Денис Евгеньевич РЯГУЗОВ, начальник Контрольного управления Новосибирской области
В настоящее время одной из приоритетных задач на всех уровнях государственного управления является содействие развитию конкурентной среды. Решение данной задачи трудно представить без такого значимого и объемного рынка, как государственный и муниципальный заказ. Сегодня российские регионы и муниципалитеты ищут эффективные инструменты и механизмы для повышения конкуренции в сфере государственных закупок. Представляем наработки Новосибирской области в этом направлении.
Базовой частью содействия развитию конкурентной среды является обеспечение положенных в основу контрактной системы принципов открытости и прозрачности информации о государственных закупках. Только доступная и понятная информация поможет бизнесу активно участвовать в закупках государства, ведь потенциальные участники рынка должны видеть, оценивать и иметь возможности прогнозировать свои сделки.
С развитием информационно-телекоммуникационных технологий появляются новые возможности представления и распространения информации, позволяющие в том числе сделать анализ сведений более оперативным, простым и… занимательным. Новосибирская область такую возможность не упустила. В течении 2017–2018 годов на базе региональной системы закупок в партнерстве с научно-производственным объединением «Криста» был реализован уникальный проект «Интерактивные карты планируемых и опубликованных закупок Новосибирской области».
Данный ресурс представляет собой цифровые версии географической карты Новосибирской области с размещенными на них пиктограммами видов продукции по планируемым или осуществляемым закупкам с соответствующей привязкой к адресу регистрации заказчика. Карты можно рассматривать в разных масштабах, удаляя изображение или приближая его от размера области до размера здания.
Интерактивные карты позволяют любому пользователю увидеть актуальную и достоверную информацию обо всех закупках, которые планируют и размещают заказчики региона. Кроме того, интерактивные карты дают возможность потенциальному поставщику искать закупки определенной продукции у конкретного заказчика, по населенным пунктам, улицам, по одному логистическому направлению. Информация на картах представлена в структурированном виде таким образом, что пользование ими доступно даже начинающему пользователю. Такой подход крайне важен для вовлечения потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ведь многие из них только начали знакомиться или еще совсем незнакомы со сферой госзакупок, с контрактной системой, поисковой системой закупок официального сайта ЕИС.
Доступная демонстрация фактического наличия потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах показывает потенциальным участникам закупок, что не стоит опасаться механизмов контрактной системы, которые зачастую представляются им чрезмерно сложными. Такая визуализация закупок несет существенную пользу и для общественного контроля. Жители, например, могут видеть, что закупается рядом с домом или на другой интересующей их территории, в том числе конкретными заказчиками.
Увидеть потребность заказчиков
Интерактивная карта планируемых закупок позволяет всем заинтересованным лицам видеть потребность заказчиков Новосибирской области в той или иной продукции на плановый период. Она дает возможность потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) оценить и спрогнозировать участие в закупке, заранее зная период ее размещения и начальную (максимальную) цену.
Закупки отображаются с планируемым сроком размещения на ближайшие три месяца, при этом их можно фильтровать по:
-
способу закупки;
-
сроку исполнения контракта;
-
сгруппированным видам продукции;
-
наименованию предмета закупки;
-
кодам общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности;
-
конкретному заказчику.
Кроме того, на случай если территориальное расположение заказчика значения не имеет, а нужно получить весь список планируемых закупок и отсортировать их, к примеру, по начальной (максимальной) цене контракта или дате планируемого осуществления, можно перейти на табличный вид отображения планируемых закупок. При этом все возможности фильтрации сохраняются.
Найти то, что нужно и интересно
Интерактивная карта опубликованных закупок заметно упрощает поиск уже размещенных закупок, в которых потенциальный поставщик может принять участие. Информация об объявленных закупках представляется аналогично планируемым с учетом территориального месторасположения заказчика. За счет этого потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) проще делать предварительную оценку приоритетности закупки исходя из логистических возможностей. Также функционал карты позволяет формировать аналитику и отслеживать закупки с преимуществами для субъектов малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Карта содержит только актуальную и достоверную информацию и отображает конкурентные закупки, размещенные в единой информационной системе в сфере закупок и находящиеся на этапе подачи заявок на участие. Для получения дополнительной информации по всем видам закупок предусмотрена ссылка с переходом на официальный сайт ЕИС. Таким образом, при помощи карты можно легко найти интересующую закупку на интересующей территории и перейти по ссылке в ЕИС для более детального ознакомления с требованиями закупки и условиями исполнения контракта.
