Версия для печати 3486 Материалы по теме
Обеспечить комплексный подход

— Анна Геннадьевна, несколько слов о том, как, когда и для чего в аппарате Правительства Ростовской области была создана новая структура, призванная контролировать ход реализации национальных проектов?

— Управление проектной деятельности при губернаторе Ростовской области функционирует с апреля текущего года. Создание такого независимого структурного подразделения продиктовано необходимостью напрямую информировать главу региона о возможных рисках, проблемах реализации национальных проектов на территории области. Чтобы, что называется, держать руку на пульсе. Поэтому управление находится в непосредственном подчинении губернатора Ростовской области Василия Юрьевича Голубева и наделено полномочиями регионального проектного офиса. Это своего рода центр координации, настройки всех элементов большого механизма, именуемого «проектное управление».

При этом отмечу, что создано оно за счет перераспределения штатной численности областных органов исполнительной власти, без увеличения общего числа госслужащих.

— Какие задачи поставлены перед управлением?

— Прежде всего это содействие внедрению и развитию проектной деятельности в Ростовской области. Также наше управление способствует эффективному взаимодействию кураторов, руководителей региональных проектов, всех непосредственных участников проектов при подготовке и принятии управленческих решений по вопросам проектного управления. Мы оказываем методологическую помощь при формировании и реализации региональных проектов и организационное сопровождение деятельности Совета по проектному управлению при губернаторе Ростовской области.

Но все-таки первостепенная, основная задача управления — это мониторинг реализации национальных проектов на территории области через призму региональных проектов, выявление рисков, своевременное информирование руководства региона с целью принятия оперативных управленческих решений.

— Вы сказали, что одной из задач управления является сопровождение деятельности Совета по проектному управлению при губернаторе. Это еще одно подразделение?

— Совет по проектному управлению при губернаторе Ростовской области — это коллегиальный совещательный орган, созданный для взаимодействия областных органов исполнительной власти с территориальными органами федеральных органов власти, органами местного самоуправления, общественными, научными и другими организациями по вопросам проектной деятельности. Возглавляет совет губернатор Ростовской области.

В состав совета входят все заместители губернатора, представители контрольно-надзорных органов, бизнеса, науки, общественности, а также муниципальных образований. Совет рассматривает и утверждает паспорта проектов, план постпроектного мониторинга. Определяет куратора и руководителя проекта. Принимает решения о реализации проекта — либо о его продолжении, либо о приостановлении или досрочном закрытии. Рассматривает промежуточные результаты и показатели проекта, а также итоговый отчет по проекту. Помимо этого, в функции совета входит направление предложений и рекомендаций в органы власти, местного самоуправления, общественным, научным и другим организациям по рассматриваемым вопросам проектной деятельности.

— А как в целом в Ростовской области устроена управленческая структура проектной деятельности? Вы разграничили проектную деятельность и обычную функциональную работу чиновников и работу по поручениям?

— Можно выделить несколько существенных различий проектной и процессной деятельности. Первое — это нацеленность на результат и ресурсные ограничения. У каждого проекта есть паспорт, в котором фиксируются цель, показатели, результаты, контрольные точки и бюджет проекта. Он позволяет понять, что надо сделать, кто отвечает за результат и какие ресурсы выделены. Второе — это планирование. Планы проектов позволяют увидеть направления к цели. В результате каждый участник проекта знает, когда и что сделать, появляется ясность, предсказуемость и понимание цели. Кроме того, при проектном подходе руководитель проекта получает право в рамках проектной команды ставить задачи и давать поручения напрямую, без межведомственной переписки.

И, безусловно, важным аспектом проектной деятельности является управление рисками, прогнозирование проблем и выработка превентивных мер для их предотвращения. Отчетность в рамках проектного управления — это во многом «отчетность за задачи будущего», оценка того, есть ли риск невыполнения.

Возвращаясь к вопросу об управленческой структуре проектной деятельности в Ростовской области. Помимо главного координационного органа — Совета по проектному управлению и Управления проектной деятельности при губернаторе, которое является центральным проектным офисом, в каждом органе власти, участвующем в реализации региональных проектов, созданы ведомственные проектные офисы, а по каждому проекту — проектные группы. Кроме того, по каждому региональному проекту определены кураторы в ранге заместителя губернатора. На муниципальном уровне ответственность за реализацию мероприятий региональных проектов возложена на глав муниципальных районов и городских округов.

