В Совете Федерации прошел круглый стол «Проблемы и перспективы оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства». Участники дискуссии обсудили меры государственной поддержки МСП в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
В России малый и средний бизнес находится в фокусе внимания властей по вполне понятным причинам. От развития этого сектора во многом зависит экономическая и социальная стабильность государства. Благодаря МСП руководство страны рассчитывает решить такие важные социальные задачи, как снижение уровня безработицы и борьба с бедностью.
В рамках реализации указа № 204 Правительство РФ утвердило национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Реализован проект должен быть до 2024 года, а общий объем его финансирования составляет 481,5 миллиарда рублей, из которых 416,2 миллиарда рублей — средства федерального бюджета.
Главными целевыми показателями нацпроекта являются: увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны с нынешних 22 до 32,5%, рост численности занятых в сфере малого, среднего и индивидуального предпринимательства с 19,2 миллиона человек до 25 миллионов, а также доведение доли субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта с 8,6 до 10%.
Как отметила директор Департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития России М. Т. Арсланова, нацпроект, посвященный МСП, включает в себя пять крупных федеральных проектов. При этом каждый федеральный проект предлагает необходимые меры поддержки предпринимателю на всех этапах жизненного цикла развития его бизнеса: от появления идеи бизнеса, его регистрации до реализации проекта и расширения бизнеса с выходом на экспорт.
Мой бизнес
Итак, для того чтобы процесс открытия своего дела был быстрым, максимально простым и доступным, Минэкономразвития России планирует всю инфраструктуру поддержки МСП, за исключением инжиниринговых центров, объединить в рамках одной географической локации — центров оказания консультационных услуг «Мой бизнес». Их создание предусмотрено в федеральном проекте «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства». Такие центры создаются по аналогии с МФЦ. Их особенность в том, что они оказывают услуги исключительно юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и лицам, планирующим начать предпринимательскую деятельность.
Сегодня существует большое количество видов государственной поддержки, и узнать обо всех механизмах и разобраться в них предпринимателю бывает непросто. По словам Арслановой, обо всех существующих мерах господдержки сегодня знают только 30% предпринимателей. Центры «Мой бизнес» призваны заполнить в том числе и информационный пробел. Предприниматель сможет в одном месте получить консультацию по господдержке, подать заявку на получение кредита, получить помощь в выборе системы налогообложения, подобрать зарубежных партнеров и т. д.
Льготные кредиты
Финансовая поддержка МСП будет осуществляться в рамках федерального проекта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию». Как отметила Арсланова, данный проект предусматривает многоканальную систему поддержки МСП. Особое внимание отводится «Программе 6,5», предусматривающей выдачу льготных кредитов. Подобная программа действовала в прошлом году и была востребована бизнесом. В текущем году она стала еще более привлекательной — конечная ставка не превышает 6,5%. Разницу ставки банкам — участникам программы компенсирует бюджет. Сроки льготного кредитования — десять лет на инвестиционные цели и три года — на оборотные. Кредиты будут выдаваться на проекты в приоритетных отраслях, в том числе в сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, строительстве, транспорте и связи, туристской деятельности, здравоохранении и утилизации отходов, а также в сфере общественного питания и бытовых услуг. «Мы планируем привлечь в эту программу как можно больше банков, сделав ее уникальным инструментом», — пообещала Арсланова.
Кроме льготных кредитов, предусмотрены различного рода гранты инновационным компаниям на осуществление НИОКР. Намеревается Минэкономразвития России развивать и лизинговые услуги. Будет осуществляться докапитализация существующих региональных лизинговых компаний. Также планируется создание новых лизинговых компаний в Республике Крым. Увеличится финансирование через площадки краудфандинга. «Мы развиваем тему льготного доступа к производственным площадям и помещениям, — отметила Арсланова. — Сегодня для этого отобрано порядка 20 парков».
В рамках федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» планируется создать условия для повышения занятости и доходов населения через вовлечение его в сельхозкооперацию. На сегодняшний день в России действует 5860 сельхозкооперативов. Такие данные привел глава Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства А. А. Браверман.
Проект по поддержке кооперации курируется непосредственно Минсельхозом России и предусматривает программы для обучения фермеров, а также соответствующую финансовую поддержку. Завершиться он должен к 2024 году, объем финансирования — 37,4 миллиарда рублей. В рамках данного проекта будет подготовлен каталог лучших практик по созданию и развитию сельхозкооперативов.
