Людмила Борисовна АРЦЫБАШЕВА, руководитель Управления Федерального казначейства по Оренбургской области
Использование средств, полученных Оренбургской областью в виде межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий в сфере здравоохранения, образования, строительства и реконструкции автомобильных дорог, предпринимательства, соблюдения прав социально незащищенных слоев населения, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно находится в зоне внимания Управления Федерального казначейства по Оренбургской области. В 2017–2018 годах территориальным управлением обеспечена результативность контрольно-надзорной деятельности приоритетных направлений использования средств федерального бюджета.
Наиболее значимые контрольные мероприятия Управления Федерального казначейства по Оренбургской области (далее — Управление) в 2017–2018 годах были проведены в отношении средств федерального бюджета, использованных на:
-
создание туристско-рекреационного кластера «Соленые озера», предусмотренного федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)»;
-
ремонт объекта культурного наследия регионального значения «Спуск к реке Урал», проводимый в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды»;
-
ремонт и строительство дорог в Оренбургской области, проводимые в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги»;
-
реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы;
-
предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
-
обеспечение равного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности, предусмотренных государственной программой РФ «Доступная среда» на 2011–2020 годы;
-
оказание гражданам РФ высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования;
-
государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».
Итоги контрольной деятельности
В 2018 году проведено 67 контрольных мероприятий, проверено 24,29 миллиарда рублей, выявлено 314 нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере на сумму 2,4 миллиарда рублей, что превысило показатель 2017 года на 309,15 миллиона рублей, а показатель 2016 года — на 2,13 миллиарда рублей.
Наибольший объем выявленных нарушений 2018 года, свыше 1,48 миллиарда рублей, приходится на нарушения при исполнении федерального бюджета, в том числе:
-
нецелевое использование бюджетных средств — 4,61 миллиона рублей;
-
неэффективное использование бюджетных средств — 37,43 миллиона рублей;
-
неправомерное использование бюджетных средств — 62,73 миллиона рублей;
-
нарушение порядка предоставления межбюджетных трансфертов — 13,39 миллиона рублей;
-
несоблюдение порядка ведения бюджетного учета и представления бюджетной отчетности — 859,21 миллиона рублей;
-
иные нарушения бюджетного законодательства — 1,36 миллиарда рублей;
-
нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд — 45,02 миллиона рублей (рисунок 1).
В рамках внутриведомственного взаимодействия сотрудники Управления в 2017–2018 годах приняли участие в 12 контрольных мероприятиях, проводимых Федеральным казначейством, в результате которых выявлено финансовых нарушений на сумму свыше 3 миллиардов рублей.
Предпроверочный анализ
Безусловный фактор результативности контрольных мероприятий 2017–2018 годов — всесторонний предпроверочный анализ, проводимый с применением риск-ориентированного подхода, программно-целевого метода и с использованием информационных систем, оператором которых является Федеральное казначейство, в том числе ГИС «Электронный бюджет», ППО «АСФК», ГИС ГМП, ЕИС. Управление применяет программный контроль, проводит мониторинг и статистическое наблюдение, сопоставляет данные информационных систем Федерального казначейства. При этом анализируются данные и других интернет-ресурсов — egrul.nalog.ru, rosreestr-egrp.ru, programs.gov.ru, bus.gov.ru, kad.arbitr.ru.
Совокупность указанных инструментов позволяет снизить трудозатраты, существенно сократить время проведения контрольных мероприятий, повысить их эффективность. Положительное влияние на качество проводимых контрольных мероприятий в 2017–2018 годах, особенно в сфере реконструкции и строительства, оказало привлечение специалистов отдела организации и проведения экспертиз межрегионального филиала ФКУ «ЦОКР».
Неотвратимость наказания
В 2017–2018 годах объектам контроля направлено 114 процессуальных документов по нарушениям на сумму 3,72 миллиарда рублей, содержащих обязательные для рассмотрения требования, информацию о выявленных нарушениях, требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений, требования о возврате предоставленных средств федерального бюджета. За тот же период в Федеральное казначейство Управление направило 12 проектов уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, в том числе по суммам средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов и не по целевому назначению, на сумму 22,17 миллиона рублей. Министерство финансов РФ приняло решение о бесспорном взыскании из бюджета Оренбургской области и перечислении в доход федерального бюджета денежных средств в общей сумме 15,7 миллиона рублей.