— Давайте теперь перейдем непосредственно к участию Ростовской области в реализации указа Президента РФ № 204.

— Как известно, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определено 12 приоритетных направлений социально-экономического развития страны, по каждому из которых утвержден национальный проект. Для реализации 12 национальных проектов утверждено 67 федеральных проектов. Ростовская область участвует в реализации 11 национальных проектов (за исключением национального проекта «Наука») посредством утверждения и реализации 49 региональных проектов, направленных на достижение целей и решение задач соответствующих федеральных проектов. По всем региональным проектам заключены соглашения о реализации. Соглашения в целях софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств Ростовской области, связанных с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов национальных проектов или федеральных проектов, заключены по 26 региональным проектам. По 23 проектам заключение соглашений не предусмотрено.

Общий объем финансового обеспечения региональных проектов Ростовской области на 2019–2024 годы составляет более 194 миллиардов рублей (рисунок), из них средства федерального бюджета — более 49 миллиардов, областного — более 93 миллиардов, местного — порядка 2,1 миллиарда рублей и внебюджетные источники финансирования составляют более 48 миллиардов рублей.

Рисунок. Бюджет региональных проектов Ростовской области до 2024 г.

булатова1.png

булатова2.png

Объем финансового обеспечения региональных проектов Ростовской области на 2019 год составляет более 33 миллиардов рублей, из них внебюджетные источники — около 7 миллиардов, остальное — бюджетные средства. — Имеется ли взаимосвязь программного и проектного подходов в реализации государственных программ и региональных проектов?

— Финансирование из федерального и областного бюджетов находит непосредственное отражение в соответствующих государственных программах области. У нас предусмотрена возможность внедрения принципа проектного управления во все действующие государственные программы Ростовской области. Это стало возможным, благодаря включению в государственные программы финансирования региональных проектов с присвоением соответствующему основному мероприятию статуса «приоритетное». На сегодняшний день проектное финансирование внедрено в 16 государственных программ Ростовской области, в рамках которых предусмотрена реализация приоритетных проектов.

В целом бюджет Ростовской области можно назвать программным. Так, по итогам первого полугодия текущего года исполнение бюджета в рамках госпрограмм составило 96,2 процента всех расходов областного бюджета.

— Как осуществляется контроль своевременности выполнения мероприятий региональных проектов?

— В ходе мониторинга проектов формируются отчеты, содержащие сведения о достижении контрольных точек и исполнении бюджетов. Управление проектной деятельности, выполняющее функции регионального проектного офиса, ежемесячно осуществляет анализ отчетов руководителей региональных проектов. Затем, не позднее четвертого рабочего дня месяца, следующего за отчетным, направляет его соответствующим руководителям федеральных проектов и в проектный офис Правительства РФ (порядка 20 адресатов). В ближайшее время мониторинг реализации региональных проектов будет осуществляться в подсистеме «Управление нацпроектами» ГИИС «Электронный бюджет», к которой помимо федеральных органов власти на региональном уровне подключены все кураторы, руководители, администраторы и участники региональных проектов в соответствии с утвержденными полномочиями. Также к данной подсистеме будут подключены надзорные и правоохранительные органы. Таким образом, мониторинг реализации региональных проектов будет осуществляться в онлайн-режиме, соответственно, и необходимые управленческие решения будут приниматься оперативно.

Ростовская область участвует в реализации 11 национальных проектов посредством утверждения и реализации 49 региональных, направленных на достижение целей и решение задач соответствующих федеральных проектов

Кроме того, контроль осуществляется в рамках региональной стратегии развития и областных госпрограмм, в которые включены мероприятия реализуемых в области нацпроектов. Это предусматривает ежегодный мониторинг стратегии, которая разработана с учетом целевых ориентиров указа Президента РФ № 204. Также проводится ежеквартальный мониторинг, начиная с итогов полугодия, госпрограмм, в которых финансируемые мероприятия региональных проектов обособлены.

Таким образом, в Ростовской области обеспечен комплексный подход к реализации проектов. Он позволяет своевременно выявлять риски и принимать управленческие решения, чтобы в установленный срок выполнить национальные проекты и достичь запланированных результатов.

