Версия для печати 2541 Материалы по теме
Всем миром

Анастасия Михайловна ДЕДОВА, заместитель председателя Бюджетного комитета, начальник отдела бюджетной политики Департамента финансов Томской области

Инициативное бюджетирование — феноменальное социально-экономическое явление, которое за последние годы получило довольно широкое распространение в нашей стране. Томская область приняла решение о реализации данного направления на территории региона в 2017 году: позитивный опыт коллег из других субъектов РФ убедил нас в его перспективности. Инициатором и основным исполнителем данного проекта выступил Департамент финансов Томской области.

Специфика региона

Изучив практики различных регионов, мы решили взять за основу широко известную Программу поддержки местных инициатив Всемирного банка (ППМИ). При внедрении инициативного бюджетирования нам, безусловно, пришлось учитывать специфику территориального устройства региона. Несмотря на солидную по сравнению с европейской частью России площадь территории (более 314 тысяч квадратных километров), из-за климатических и географических особенностей численность населения Томской области достаточно небольшая — немногим более миллиона человек. В области всего 16 муниципальных районов, состоящих из 115 поселений, и четыре городских округа.

По сути, в регионе всего три относительно крупных населенных пункта (города Томск, Северск и Стрежевой). В крупных городах достаточно сложно реализовать основной принцип ППМИ — широкое вовлечение населения в обсуждение проблем, принятие решения о выборе проекта на общем собрании граждан. Для крупных городов требуется отдельный подход, отличный от работы с населением в селах и малых городах. Поэтому мы решили в рамках инициативного бюджетирования принимать проекты только от небольших населенных пунктов, численность населения которых не превышает 35 тысяч человек. Тем более что для крупных городов действует схожий по целям и задачам проект «Комфортная городская среда». В конечном итоге проектом инициативного бюджетирования остался неохваченным только городской округ «Стрежевой», поскольку это единственный городской округ, в состав которого не входят сельские населенные пункты.

Финансирование

В первоочередном порядке мы определились с источником финансирования. Нашу инициативу упразднить Фонд реформирования муниципальных финансов, который к 2017 году утратил свою социально-экономическую значимость, поддержали депутаты Законодательной думы Томской области. Высвободившиеся средства в объеме 25 миллионов рублей были направлены на предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию проектов по инициативному бюджетированию.

На софинансирование одного проекта было решено выделять до миллиона рублей при обязательном софинансировании со стороны местного бюджета (не менее 10% стоимости проекта) и со стороны населения (не менее 5%). Также в софинансировании проекта могут принять участие юридические лица (кроме государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальные предприниматели. Расходы по предоставлению субсидий на реализацию проектов в рамках инициативного бюджетирования включены в состав государственной программы «Эффективное управление региональными финансами, государственными закупками и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области».

Правовая база

В течение 2017 года в регионе была разработана и утверждена необходимая правовая база, позволившая в 2018 году провести отбор проектов, предлагаемых непосредственно населением муниципальных образований Томской области, и предоставить субсидии на их реализацию. Постановлением Администрации Томской области от 11 октября 2017 года № 363а были определены требования, которым должен отвечать проект, направляемый на конкурс.

Помимо упомянутых ранее требований о том, что проекты принимаются только от небольших населенных пунктов, а также о соблюдении уровня софинансирования со стороны местного бюджета и населения необходимо следующее:

1. Проект должен предусматривать создание, обустройство либо ремонт объекта муниципальной инфраструктуры. К конкурсному отбору не допускаются проекты по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту в связи с их большой стоимостью, сложными процедурами подготовки и согласования проектно-сметной документации и длительными сроками реализации. При этом объект может относиться практически к любой сфере в рамках вопросов местного значения, кроме объектов дошкольного и общего образования (к ним применяются повышенные требования к качеству и безопасности).

2. Объект должен находиться в муниципальной собственности либо оформляться в муниципальную собственность по завершении проекта. Это необходимо для того, чтобы население могло беспрепятственно пользоваться объектом, созданным либо отремонтированным при его непосредственном участии.

