Версия для печати 3911 Материалы по теме
Совершенствование системы оценки эффективности деятельности органов МСУ

В июле в рамках Форума органов местного и общественного самоуправления ПФО «Участие жителей в местном самоуправлении — механизм для развития территорий» в Ульяновске состоялось выездное заседание Комитета Общероссийского Конгресса Муниципальных Образований (ОКМО) по бюджетно-налоговым вопросам и социально-экономическому развитию. В заседании комитета приняли участие представители Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления, представители Советов муниципальных образований ПФО, главы городов и их заместители, курирующие вопросы экономического развития.

Удовлетворенность населения услугами

Важный элемент оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления — опрос населения. Опросы проводятся по критериям, установленным постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 года № 1317, в отношении удовлетворенности населения организацией транспортного обслуживания, качеством автомобильных дорог и ЖКХ. По результатам мониторинга выявлено, что в целом население страны удовлетворено жилищно-коммунальными услугами — 73% (по итогам 2017 года — 73,5%), а также организацией транспортного обслуживания — 63% (2017 год — 66%). Удовлетворенность населения качеством автомобильных дорог традиционно сравнительно низкая — 50% (2017 год — 51,5%). Удовлетворенность деятельностью руководителей органов МСУ составила 62%.

Из 61 региона удовлетворенность населения организацией транспортного обслуживания ниже среднероссийского уровня отмечается в 26, качеством автомобильных дорог — в 28, жилищно-коммунальными услугами — в 25. Максимальные значения уровня удовлетворенности граждан услугами ЖКХ, транспортным обслуживанием, качеством автомобильных дорог и деятельностью руководителей органов МСУ по итогам 2017 года продемонстрировали Пензенская и Белгородская области.

При этом участники заседания отметили, что большинство жителей не располагают достаточными знаниями о компетенции местных властей и в целом об устройстве и функционировании системы публичной власти. По мнению практиков, это обстоятельство ставит под сомнение адекватность независимой общественной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Реформа системы оценки

Особое внимание участников заседания было уделено изменениям в системе оценки эффективности работы региональных и муниципальных властей. Было отмечено, что в 2017–2018 годах Минэкономразвития России совместно с Администрацией Президента РФ, Аппаратом Правительства РФ, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проведена масштабная работа по реформированию системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации. Сформирован новый, единый для всех субъектов РФ перечень показателей оценки, которые охватывают практически все сферы деятельности региональных властей. Изменены методология проведения оценки и правила предоставления субъектам Федерации грантов в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности. В конечном итоге оценка эффективности органов МСУ должна быть логически связана с оценкой деятельности субъектов РФ и являться ее прямым продолжением на местном уровне.

27.png

Также в целях получения более достоверной информации по показателям эффективности в настоящее время Минэкономики России совместно с Казначейством России проводит работу по формированию статистических данных в программном обеспечении ГАС «Управление»[1]. Это позволит получать аналитику по показателям эффективности как по регионам в целом, так и в разрезе муниципалитетов. Сводные значения по показателям эффективности от субъектов РФ начнут предоставляться только за 2018 год и появятся в период сдачи отчетности по этим показателям — в срок до 15 октября 2019 года.

В рамках заседания участники обсудили проблемы действующей системы оценки эффективности деятельности органов МСУ городских округов и муниципальных районов, а также мотивационные механизмы и их применение к муниципалитетам, достигшим по итогам оценки лучших результатов. В процессе дискуссии участники сошлись во мнении, что современная система оценки эффективности имеет ряд недостатков. В частности на муниципальном уровне практически не применяется механизм поощрения за хорошие показатели, равно как и наказания за их недостижение, который хорошо себя зарекомендовал на уровне субъектов РФ.

Отдельно участники форума коснулись показателей оценки эффективности деятельности муниципальной власти. Так, некоторые показатели не связаны непосредственно с решением вопросов местного значения. При этом в ряде случаев, например по показателям, связанным с деятельностью субъектов МСП, у органов МСУ отсутствуют возможности получать соответствующую информацию ежегодно и заблаговременно до наступления срока предоставления отчетности по исполнению показателей оценки. На низкий уровень муниципальной статистики обратили внимание сразу несколько участников дискуссии, отметив, что по 29 показателям из 41 муниципалитеты не могут ежегодно к установленному сроку получить точные данные.

Кроме того, процесс сбора данных для муниципальной отчетности, в частности по налогам, осложняет действие отдельных норм действующего законодательства, таких как налоговая тайна. Также есть проблемы правоприменения некоторых норм земельного законодательства в части кадастрового учета земельных участков. Это приводит к необходимости решения многих земельных вопросов через суд, что в свою очередь увеличивает нагрузку на кадровый состав и занимает много времени. На заседании было отмечено, что основной целью применения механизма оценки должно стать не столько составление рейтингов, сколько реальное повышение эффективности муниципального управления.

Отсутствие общезначимых процедур и механизмов учета мнения населения в отношении эффективности деятельности муниципальных властей по итогам дискуссии также был отнесено к перечню системных недочетов процедуры оценки. В итоге участники заседания пришли к выводу, что необходима актуализация системы показателей оценки эффективности деятельности местных властей с учетом как целей и задач развития территорий, так и компетенций органов МСУ.

Модерировала дискуссию председатель Комитета ОКМО, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам, председатель Совета Союза финансистов России Н. С. Максимова. На заседании комитета выступали заместитель директора Департамента регионального развития Минэкономразвития России О. П. Суздальцева, заместитель председателя Комитета ОКМО по бюджетно-налоговым вопросам и социально-экономическому развитию, депутат Госдумы РФ М. П. Беспалова, руководитель Центра территориального развития и муниципальных проектов АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» О. В. Ананьева, заместитель руководителя Администрации — начальник Управления госслужбы Администрации главы Республики Мордовия Д. М. Борисов и другие.

Основные инициативы включены в проект резолюции заседания комитета. Среди них предложение разработать и принять стратегию развития местного самоуправления в Российской Федерации, скорректировать состав показателей оценки с целью повышения качества муниципального управления, сформировать дифференцированные подходы к применению оценки для городских и сельских муниципальных образований, а также разработать и принять на федеральном уровне процедуру учета мнения населения относительно деятельности органов МСУ.

А. Н. ДОМБРОВСКИЙ

 




[1] Субъекты РФ готовят сводные доклады о результатах оценки ОМСУ городских округов и муниципальных районов, которые размещают в системе ГАС «Управление».

 




Поделиться