В современных условиях приоритетные цели и задачи финансовой политики направлены на обеспечение устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации. Правонарушения в области бюджетного управления наносят вред, прежде всего социальной сфере. Привлечение к юридической ответственности за нарушения в бюджетной сфере должно способствовать укреплению бюджетной дисциплины и снижению количественного роста бюджетных правонарушений. В настоящее время к полномочиям Федерального казначейства отнесено составление протоколов об административных правонарушениях по 31 статье и рассмотрение дел об административных правонарушениях по 25 статьям КоАП РФ, в качестве административного наказания по которым предусмотрен не только административный штраф, но и дисквалификация. По итогам работы за 2017–2018 годы составлено и вынесено 103 постановления о назначении административного наказания на сумму 1,52 миллиона рублей, в доход федерального бюджета взыскано штрафов на сумму 1,23 миллиона рублей (рисунок 2).
О взаимодействии
Государственный финансовый контроль совершенствуется и в части взаимодействия органов Федерального казначейства с правоохранительными органами. Обмен информацией о состоянии законности в различных сферах экономики дополняется организацией совместных надзорных и контрольных мероприятий, координированием планов работы, обменом опытом по выявлению и предупреждению правонарушений. Мероприятия органов Федерального казначейства направлены прежде всего на предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере, а результаты проверок стали основой для определения тех сфер экономики, в которых наиболее вероятны нарушения.
Во исполнение требований указа Президента РФ от 3 марта 1998 года № 224 «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» в 2017–2018 годах Управление направило в органы прокуратуры и иные правоохранительные органы на реализацию 103 материала контрольных мероприятий, в ходе которых выявлены нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере. В результате рассмотрения этих документов к объектам контроля принимались в том числе меры прокурорского реагирования, возбуждены уголовные дела.
Контроль в сфере закупок
Деятельность Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере не ограничивается контролем за исполнением бюджетного законодательства. Управление осуществляет внутренний государственный финансовый контроль, предусмотренный частью 8 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ, в результате которого в 2017–2018 годах было выявлено нарушений в сфере закупок на сумму свыше 27,53 миллиона рублей.
Проверки, проводимые в соответствии с частью 11.2 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ и касающиеся осуществления бюджетных полномочий органами государственного (муниципального) финансового контроля субъектов и муниципалитетов РФ, также выявляют нарушения. В частности, Управление зафиксировало невыполнение в полной мере органами ВГ(М)ФК полномочий, установленных частью 8 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ, несоблюдение ими требований к оформлению документов при проведении контрольных мероприятий, неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о проведении контрольных мероприятий, неосуществление контроля за исполнением предписаний органов контроля.
С января 2017 года Федеральное казначейство приступило к реализации контрольных функций, предусмотренных частью 5 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ. В рамках предоставленных полномочий Управление осуществляет контроль в отношении 679 заказчиков:188 заказчиков федерального уровня и 491 заказчик муниципального уровня (по переданным полномочиям) (рисунок 4). В личный кабинет органа контроля ЕИС в 2017 и 2018 годах поступило 46 860 и 37 260 документов соответственно, из которых отрицательный результат контроля сформирован по 5531 (11,8%) и 3958 документам (10,62%) соответственно.
Управление организовало конструктивное взаимодействие с субъектами контроля — проводятся рабочие встречи и обучающие семинары, анализ недостатков закупочной деятельности доводятся до заказчиков. Как следствие, доля отрицательных результатов контроля в 2018 году по сравнению с 2017 годом снизилась по планам-графикам закупок на 58%, а по извещениям — на 81%.
Участие в пилотных проектах
Федеральное казначейство представляет собой учетную, платежную, контрольную систему с высоким уровнем информатизации и автоматизации работы в сфере финансовой деятельности. Являясь одним из пилотных регионов в части тестирования новых версий программного обеспечения, применяемого для реализации функций Федерального казначейства, в 2018 году Управление приняло участие в 12 пилотных проектах, в том числе в шести пилотных проектах в области организации и осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, с успешным их завершением (рисунок 3).
Так, в рамках определения рискоемких направлений деятельности Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере Управление разработало более 770 показателей. Реализация подобных проектов на федеральном уровне формирует основу для дальнейшего совершенствования функций Управления по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере.