Об успешной реализации важнейших экологических проектов на уровне одного отдельно взятого городского парка и перспективах тиражирования этого опыта на всю столицу мы поговорили с директором Ботанического сада МГУ им. М. В. Ломоносова «Аптекарский огород» Алексеем Александровичем РЕТЕЮМОМ.
— Алексей Александрович, думаю, не ошибусь, если предположу, что «Аптекарский огород» — любимое место отдыха 90 процентов москвичей (включая меня), а остальные десять просто в нем еще не бывали. Вы почти 26 лет возглавляете ботанический сад — следовательно, главная заслуга в этом принадлежит вам и вашей команде. Причем, когда вы были назначены его директором, вам было всего 25 лет. Расскажите, как вам это удалось — превратить малоизвестный и пришедший в полный упадок в начале 1990-х годов сад в одну из главных московских достопримечательностей?
— Все очень просто — я и мои коллеги посвятили этому всю свою жизнь. У меня есть любимая цитата из Мишеля Монтеня, она стала в определенной степени моим девизом или руководством к тому, как прожить жизнь: «Был подлинно счастлив тот, кто много смеялся и много любил, кто нашел свое место в жизни, кто заслужил уважение достойных людей и оставил этот мир в той части, за которую был ответственным, лучшим, чем пришел в него». Я и мои коллеги были ответственными за «Аптекарский огород», этот маленький уголок планеты. Что-то мы сделали, но еще больше, думаю, предстоит сделать.
А как удалось? Так это «всего-навсего» 25-летний труд — мой и моих сотрудников, профессионализм и энтузиазм.
— Сегодня «Аптекарский огород» — не только один из самых динамично развивающихся ботанических садов России, но и пионер в области экологии: здесь проходит апробацию и внедряется множество передовых экологических инициатив. Назовите хотя бы несколько основных.
— Несмотря на более чем трехвековую историю сада как места, где культивируются растения, в нем рядом с экзотическими коллекциями бережно поддерживается уникальная природная компонента. Здесь, в центре огромного мегаполиса, можно видеть изолированные популяции некоторых видов растений и животных, по-видимому, сохранившиеся в саду с конца XVII века, когда это место еще было за городской чертой и имело прямую связь с дикой природой. С тех пор в саду сохраняется и бережно поддерживается уникальный комплекс весенних эфемероидов (первоцветов), характерных для средней полосы России, многие из которых стали редкими в окрестностях Москвы. Популяции многих видов хохлаток, ветрениц, медуницы и других первоцветов взаимозависимы с местными популяциями насекомых-опылителей, например шмелей, которые весной просыпаются одновременно с массовым цветением.
В соответствии с принципами нашей экологической политики мы, в частности, никогда не убираем опавшие листья (кроме дорожек и газонов). Так поддерживается благоприятная экосреда для всех обитателей сада — разнообразных насекомых, дождевых червей и других животных. В результате в саду можно наблюдать впечатляющее разнообразие птиц — более 40 видов, так как для их привлечения создаются все условия. Одни виды лишь останавливаются в саду во время перелетов, другие гнездятся и успешно выводят потомство.
Кроме того, мы никогда не вывозим растительные остатки за пределы сада и по возможности перерабатываем их на месте в различные полезные субстанции: древесину и кору удаляемых деревьев перерабатываем в щепу для мульчи и устройства мягких дорожек; крупные стволы нарезаем на плашки для деревянного мощения; опавшие листья, траву, скошенную с газонов, сорняки из цветников, мягкие обрезки из оранжерей, избыточную биомассу из пруда и других водоемов превращаем в компост. Кстати, недавно в «Аптекарском огороде» открылся крупнейший в России Компостный двор (см. информацию «Компостный двор»).
Ядохимикаты и гербициды мы стараемся не использовать — исключительно локально и только в случае острой необходимости. Не допускаем распространения опасных сорных видов растений. Сохраняем все дорожки в саду водопроницаемыми. Собираем и используем для полива дождевую воду (см. информацию «Система сбора дождевой воды»).
И это только небольшая часть из наших подходов. Если говорить обо всех, получится целый научный трактат. В 2015 году за проведение многолетней успешной ландшафтной и экологической политики сад получил Золотой диплом Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре.
— Весной прошлого года вам поручили восстановление и развитие еще одного московского ботанического сада — имени Травникова. Как продвигается эта работа?
— Этот сад был создан еще в советские времена энтузиастом садоводства, бывшим летчиком Павлом Ивановичем Травниковым. Без официальной поддержки он умудрился создать невероятно своеобразный и выразительный садик практически в центре Москвы, рядом со станцией метро «Парк культуры». Это был настоящий цветущий оазис, созданный бескорыстно, исключительно из любви к растениям. К сожалению, после его смерти сад пришел в полное запустение. Таким он мне и достался — куча самосева, мусора. Я с огромным энтузиазмом взялся за его восстановление. Вывезли мусор, выпололи сорняки, наняли прекрасного садовника, у которого, как мы любим говорить в ботаническом саду, «зеленые» руки — он умеет хорошо обращаться с растениями.
Сейчас мы приступаем к масштабным работам по восстановлению сада: в ближайшее время сделаем разводку электричества и водопровод, построим каменную подпорную стенку вместо постоянно оползающего склона. Недавно я даже решился рассказать об этом проекте на собрании Совета депутатов округа Хамовники, на территории которого расположен сад, и получил единодушную поддержку и одобрение.
Очень хочется надеяться, что восстановленный Сад Травникова послужит источником вдохновения для многих других энтузиастов растениеводства и они тоже захотят организовать подобные сады у себя во дворах. В последнее время я стал встречаться с подобным энтузиазмом у жителей Мещанского района: так, например, во дворе дома по адресу: проспект Мира, 54, жители сами посадили магнолии, рододендроны, тис, японский клен и другие необычные растения.