3. Проект необходимо реализовать в тот же год, когда был проведен конкурсный отбор, чтобы население сразу видело результат вложенных средств, интерес граждан к инициативному бюджетированию не угас.

Конкурс состоялся

В первый год реализации проекта у нас, конечно, были опасения, что он может оказаться не очень успешным. Поэтому Департамент финансов Томской области организовал серию информационных мероприятий как в Томске (очно и в форме вебинаров), так и с выездом в районы области.

Результаты превзошли ожидания. На конкурсный отбор было подано 59 заявок от 39 поселений 13 муниципальных районов и от трех городских округов области. Только три района не приняли участие в конкурсе (Александровский, Каргасокский и Тегульдетский), два из которых относятся к разряду труднодоступных.

В процессе рассмотрения заявок мы помогали муниципалитетам устранять недочеты в документации в рабочем порядке. Однако две заявки так и не были доработаны, и их пришлось снять с рассмотрения. Таким образом, в конкурсном отборе участвовало 57 заявок
(рисунок).

Общая стоимость проектов по заявкам составляла 49,4 миллиона рублей, требуемый объем софинансирования из областного бюджета — 38,4 миллиона рублей. Стоимость одного проекта (с учетом всех источников финансирования) варьировалась от 42 тысяч рублей (проект Михайловского сельского поселения Зырянского района по подготовке площадки для размещения станции водоочистки в селе Окунеево) до 3,5 миллиона рублей (проект городского округа «Кедровый» по благоустройству центральной площади в селе Пудино).

При оценке заявок учитывалось:

доля софинансирования со стороны местных бюджетов и населения (чем больше их доля, тем выше оценки);

наличие софинансирования со стороны юридических лиц (кроме государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальных предпринимателей; наличие нефинансовых форм участия населения и юридических лиц (индивидуальных предпринимателей);

доля благополучателей от реализации проекта в общей численности населения муниципального района;

доля населения, участвовавшего в обсуждении проекта и принятии итогового решения;

освещение результатов принятого решения в средствах массовой информации и на интернет-ресурсах.

В зависимости от полученных оценок все проекты были проранжированы в порядке убывания присвоенных баллов. Количество победителей определялось исходя из совокупного объема субсидий, требуемых на их реализацию (не более 25 миллионов рублей). В итоге было отобрано 36 проектов от 12 районов (кроме проектов Шегарского района, набравших низкие баллы) и трех городских округов, общий объем субсидий на реализацию которых составил 24,8 миллиона рублей (общая стоимость проектов за счет всех источников — 33,4 миллиона рублей).

Документы по всем проектам-победителям, подтверждающие заявленный объем софинансирования со стороны местных бюджетов, населения, юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), были представлены в срок. За счет внебюджетных источников на реализацию проектов было собрано более 2,5 миллиона рублей, в том числе свыше 2,1 миллиона вложило население, 0,4 миллиона — юридические лица и индивидуальные предприниматели (7,5% от общей стоимости проектов). Доля софинансирования со стороны местных бюджетов составила более 6 миллионов рублей (18%).

После утверждения распоряжением Администрации Томской области от 28 апреля 2018 года № 270-ра итогов конкурсного отбора 7 мая 2018 года по каждому проекту-победителю с администрациями муниципальных образований были заключены соглашения о предоставлении субсидий на их реализацию.

Реализация

По итогам 2018 года реализовано 35 проектов. Один проект по обустройству бугельного подъемника на лыжной базе в городе Асино стоимостью 710 тысяч рублей (субсидия из областного бюджета — 603,5 тысячи рублей) не был реализован по объективным причинам. Территория, на которой планировалось осуществить проект, была отнесена к санитарно-защитной зоне газораспределительной станции, где возведение спортивных объектов запрещено.

