Десятилетняя работа финансового органа города Новороссийска впечатляет и цифрами, и результатами. Так, за десять лет собственные доходы городского бюджета увеличились почти в два раза — с 2,9 миллиарда рублей до 5,3 миллиарда. А по объему поступлений в региональный бюджет Новороссийск занимает сегодня третье место после Краснодара и Сочи и является лидером по темпам роста поступлений. Своими успехами и опытом организации работы с нами поделилась Лариса Владимировна КРИОНИ, начальник Финансового управления Администрации муниципального образования город Новороссийск.
— Лариса Владимировна, какие мероприятия позволили вам обеспечить высокие показатели роста собственных доходов?
— Сегодня стабильные темпы экономического развития основных отраслей города позволяют с оптимизмом планировать муниципальный бюджет. Благодаря главе города Игорю Алексеевичу Дяченко выстроено эффективное взаимодействие с Инспекцией ФНС по городу Новороссийску, службой судебных приставов и другими контролирующими органами. Это дает возможность проводить совместные мероприятия и мобилизовать дополнительные поступления в бюджет. Ежегодно утверждается совместный план мероприятий и дорожная карта по наполнению доходной части бюджета.
Так, в целях обеспечения темпов роста поступлений НДФЛ не менее 105 процентов ежегодно и в рамках организации декларационной кампании администрации внутригородских районов оказывают содействие налоговой службе. Физическим лицам вручают информационные письма о необходимости уплаты налога после продажи объектов недвижимости и при заключении договоров аренды жилого имущества.
На постоянной основе проводим комиссии, где рассматриваем вопросы легализации заработной платы, ее повышения до среднеотраслевого уровня. Используем и новые формы работы с должниками — организована временная чрезвычайная комиссия по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины. В прошлые годы у нас была большая проблема с явкой должников на комиссию — они нередко игнорировали приглашения. Сегодня это направление контролирует начальник Инспекции ФНС России по городу Новороссийску Дмитрий Васильевич Мокроусов — за неявку налогоплательщики несут уже административную ответственность.
В феврале 2017 года Верховный суд после заявления Генеральной прокуратуры принял сторону городской Думы Новороссийска в части законности увеличения ставки по земельному налогу по землям особо охраняемых территорий и установления ее максимальной величины — 1,5 процента. За последние три года по земельному налогу и налогу на имущество физлиц обеспечен рост более 133 процентов. Результат стал возможен благодаря содействию работе мировых судей — судебные приказы по имущественным налогам вручались лично и поадресно. Финансисты помогали в работе и службе судебных приставов в части организации рейдов в каждом внутригородском районе по фактическому нахождению должников. Совместно с судебными приставами и сотрудниками ГИБДД проходили рейдовые мероприятия по взысканию задолженности по статье 48 НК РФ с использованием возможностей комплекса «Дорожный пристав». Этот наш опыт Министерство финансов Краснодарского края рекомендовало всем главам муниципальных образований региона.
Мы не допускаем роста задолженности и по налоговым доходам, и по арендной плате за землю, ищем новые источники неналоговых доходов. Так, инициатива первого заместителя главы города Светланы Владимировны Калининой по развитию платных муниципальных услуг и эффективных методов управления позволила за три последних года дополнительно мобилизовать более 120 миллионов рублей. В местный бюджет стали поступать:
- пошлина за выдачу специальных разрешений на движение крупногабаритного и тяжеловесного транспорта по дорогам местного значения и плата за возмещение причиненного им вреда;
- плата за наем жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности;
- 30 процентов прибыли, остающейся в распоряжении МУПов;
- компенсационная плата за вырубку зеленых насаждений;
- плата за размещение нестационарных торговых точек;
- плата за использование опор наружного освещения не по прямому назначению;
- плата за сброс поверхностных сточных и дренажных вод в систему ливневой канализации.
В соответствии с утвержденным планом мероприятий проведена работа по устранению с 1 января 2018 года неэффективных налоговых льгот (пониженных налоговых ставок). В бюджет уже дополнительно поступило 300 миллионов рублей (150 миллионов в прошлом году и 150 миллионов — в текущем). В частности, отменены льготы по земельному налогу муниципальным и краевым учреждениям (дополнительный доход бюджета — 62 миллиона рублей); частично отменены льготы в виде пониженных ставок в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и используемых для садоводства, огородничества (11,5 миллиона); полностью отменены льготы в виде пониженных ставок по остальным видам разрешенного использования земельных участков (226 миллионов). При этом сохранена 100-процентная льгота для социально незащищенных слоев населения: ветеранов войны, пенсионеров, инвалидов, многодетных семей.
На протяжении последних трех лет город проводит инвентаризацию объектов недвижимости, уже эксплуатируемых, но не введенных в эксплуатацию и не имеющих регистрацию права собственности. Это потенциальный источник поступлений налога на имущество физлиц.
С помощью специального программного комплекса финансисты самостоятельно провели анализ и выявили, что у 21 тысячи объектов строительства не указана площадь, 33 тысячи объектов строительства и 38 тысяч земельных участков не имеют кадастровую стоимость. Налоговая служба частично уже уточнила данные по объектам, но работа по сверке продолжается. Дополнительные поступления в бюджет оцениваются: по налогу на имущество физлиц — провизорно ежегодно в 10 миллионов рублей, по земельному налогу — провизорно ежегодно в 23 миллиона рублей.
— Как изменился бюджет города за последние десять лет? С какими проблемами вы сталкивались?
— Если переходить на цифры, то, конечно, за десять лет бюджет, как федеральный, краевой, так и местный, вырос колоссально. Наши расходы выросли почти с 4,7 миллиарда рублей до более 8,7 миллиарда (с учетом краевых средств), или на 87 процентов. Темп роста заработной платы бюджетников составил 171 процент. Благодаря грамотно выстроенной экономической и финансовой политике руководства муниципалитета нам удается сохранять расходы на социальную сферу на уровне 70 процентов от общего объема расходов.