Кроме того, контроль осуществляется в рамках региональной стратегии развития и областных госпрограмм, в которые включены мероприятия реализуемых в области нацпроектов. Это предусматривает ежегодный мониторинг стратегии, которая разработана с учетом целевых ориентиров указа Президента РФ № 204. Также проводится ежеквартальный мониторинг, начиная с итогов полугодия, госпрограмм, в которых финансируемые мероприятия региональных проектов обособлены.

Таким образом, в Ростовской области обеспечен комплексный подход к реализации проектов. Он позволяет своевременно выявлять риски и принимать управленческие решения, чтобы в установленный срок выполнить национальные проекты и достичь запланированных результатов.

План мероприятий по реализации региональных проектов в рамках нацпроектов в Ростовской области в 2019 году

Национальный проект «Демография»:

  • создание стационарно-гериатрического центра, отделений гериатрии в городах Таганрог и Шахты, 24 кабинетов врача-гериатра в 15 муниципальных образованиях;
  • капитальный ремонт здания государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Ростовской области «Белокалитвинский психоневрологический интернат»;
  • модернизация футбольного поля на стадионе «Авангард» в городе Таганроге;
  • приобретение нового спортивного инвентаря и оборудования для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние в десяти муниципальных образованиях;
  • оказание семи различных видов финансовой поддержки (охват — все 55 муниципальных образований) семьям:
    • имеющим первого ребенка в возрасте до 1,5 года (не менее 7,6 тысячи семей);
    • имеющим трех и более детей (не менее 21 тысячи семей);
    • имеющим детей на основании социального контракта (не менее 600 семей);
    • в которых родились трое и более детей одновременно;
    • малоимущим семьям, которым подтверждено право на региональный материнский капитал в связи с рождением третьего или последующих детей (не менее 3,7 тысячи семей);
    • имеющим детей первого-второго года жизни (не менее 29,2 тысячи семей);
    • в которых проживают беременные женщины, кормящие матери и дети в возрасте до трех лет (не менее 10 тысяч малоимущих семей).
Национальный проект «Здравоохранение»:
  • приобретение 24 мобильных медицинских комплексов (охват — все 55 муниципальных образований);

  • переоснащение медицинским оборудованием регионального сосудистого центра и онкологических диспансеров в городах Волгодонск, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Таганрог, Шахты;
  • организация десяти центров амбулаторной онкологической помощи;
  • создание нового фельдшерско-акушерского пункта в Егорлыкском районе;
  • замена зданий 17 фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и четырех врачебных амбулаторий, требующих ремонта, в 21 муниципальном образовании.

Национальный проект «Образование»:

  • завершение строительства четырех школ;
  • реконструкция четырех школ.

Национальный проект «Экология»:

  • расчистка рек Темерник (8,5 километра) и Кумшак (30 километров) в Цимлянском районе;
  • строительство двух объектов водоснабжения (в Аксайском и Красносулинском районах).

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»:

  • ремонт 184 участков автомобильных дорог общей протяженностью 405,3 километра.

Национальный проект «Цифровая экономика»:

подключение к сети интернет медицинских и образовательных организаций, органов власти и местного самоуправления.

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство»:

  • поддержка не менее 100 инновационных, высокотехнологичных субъектов МСП, а также кредитно-гарантийная поддержка самозанятых граждан;
  • обеспечено более миллиона микрозаймов субъектам МСП.

Национальный проект «Культура»:

  • ремонт двух сельских домов культуры (в Верхнедонском и Октябрьском районах).

Национальный проект «Жилье и городская среда»:

  • благоустройство 54 общественных территорий в 36 муниципальных образованиях;
  • расселение аварийного фонда площадью 2,35 тысячи квадратных метров в 14 муниципальных образованиях;
  • введение в эксплуатацию не менее 2,59 миллиона квадратных метров жилья.

Национальный проект «Международная кооперация и экспорт»:

  • увеличение на 10% относительно 2018 года количества компаний-экспортеров из числа МСП по итогам внедрения Регионального экспортного стандарта 2.0;
  • увеличение объема экспорта продукции АПК и промышленной продукции

Национальный проект «Производительность труда»:

  • создание регионального центра компетенций на базе АНО «Агентство инноваций Ростовской области» в целях осуществления сопровождения предприятий — участников регионального проекта.
Поделиться