Легализация самозанятых — это пилотный проект, который стартовал в этом году в четырех субъектах РФ. В настоящее время зарегистрировано более 60 тысяч самозанятых. Но, как считает Браверман, это капля в море. «По разным оценкам, в этом секторе экономики задействовано от пяти до 19 миллионов человек, — отметил глава корпорации. — Для легализации им нужны дополнительные стимулы».
По словам Арслановой, первый полноценный анализ итогов пилотного проекта будет подготовлен к 1 августа текущего года. Но уже сегодня очевидны проблемы, с которыми сталкиваются самозанятые: переквалификация договоров с самозанятыми в трудовой договор, отсутствие доступа к льготному финансированию, а именно к микрозаймам и отдельным мерам поддержки. «Им были обещаны надзорные каникулы, но закона или другого нормативного акта, в которых бы это предусматривалось, сегодня нет, — напомнила спикер. — Пока каникулы распространены только на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц».
Для создания положительного образа предпринимателя, а также вовлечения населения в предпринимательскую деятельность реализуется федеральный проект «Популяризация предпринимательства». В его рамках будут разработаны образовательные программы, курсы на развитие предпринимательских компетенций. Также следующий год планируется объявить годом предпринимательства.
Навигатор для бизнеса
Определенную роль в поддержке предпринимательства играет Корпорация МСП. За последние два года корпорация увеличила объем выданных через МСП Банк прямых кредитов более чем на 20 миллиардов рублей (с 29,1 до 49,1 миллиарда рублей). На 7,6 миллиарда рублей вырос общий объем выданных в рамках Национальной гарантийной системы гарантий и в 2018 году достиг 19,2 миллиарда рублей.
Ежегодно растет количество предпринимателей, воспользовавшихся сервисами портала «Бизнес-навигатор МСП». Эта информационная система была запущена в 2016 году. Навигатор призван упростить процесс открытия нового предприятия. Любой желающий может зарегистрироваться и протестировать востребованность бизнеса, а также срок его окупаемости. Система позволяет в несколько шагов проанализировать необходимые для запуска нового бизнеса условия в привязке к конкретному городу и району, узнать информацию о конкурентах по виду деятельности, объему спроса и так далее. По словам Бравермана, на сегодняшний день более одного миллиона зарегистрированных пользователей прибегли к услугам ресурса для подбора помещения, расчета бизнес-плана, проверки надежности контрагента. Ожидается, что к 2024 году количество пользователей превысит четыре миллиона человек.
Эффективность под сомнением
Долю пессимизма в оптимистичный настрой коллег внес аудитор Счетной палаты РФ А. В. Перчян. В ходе контрольно-аналитических мероприятий, проведенных за последние годы, Счетная палата РФ выявила ряд существенных проблем, решать которые необходимо безотлагательно. «У нас нет понимания, сколько и по каким направлениям расходуется средств на поддержку МСП, — обозначил первую проблему аудитор. — Как ни удивительно, но ни одна государственная структура не может сегодня четко сказать: сколько всего мер финансовой поддержки и на какую сумму оказывается в РФ. Поддержки идут по линии Минэкономразвития России, Минсельхоза России, Минпромторга России, Фонда развития промышленности и так далее». По словам спикера, бюджетная классификация сегодня настроена таким образом, что никто не видит полной картины.
«Я с трудом представляю: как можно управлять процессом, когда перед глазами нет полной картины происходящего?» — задался вопросом контролер. По его словам, Счетная палата направляла Правительству РФ предложения о том, какие шаги необходимо предпринять, чтобы на уровне Федерации процесс предоставления господдержки стал прозрачным и чтобы регионы могли видеть, кто у них получает поддержку из бюджета. Соответствующее поручение Правительство РФ давало Минэкономразвития и Минфину России еще в прошлом году. К сожалению, по словам спикера, на сегодняшний день это поручение не выполнено.
Второй проблемой аудитор назвал необъективные показатели результативности. «Показатели, применяемые сегодня к получившим господдержку субъектам МСП, не позволяют объективно и комплексно оценить ее эффективность, — считает Перчян. — Я полагаю, что эффективность надо оценивать не по количеству созданных рабочих мест (рабочие места сегодня создаются, а через несколько месяцев они могут быть закрыты), а по росту выручки, прибыли, капитализации, вкладу в ВРП или ВВП. Вот объективные показатели, которые могут дать нам понимание, насколько эффективна и результативна эта адресная поддержка». Также для решения означенной проблемы спикер считает необходимым внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие господдержку МСП.