Чтобы поддерживать основные отрасли в послекризисный период, город был вынужден покрывать часть своих расходов при помощи заемных средств. Сейчас муниципалитет принимает меры по снижению долговой нагрузки. Благодаря проводимой работе по перекредитованию и снижению процентных ставок, стоимость обслуживания долга в Новороссийске — одна из самых низких в стране.
На сегодняшний момент при помощи краевого бюджета нам удалось заменить 40 процентов коммерческих кредитов — бюджетными. Сейчас в условиях экономического роста мы имеем возможность планомерно снижать объем долга, предусматривая в бюджете средства на его досрочное погашение. На протяжении последних двух лет бюджет мы принимаем и исполняем с профицитом.
— Использует ли Новороссийск какие-то новые методы управления финансами?
— Конечно. В частности, мы разработали программу по повышению эффективности бюджетных расходов. Например, с помощью «бюджетного маневра» нам удалось решить вопросы, связанные с софинансированием строительства и реконструкции объектов социальной сферы, ремонтом дорог, расчисткой ливневок на общую сумму 291 миллион рублей.
Мы работаем и над оптимизацией бюджетных расходов, ежегодно разрабатывая новые направления. За прошлый год экономия составила 11,4 процента от расходной части бюджета, это почти миллиард рублей. В предыдущий период такой оптимизации мы добились за три года. Продолжаем поиск новых источников дохода от внебюджетной деятельности, в прошлом году по этому направлению было получено 556 миллионов рублей.
С 2011 года в городе стала внедряться практика перехода от подрядных работ к их самостоятельному выполнению — с этой целью были созданы бюджетные учреждения в сфере благоустройства и санитарной очистки города. Оптимизация расходов бюджета от замены услуг и работ подрядчиков на работы по муниципальному заданию за семь лет превысила 900 миллионов рублей.
Но здесь важна не только экономия. Большое значение имеет возможность оперативно решать ежедневные проблемы города, проводить аварийные работы, ликвидировать последствия ЧС. Используя гибкость данной системы, мы можем мобилизовать расходы на необходимые внеплановые работы. Конечный результат — чистый и благоустроенный город.
Своим опытом по внедрению данной практики новороссийские финансисты поделились с коллегами на расширенной коллегии Министерства финансов и Министерства экономики Краснодарского края. Наша практика была рекомендована к использованию на территории края.
Для повышения качества учета и формирования достоверной отчетности на основе единой методологии проведена работа по централизации бухгалтерского учета. Созданы четыре централизованные бухгалтерии, что позволяет успешно внедрять федеральные стандарты бухгалтерского учета.
— Лариса Владимировна, расскажите немного о коллективе Финансового управления?
— Коллектив нашего управления — это не просто финансисты, работающие с сухими цифрами, мои коллеги — профессионалы с большой буквы. И мы стремимся быть открытыми для всех. Создали сайт, ведем инстаграм.
Участвуем в конкурсах, и наши успехи уже были отмечены. Так, второй год подряд молодые специалисты Финансового управления Новороссийска становятся лауреатами Всероссийского конкурса «Финансовый старт» в звании «Лучший в профессии». В 2018 году впервые участвовали в региональном и федеральном конкурсах проектов по представлению бюджета для граждан. На региональном уровне заняли первое место, на всероссийском — получили диплом II степени.
Не так давно создали фильм об истории бюджетной системы Новороссийска и посвятили его предыдущим руководителям нашего финансового органа. За десять лет существования его начальниками были Ирина Николаевна Бондаренко и Светлана Владимировна Калинина. Мы благодарны им за переданный опыт. Многому мы научились у опытного хозяйственника — Владимирова Ильича Синяговского, который руководил городом около 15 лет, сегодня он депутат Государственной думы. Новым подходам управления учимся у нашего теперешнего главы города Игоря Алексеевича Дяченко — молодого талантливого управленца.
Кадры у нас молодые и перспективные. 65 процентов основного состава — это финансисты в возрасте до 40 лет. Костяк составляют специалисты, работающие в Финансовом управлении более десяти лет — это 13 сотрудников. Семь человек трудятся более пяти лет.
И нужно сказать, что такой коллектив вселяет оптимизм и уверенность в завтрашнем дне. Мы не останавливаемся на достигнутом, внедряем новые идеи и двигаемся вперед.
Подготовила А. Н. ШТОДА
Дорогие друзья!
Примите искренние поздравления с профессиональным праздником —
Днем финансиста России!
Это праздник людей, профессионально выполняющих очень важные для Российского государства задачи. Государственная финансовая система — одна из самых сложных и динамичных отраслей экономики. В эту сферу приходят люди, обладающие стратегическим мышлением, они уверенны и настойчивы в поисках верных решений, не боятся сложных задач и готовы взять на себя серьезные обязательства.
Финансист — профессия не публичная, но очень ответственная и интересная, требующая внимательности, точности, ежедневного развития и даже творчества. Ведь гармонию и красоту цифр способен увидеть только человек с острым аналитическим умом.
Финансовая стабильность страны является гарантом социальной и политической стабильности в обществе, и в этом немалая заслуга работников наших финансовых органов.
Пусть стремление к совершенству, требовательность и целеустремленность помогают вам в профессиональной деятельности! Плодотворного, насыщенного и успешного труда, достижения поставленных целей, благополучия и процветания на долгие годы!
С. В. КАЛИНИНА,
первый заместитель главы муниципального
образования город Новороссийск
Коллектив Финансового управления Новороссийска