— Логичным продолжением предыдущего вопроса будет такой: а не задумывались ли вы о том, чтобы распространить ваши знания, опыт и выработанную за десятилетия в «Аптекарском огороде» ландшафтную и экологическую политику на всю Москву и сделать ее в прямом смысле городом-садом?
— В этом году мы выпустили очередную книгу про ботанический сад, где во всех подробностях описали нашу ландшафтно-архитектурную и экологическую политику. Конечно же, мы очень хотим, чтобы все наши лучшие достижения применялись гораздо шире. Я рассказывал о них в Московской городской думе, на Московском урбанистическом форуме, на заседаниях Комиссии по экологической политике в Мосгордуме, в управе Мещанского района и во многих других местах. Разумеется, хотелось бы развивать и применять эти принципы и на других территориях города, в садах и парках, скверах и бульварах, в переулках и дворах.
— Недавно вы объявили, что приняли решение избираться в Московскую городскую думу. Какие возможности появятся у вас при избрании на этот пост? Что, на ваш взгляд, можно будет изменить, улучшить, решить? За какие проблемы вы приметесь в первую очередь?
— Частично я уже ответил на эти вопросы. А то, что хочу внедрить в первую очередь, — это, безусловно, зеленые крыши, водопроницаемые поверхности в городе везде, где это можно, замена газонов на разнотравье, дальнейшее развитие садов и парков как центров просвещения, рекреации и культуры.
В «Аптекарском огороде» мы выработали уникальные приемы в области пиара — наши подходы могут быть легко использованы и другими московскими учреждениями науки, культуры и искусства. Сад очень тесно дружит и взаимодействует с московским архитектурным и ландшафтно-архитектурным сообществом. Поэтому в своей будущей деятельности я надеюсь привлечь самых высококвалифицированных экспертов для дальнейшего улучшения городской среды, сохранения всех исторически ценных архитектурных элементов, деликатного включения всего нового.
— Где вы предполагаете искать деньги на реализацию упомянутых идей? В какие суммы ориентировочно это может вылиться? Сколько (достаточно ли) средств заложено в бюджете города на осуществление экологических инициатив?
— В том-то и дело, что многие предлагаемые мной экологические инициативы не только не потребуют дополнительных финансовых ресурсов, но, наоборот, позволят сократить бюджетные расходы. К примеру, газоны сложнее и дороже поддерживать, чем правильно сформированные разнотравные сообщества. Плитка «с ушками» стоит не дороже обыкновенной, а дает огромные преимущества по водопроницаемости дворов, тротуаров, парковок. А зеленые крыши, создание которых обойдется, возможно, несколько дороже, чем устройство традиционных, быстро окупятся за счет практически полного отсутствия необходимости ухода за ними и чрезвычайно низкой теплопроводности. Под такими крышами зимой будет сохраняться тепло, а летом прохлада. То же самое касается и многих других инициатив.
Подготовила В. И. МААНДИ
Компостный двор
Компостный двор с одним из крупнейших в мире отелей для полезных насекомых открылся 6 июня 2019 года в «Аптекарском огороде».
Компостный двор — это огороженная стенкой из габионов площадка, на которой расположены измельчители сырой травы, листьев и древесины (шредер), компостные бурты и технологические малые компостеры, установка получения биогумуса с помощью дождевых червей (вермиферма), грохот для компоста и другое вспомогательное оборудование. Измельченные растительные отходы анализируются на соотношение азота и углерода (ключевое для правильного прохождения процессов компостирования), закладываются в компостеры и обрабатываются микробиологическими препаратами (ускорителями компостирования) и корректирующими добавками (например, известь). Посетители ботанического сада могут осматривать оборудование и наблюдать за процессами подготовки сырья, закладки компостных буртов и вермикомпостирования с приподнятых над ограждением мостков.
Что касается полезных насекомых (например, божьих коровок), то большинству из них трудно обустроить свою жизнь в агрессивной городской среде. Между тем их присутствие в садах и огородах просто необходимо (те же божьи коровки, например, в огромных количествах поедают сельскохозяйственных вредителей — тлей, щитовок, листоблошек). Чтобы насекомые прижились, необходимо создавать места для их укрытия и размножения. Отель для насекомых в «Аптекарском огороде» стал одновременно и мини-заповедником, и обсерваторией для наблюдения за их развитием. Вместительность отеля — более 1000 убежищ.
Система сбора дождевой воды
Первая в России система сбора дождевой воды была запущена в «Аптекарском огороде» в октябре 2018 года.
Ранее растения ботанического сада поливали водой, получаемой с помощью сложных, энергоемких и дорогостоящих устройств — фильтров обратного осмоса, которые позволяют снизить минерализацию водопроводной воды в 20–30 раз. Теперь у «Аптекарского огорода» появилась возможность получать дождевую воду с крыш оранжерей. В течение сезона с двух тысяч квадратных метров их поверхности можно собрать до 80 кубических метров воды, что позволяет экономить до 20% воды из питьевого водопровода.
Дождевая вода гораздо мягче, чем вода в московском водопроводе, насыщеннее кислородом и не содержит обеззараживающих реагентов, поэтому она лучше подходит для полива оранжерейных растений. Некоторые самые требовательные коллекции — например, насекомоядных растений, суккулентов и орхидей — вообще нельзя поливать и опрыскивать водопроводной водой.
До недавнего времени дождевая вода в городах считалась как минимум бесполезной субстанцией, от которой нужно быстрее избавиться (отвести ее в ливневую канализацию). Однако современный подход к экологии города рассматривает дождевую воду как ценнейший ресурс.