Третья проблема — льготное кредитование. К сожалению, запуск механизмов субсидирования процентной ставки по кредитам не изменил ситуацию с доступом МСП к финансовым ресурсам. Доля МСП в кредитном портфеле юридических лиц в 2018 году по факту составляла 13%, а в соответствии со Стратегией развития малого и среднего бизнеса в РФ на период до 2030 года этот показатель должен быть равен 19%. «Если говорить об абсолютных значениях, то кредитный портфель снизился с 5 триллионов рублей в 2015 году до 4,2 триллиона рублей в прошлом году», — озвучил цифры аудитор. И это притом что в данном механизме задействованы серьезные средства, а количество банков, участвующих в программе льготного кредитования, неуклонно увеличивается. «Создается впечатление, что, получая субсидирование по кредитным ставкам, банки просто замещают те кредиты, которые раньше выдавали без господдержки, — высказал свое мнение спикер. — Так, банки снижают свои риски: меняют свои выданные кредиты на те, за которые государство гарантирует субсидии». По мнению представителя Счетной палаты, необходимо предпринять все меры, чтобы этого не происходило.
Следующая проблема касается микрофинансовых и региональных гарантийных организаций. «В ходе проверки мы обнаружили, что некоторые микрофинансовые организации кредитуют коллекторов, а также что существуют микрофинансовые организации, выдающие кредиты населению под два процента в день, — рассказал спикер. — Непонятно, зачем таким организациям оказывается господдержка». По мнению аудитора, те микрофинансовые организации, которые занимаются кредитованием МСП, необходимо наделить статусом некоммерческих.
Ситуация глазами бизнеса
К. З. Калужин, коммерческий директор ООО «НПК Пожхимзащита», обратил внимание собравшихся на практические проблемы, с которыми очень часто сталкиваются предприниматели. Одна из них касается закупок. «Наша компания выпускает инновационную продукцию, которая включена в Перечень инновационной, высокотехнологичной продукции и технологий[1]. В статье 10 Закона № 44‑ФЗ указано, что при закупках в приоритете у заказчика должна быть инновационная и высокотехнологичная продукция. На практике же получается: когда заказчик включает в документацию о закупке критерии, которые относят продукцию к инновационной, наши конкуренты, выпускающие морально устаревшую продукцию, подают жалобу в ФАС. И служба признает жалобу обоснованной, мотивируя тем, что критериев инновационности у них нет», — описал проблему предприниматель. По его мнению, необходимо вносить изменения в статью 33 Закона № 44‑ФЗ, которые бы позволили закупать инновационную продукцию, не нарушая законодательства о контрактной системе.
Национальный проект, посвященный малому и среднему бизнесу, предполагает увеличение доли экспорта субъектов МСП. Вместе с тем, по словам Калужина, на практике экспортные проблемы предпринимателей решаются с большим трудом или не решаются вообще. Сказанное он подтвердил следующим примером. ООО «НПК Пожхимзащита» выпускает инновационные средства защиты, спасения и пожаротушения, которые на законодательном уровне отнесены к продукции двойного назначения (военного назначения). Для их поставки на экспорт требуется разрешение Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. Этот документ выдается в течение 45 дней. «Продукция компании востребована за рубежом: заявки поступают, начиная от США и заканчивая странами Африканского континента. Но когда покупатель узнает, что им предстоит ждать поставку более 45 дней, теряет интерес, — рассказал Калужин. — Дело доходит до того, что одна зарубежная компания купила нашу продукцию на частное лицо и, нарушая законодательство, отправила ее дипломатическим багажом». По словам предпринимателя, и Правительство РФ, и Российский экспортный центр о проблеме знают. Но до сих пор для снятия этого административного барьера ничего не сделано.
Оценка МСП
Согласно результатам опроса Российского союза промышленников и предпринимателей в 2018 году представители бизнеса оценивали предпринимательский климат страны как динамичный. В то же время предприниматели давали пессимистичные оценки перспектив успешности развития своего дела и указывали на общее ухудшение деловой среды. Ключевыми проблемами своего развития малые компании называют высокие налоги и сложность доступа к кредитным ресурсам. Многие респонденты указывали на то, что получить кредит можно было в реальности под 12%.
Миллионы проверок МСП
Сегодня к бизнесу применяется порядка двух миллионов требований, часть из них действует со времен СССР. По данным Счетной палаты РФ, контрольно-надзорные функции осуществляют восемь министерств, пять федеральных агентств и 19 федеральных служб. Ими ежегодно проводится около одного миллиона проверок. При этом нарушения выявляются только в 59,5% случаев.
[1] Приказ Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы от 9 ноября 2018 года № П-18-12-18/8 «Об утверждении Перечня инновационной, высокотехнологичной продукции и технологий».
О. В. ИЗУТОВА