Сергей Владимирович СКРЯБИН, заместитель главы Администрации Тоцкого района Оренбургской области по финансовым и экономическим вопросам — руководитель финансового отдела
Как известно, низкий объем собственных доходов местных бюджетов — больная тема для многих муниципалитетов. В Тоцком районе для решения этой проблемы используют потенциал земельного налога и арендной платы за землю.
Вовлечение в оборот
Для обеспечения устойчивости бюджета Администрация Тоцкого района утвердила план мероприятий по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления муниципальных финансов на 2017–2020 годы. Одним из пунктов плана является вовлечение объектов недвижимости, включая земельные участки, в налоговый оборот. Данное направление работы подразумевает:
уточнение сведений об объектах недвижимости;
актуализацию результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;
предоставление сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости в рамках информационного обмена;
проведение муниципального земельного контроля;
выявление собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечение их к налогообложению;
содействие в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическим лицам.
Другим важным направлением работы в этой сфере является оформление невостребованных земельных долей в муниципальную собственность и заключение договоров на их аренду. Так, с 2017 года по настоящее время в муниципальную собственность сельских поселений оформлено 1143 земельных доли площадью 18793,23 гектара, заключено 109 договоров аренды земельных участков площадью 11149,72 гектара. В результате поступление арендной платы за землю выросло в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 2,78 миллиона рублей. В 2019 году сельскими поселениями планируется признать право собственности на 226 земельных долей общей площадью 4108,4 гектара с последующей передачей землепользователям.
Проблемы при оформлении
Однако при оформлении невостребованных земельных паев возникает немало проблем. Перечислю лишь основные:
ошибки в решениях суда (при написании ФИО или указании кадастровых номеров);
долгий процесс прекращения права частной собственности и признания права муниципальной собственности;
недостаточное количество сельскохозяйственных угодий, пригодных для использования.
Множество трудностей сопровождают и процесс оформления прав на землю. Среди них:
отсутствие (либо неполнота) первичных документов, помарки и исправления в них, отсутствие оригиналов;
необходимость проведения землеустроительных работ, которые требуют дополнительных затрат;
отказ физлиц, признанных наследниками по решению суда, от оформления земельных долей;
необходимость согласования границ земельного участка со смежными землепользователями;
необходимость получения кадастрового паспорта на землю;
наличие сторонних собственников земельного участка;
специальные режимы землепользования (охранные зоны, защитные полосы), ограничивающие приобретение и использование недвижимости;
наличие обременения;
отчуждение части земельного участка, что влечет изменение его площади.
Нередко при проведении сделок с недвижимостью правообладатели сталкиваются с необходимостью повторного или дополнительного оформления земельных правоотношений, так как в свое время документы не были составлены должным образом. Дело в том, что в 1990-е годы земельные участки предоставлялись собственникам в ускоренном порядке и в государственную базу данных полноценные сведения о них не вносились. В частности, не указывались точные границы.
Зачастую оформление земельных отношений приходится начинать с формирования земельного участка, занятого объектами недвижимости, и постановки его на государственный кадастровый учет. А это, как и внесение изменений в кадастровые сведения, происходит только на основании межевого плана.
Земельные участки многодетным
Существуют также проблемы с бесплатным предоставлением земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей. Чаще всего они возникают из-за отсутствия средств на оформление и постановку земельного участка на кадастровый учет, обеспечение его инженерной инфраструктурой. Частично эту проблему могла бы решить Федеральная целевая программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014–2020 годы)». В ней предусмотрены субсидии бюджетам субъектов РФ на софинансирование проведения комплексных кадастровых работ. Но необходимым условием для этого является наличие утвержденного проекта межевания территории, что опять же требует денежных затрат.
В связи с указанными проблемами в региональный закон внесены изменения. И теперь многодетные семьи в Оренбуржье будут иметь право выбора: получить участок земли под строительство или единовременную денежную выплату на улучшение жилищных условий.
Земли Минобороны
Еще один блок проблем — передача в муниципальную собственность земельных участков Министерства обороны, находящихся в жилой зоне под гаражами поселка Тоцкое-Второе. Администрация Зареченского сельсовета Тоцкого района подготовила обращение в ТУИО Минобороны России об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории с последующей передачей их в муниципальную собственность.
Решение данной задачи приведет к пополнению муниципального бюджета за счет земельного налога, налога на недвижимость и арендной платы. Выкупная цена 6 гектаров — 27 миллионов рублей, поступления земельного налога обеспечат бюджету 130 тысяч рублей.
Муниципальный земельный контроль
В 2020 году сельские советы района продолжат осуществлять муниципальный земельный контроль для выявления:
самовольного занятия земельных участков;
использования земельных участков без оформленных в установленном порядке документов;
использования земельных участков не в соответствии с установленным видом разрешенного использования;
неиспользования земельных участков;
невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
За выявленные нарушения на граждан, должностных и юридических лиц налагаются административные штрафы, что также приводит к пополнению муниципального бюджета.
И, наконец, на территории Тоцкого района находятся 32 гидротехнических сооружения (ГТС), которые включены в реестр ГТС Западно-Уральского управления Ростехнадзора по Оренбургской области. 12 из них находятся в собственности муниципальных образований, 3 — на завершающей стадии оформления в собственность, 2 — поставлены на кадастровый учет. На 15 ГТС готовятся документы о постановке их на учет как бесхозных, 5 из них планируется списать, 10 в последующем все же будут оформлены в муниципальную собственность.