По остальным проектам тоже не всегда все шло гладко. Были проблемы и с несостоявшимися конкурсами, и с нарушением сроков поставки. Ряд проектов удалось реализовать только буквально во второй половине декабря прошлого года.

Тем не менее в рамках инициативного бюджетирования в 2018 году в селах и малых городах области:

создано девять новых современных детских площадок;

обустроено девять мест массового отдыха, в том числе пять площадей, три парка (сквера) и территория возле памятника участникам ВОВ;

создано либо отремонтировано семь спортивных объектов, в том числе возведены две хоккейные коробки, спортивная площадка, спортивный клуб, отремонтированы беговая дорожка, два стадиона;

отремонтированы тротуары в трех населенных пунктах, районная библиотека, установлена стела памяти участникам ВОВ, возведен павильон для водонапорной башни, проведено светодиодное освещение и т. д.

Итоговая стоимость реализованных проектов уменьшилась в результате экономии по закупочным процедурам и составила 31,7 миллиона рублей. Поскольку средства субсидии перечислялись под фактическую потребность и подлежали перерасчету в результате сложившейся экономии пропорционально доле софинансирования, объем субсидии по итогам года составил 23,1 миллиона рублей.

Нормативная база усовершенствована

В целях дальнейшего развития инициативного бюджетирования в 2018 году усовершенствована региональная правовая база в части уточнения порядка отбора и финансирования проектов, предлагаемых населением муниципальных образований Томской области. А именно:

расширены варианты возможного месторасположения объекта, на создание, обустройство либо ремонт которого может быть направлен проект (не только в границах населенного пункта, но и прилегающих к нему территорий);

установлено ограничение по подаче заявок: от одного населенного пункта в составе поселения (городского округа) на конкурсный отбор может быть подана только одна заявка в целях обеспечения более полного охвата населения Томской области проектом инициативного бюджетирования (в первый год отдельные районные центры подавали по две заявки);

введено понятие «резервный проект», который не вошел в число победителей, но может получить софинансирование из областного бюджета, если по проекту-победителю в установленный срок не будет подтверждено софинансирование;

установлено право муниципалитетов направлять экономию средств, сложившуюся в результате проведения закупочных процедур, на приобретение оборудования в рамках проекта в целях более полного освоения бюджетных средств.

Также усовершенствована процедура проведения конкурса, а именно:

начало конкурсного отбора заявок на получение субсидий из областного бюджета в 2019 году перенесено с 20 октября на 20 сентября 2018 года;

скорректирована форма заявки;

доработана методика балльной оценки заявок в целях повышения ее объективности.

Проект продолжается

На 2019 год было подано 88 заявок от 55 поселений 14 муниципальных районов и от трех городских округов Томской области, имеющих право участвовать в конкурсе. Заявки не подали: Александровский район (как и в прошлом году), Шегарский район (в 2018 году обе его заявки не прошли отбор). Одна заявка, не соответствующая установленным требованиям, не была допущена к отбору. Таким образом, оценивалось 87 заявок, общий объем субсидии на реализацию которых составляет 49,2 миллиона рублей. Общая стоимость заявленных проектов за счет всех источников — 66,2 миллиона рублей.

Как и в прошлом году, наибольшее количество заявок было подано на создание детских площадок (25 проектов) и обустройство мест массового отдыха (19 проектов). Количество заявок на спортивные объекты несколько снизилось: с 14 в 2018 году до десяти в 2019-м. Десять проектов направлено на установление либо ремонт памятников участникам ВОВ. В особую категорию выделен ремонт либо установка ограждения кладбищ (если в прошлом году было подано две такие заявки, то в этом уже шесть). Больше стало проектов и по ремонту объектов ЖКХ. Также есть проекты по ремонту дорог и тротуаров, муниципальных учреждений, установке освещения.

Примечательно, что было несколько заявок на продолжение благоустройства объектов, начальные этапы по которым были завершены в рамках первого конкурсного отбора (в селе Володино — ограждение детской площадки, созданной в прошлом году, продолжение обустройства площади «Солнечный город» в районном поселке Белый Яр, благоустройство центральной площади в селе Пудино и ряд других).