Полученные эффекты
Для наглядного отображения товары, работы и услуги в интерактивных картах дополнительно сгруппированы по отраслевой принадлежности, например лекарственные средства, продукты питания, строительство и ремонт, сельское хозяйство, информационные технологии и другие. По отдельному заказчику можно установить фильтр с отображением только одного вида продукции либо с указанием полного перечня объявленных закупок в любой сфере.
Реализованный проект, безусловно, способствует развитию добросовестной конкурентной среды и уже позволил:
-
получить подробную и достоверную аналитику закупок, в том числе закупок одного вида в одном населенном пункте, на одной улице или по одному логистическому направлению;
-
увеличить число участников закупок за счет упрощения поиска закупок потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
-
вовлечь малый бизнес в закупки за счет наглядности и простоты использования карт, что особенно важно для первоначального знакомства с самим понятием государственных и муниципальных закупок и их объемами;
-
повысить открытость и прозрачность закупок путем обеспечения беспрепятственного доступа к картам в любое время;
-
расширить возможность развития общественного контроля путем визуального отслеживания закупок по территориальному и предметному признакам.
В 2018 году практика создания в Новосибирской области интерактивной карты закупок включена в реестр передовых практик реализации норм законодательства в сфере осуществления закупок Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам. Совершенствование методов и подходов к обработке информации, внедрение новаций, упрощающих получение необходимых сведений о закупках и привлекающих внимание потенциально заинтересованных лиц — важная задача, которую мы будем решать в ближайшей перспективе. Ведь чем больше участников в закупке, чем больше людей будет знать об этом, тем больше гарантий, что такая закупка будет конкурентной и осуществится в соответствии со всеми требованиями законодательства о контрактной системе.
Цифровое сотрудничество НПО «Криста» и Новосибирской области
Елена Николаевна ЧЕРНЫХ, заместитель генерального директора НПО «Криста», кандидат экономических наук
НПО «Криста» давно и успешно сотрудничает с органами государственной власти Новосибирской области в части комплексной автоматизации их деятельности. Среди основных наших партнеров в регионе — государственное казенное учреждение Новосибирской области «Управление контрактной системы» и Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области.
Совместно с ГКУ НО «Управление контрактной системы» НПО «Криста» реализовало проект по созданию государственной информационной системы в сфере закупок Новосибирской области. Внедрение системы позволило автоматизировать закупочную деятельность государственных, муниципальных заказчиков в соответствии с законами № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ, раскрыть информацию о закупках Новосибирской области широкому кругу лиц, а также автоматизировать отчетную деятельность уполномоченного на размещение заказов учреждения. Кроме того, информационная система позволяет собирать от государственных и муниципальных заказчиков дополнительные показатели закупочной деятельности, требующиеся для выполнения контрольных функций либо для отчетности в вышестоящие структуры.
В 2012 году в составе системы была реализована подсистема «Мониторинг закупок». С помощью данного инструмента вся информация о закупках раскрывается в виде аналитических представлений, диаграмм и карт. Подсистема позволила в доступной для любого пользователя форме показать, какие товары, работы и услуги закупаются в области, на какие нужды тратятся бюджетные деньги.
В партнерстве с Министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области в рамках масштабной модернизации аналитической системы финансово-экономического анализа в 2016 году был создан портал «Открытый бюджет Новосибирской области». Портал обеспечивает информационную поддержку органам государственной власти и местного самоуправления. На портале публикуются результаты деятельности органов власти всех уровней и для всех целевых групп пользователей, а также наглядное представление информации о бюджете и бюджетном процессе региона.
«Открытый бюджет Новосибирской области» формируется более чем по 20 различным источникам данных и включает около 100 аналитических отчетов с диаграммами, картами и инфографикой. Портал позволяет строить произвольную аналитическую отчетность на основе полного банка данных с помощью конструктора. Кроме того, аналитическая информация портала доступна в одноименном мобильном приложении для iOS и Android.
С 1 января 2017 года начата централизация бюджетного учета и отчетности в Министерстве финансов и налоговой политики Новосибирской области и подведомственных ему органах. Централизованная система бюджетного учета и отчетности в государственных органах создана на основе АС «Смета». В систему были включены Министерство финансов и налоговой политики, подведомственные ему территориальные органы и ГКУ «Региональный информационный центр». Перевод учетных процедур в единый центр за счет создания единого информационного пространства позволил оптимизировать затраты на консультационную и техническую поддержку программного обеспечения на 25%.
В настоящее время на централизованное ведение бюджетного учета переводятся еще 35 органов государственной власти Новосибирской области. По окончании работ, запланированных на 2020 год, информационная система бюджетного учета и отчетности объединит более 150 пользователей.