности для региональных банков. Отсутствие у регионов возможности самостоятельно размещать остатки средств бюджета может негативно сказаться на региональной банковской системе.

Таким образом, экономически оправданным решением с позиции как повышения доходов, так и наполнения регионального банковского сектора дополнительной ликвидностью, на наш взгляд, является закрепление добровольного участия регионов и муниципальных образований в создаваемом Казначейством России механизме концентрации средств на ЕКС.

Новый вектор развития сферы управления госфинансами потребует от регионов совершенствования и детальной проработки инструментов и механизмов управления ликвидностью единых счетов бюджетов субъектов РФ. Прежде всего применения математического аппарата расчета коэффициентов ликвидности, доработки планирования и прогнозирования ликвидности единого бюджетного счета, разработки системы рисковых событий.

 

 

[1] Утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2008 года № 418.

 




Поделиться