В результате конкурсного отбора на заложенный в областном бюджете объем финансирования 25 миллионов рублей в качестве проектов-победителей отобрано 42 заявки с общим объемом субсидий 24,8 миллиона рублей. Это 48,3% от общего количества заявок и 50,5% от общего объема запрашиваемых субсидий.

В связи с тем что после ранжирования в число победителей не попали проекты двух районов и двух городских округов, губернатор Томской области поручил департаменту финансов подготовить изменения в закон об областном бюджете в части увеличения финансирования проекта инициативного бюджетирования в 2019 году с 25 миллионов рублей до 40 миллионов. Это было сделано для того, чтобы хотя бы одна из заявок от каждого района или городского округа, участвовавших в конкурсе, получила право на получение субсидии. В начале мая соответствующий закон был принят.

В настоящее время уже завершен этап подтверждения софинансирования. По одному из проектов средства населения не были собраны, и он был исключен из числа победителей. Объем субсидии из областного бюджета по этому проекту составлял миллион рублей, поэтому в соответствии с вновь введенными нормами о резервных проектах право на получение субсидии получили сразу три из них, общий объем субсидий на реализацию которых составит около 900 тысяч рублей. Итоги конкурсного отбора на первоначальный объем субсидии (25 миллионов рублей) уже утверждены распоряжением Администрации Томской области от 26 апреля 2019 года № 280-ра, 24 мая в него внесены изменения, связанные с увеличением финансирования. В целом поддержку получат 72 проекта.

В завершение отмечу, что, несмотря на наличие определенных трудностей и недочетов, проект инициативного бюджетирования в Томской области стартовал успешно, в том числе благодаря грамотной работе органов местного самоуправления с населением. О высокой степени заинтересованности муниципалитетов и граждан в этом проекте свидетельствует рост числа заявок в 2019 году по сравнению с 2018 годом почти в полтора раза. В него поверило не только население, но и бизнес, что следует из их готовности софинансировать предложенные проекты. Так, в сопоставимых с прошлым годом условиях софинансирование со стороны населения увеличилось на 600 тысяч рублей, то есть почти на 29%, со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — более чем в 4,5 раза, с 0,4 миллиона рублей до 1,9 миллиона.

Возросла и готовность населения и юридических лиц участвовать в реализации проектов в нефинансовой форме. В прошлом году нефинансовые формы участия со стороны населения предусматривались по 94% проектов-победителей, а юридических лиц  — по 83%. В этом году население выразило готовность участвовать личным трудом либо предоставляя материалы и технику во всех проектах-победителях, юридические лица — в 95% проектов.

Безусловно, Томская область будет продолжать развивать данное направление. Учитывая климатические условия региона, планируем на будущий год скорректировать все процедурные сроки начала и окончания конкурсного отбора, чтобы уже в апреле муниципалитеты могли начать реализацию предложенных населением проектов.

Обсуждение реализации проекта по инициативному бюджетированию в Администрации Томской области с участием экспертов Всемирного банка, НИФИ Минфина России, Министерства финансов Алтайского края, Совета муниципальных образований Томской области, глав поселений и районов области

Конкурсный отбор

Конкурсный отбор проектов на 2018 год проводился в пять этапов:

1. Объявление конкурсного отбора — 20 октября 2017 года.

2. Прием конкурсных заявок — до 10 февраля 2018 года.

3. Рассмотрение и оценка конкурсных заявок, определение проектов-победителей — до 15 марта 2018 года (заседание конкурсной комиссии по определению проектов-победителей состоялось 14 марта 2018 года).

4. Сбор средств и подтверждение администрациями муниципальных образований Томской области заявленных объемов софинансирования по проектам-победителям — до 15 апреля 2018 года.

5. Утверждение результатов конкурсного отбора распоряжением Администрации Томской области — до 1 мая 2018 года.

Поделиться