Открыл мероприятие руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин. Он пожелал всем успешной и результативной работы и отметил, что проведение таких вебинаров позволяет эффективно использовать площадку Федерального казначейства для разъяснения отдельных вопросов бюджетного, налогового законодательства и правоприменительной практики для большего количества специалистов финансовых органов разного уровня.
Во всех фракциях Госдумы прошли предварительные слушания внесенного Правительством РФ законопроекта о федеральном бюджете на предстоящую трехлетку. В нем увеличены расходы на достижение национальных целей развития страны. «Мы считаем, что предусмотренные ресурсы достаточны для обеспечения роста экономики, качества жизни людей», — сообщила Н. С. Максимова, председатель Совета Союза финансистов России, заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам. Также она добавила, что, как и было обещано, в законопроекте предусмотрен рост объемов финансирования нацпроектов. Если в 2019 году на эти цели было заложено 1,8 триллиона рублей, то в 2020 году — 2 триллиона, в 2021 году — 2,2 триллиона, в 2022 году — 2,8 триллиона рублей. «Суммы огромные, — подчеркнула Максимова. — Чтобы они были эффективно использованы, необходимо совершенствовать процедуры закупок, доведения лимитов на все годы трехлетки».
Новации контрактной системы
Тема совершенствования закупочных процедур и стала первой на вебинаре. «В этом году вступило в силу большое количество новаций в сфере закупок, и ваши закупщики, безусловно, в курсе этих изменений. Но для того, чтобы вам их лучше понимать и эффективнее организовывать бюджетный процесс, я бы хотел представить эти новации вам, — пояснил выбор темы своего доклада А. М. Лавров, заместитель министра финансов РФ. — Все подзаконные акты в развитие этих новаций уже выпущены или находятся на утверждении в правительстве».
Самое главное достижение — это принятие комплексных поправок в 44‑ФЗ по пяти направлениям, расшивающим проблемы, ранее препятствовавшие эффективной контрактации и расходованию бюджетных средств. Это ускорение процедур проведения закупок, повышение их конкурентности, снижение рисков при исполнении контрактов, упрощение планирования закупок и снижение административной нагрузки на заказчиков.
В части ускорения процедур Лавров посоветовал финансистам не верить утверждениям, что закупки не могут проходить быстро. Теперь не надо ждать десять дней после изменения плана графика, чтобы разместить извещение о закупке, — с 1 июля текущего года это можно сделать уже на следующий день после внесения изменений.
Короткий (со сроком размещения извещения семь дней) аукцион сейчас применяется при закупках на сумму не более 300 миллионов рублей, а также для строительных работ на сумму не более 2 миллиардов рублей, а не как ранее — только в случае закупки на сумму не более 3 миллионов рублей. «То есть практически все стройки пойдут по укороченной процедуре», — подчеркнул выступающий.
Также сократились сроки рассмотрения первых частей заявок: по аукциону на сумму более 300 миллионов рублей — до трех дней, по аукциону на сумму не более 300 миллионов рублей — до одного дня. Заявки же по аукционам на строительные работы должны теперь рассматриваться в течение нескольких часов, потому что обширной документации отныне не требуется — поставщику достаточно выразить согласие на выполнение работ, описанных в проектной документации. Сроки проведения закупок также существенно сокращены (таблица).
Сроки для обжалования отбора участником закупки, не ставшим победителем, сокращены до пяти дней, правда, к этому надо прибавить еще восемь дней, которые берет ФАС на рассмотрение обращения проигравшего участника. При двукратном отсутствии заявок в рамках одной процедуры заказчик получил право заключить контракт с любым поставщиком, соответствующим требованиям документации. А при одностороннем расторжении контракта поставщиком заказчик может заключить его со вторым участником по заявленной последним цене, правда, только после проверки расторжения ФАС. «Мы разорвали цикличность закупок, и теперь нет препятствий для того, чтобы контрактоваться вовремя», — резюмировал Лавров.
В рамках борьбы с недобросовестными поставщиками теперь обязательна проверка квалификации потенциальных исполнителей до подачи ценовых предложений (стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20% Н(М)Ц контракта, на право заключить который проводится закупка). «Таким образом, рассчитываем, что
Для строительных контрактов на сумму свыше 100 миллионов рублей по решению правительств (администраций) соответствующего уровня власти (федерального, регионального и муниципального) предусмотрено увеличение объема и (или) сроков исполнения контракта до 30%. Лавров призвал финансистов очень осторожно отнестись к этой норме. «По сути, это означает, что вам нужно иметь некий резерв на случай, если вдруг заказчики начнут требовать увеличения стоимости уже заключенного контракта. Вам надо сориентировать свои правительства и администрации, что необходимо сразу четко определить порядок и критерии, по которым будут приниматься решения об увеличении объема и срока исполнения контракта. И здесь роль финансиста существенна, поскольку заказчики могут быть заинтересованы в продлении сроков и удорожании строительства», — подчеркнул он.
Лавров предупредил финансистов, что в текущем году будет еще два комплексных законопроекта по закупкам, — один уже внесен в правительство, второй готовится к внесению, — которые устранят оставшиеся, требующие более глубокого изучения проблемы. «Таким образом, мы рассчитываем, что в следующем году у нас будет полностью сформирована новая закупочная законодательная база», — отметил Лавров. Также он заверил, что до 1 апреля 2020 года будет завершена автоматизация всего документооборота в ЕИС.
Поднял Лавров и проблему доведения лимитов на заключение контрактов. Он выразил недоумение тем фактом, что лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) доводятся на три года, но заказчики не торопятся заключать контракты, которые будут исполняться в последующие два года трехлетки. Каждый год заказчики ждут ЛБО и начинают контрактоваться на текущий год, что приводит к более поздним кассовым расходам. «Заказчики утверждают, что им не доводятся ЛБО на все три года, — сообщил Лавров. — Почему это происходит? Ведь даже если вдруг придется сокращать ЛБО, то есть порядок пересмотра, удлинения контракта, и бюджет ни в коем случае не пострадает. Это в любом случае лучше поспешной и массовой контрактации в начале года, особенно в отношении строительства».
Отдельно Лавров остановился на внесенном в Государственную думу законопроекте, который включает четыре важные для финансистов новации.
Первое: документ предусматривает перенос не использованных в 2019 году остатков дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов РФ на 2020 год с направлением на те же цели.
Второе: в законопроекте прописано разрешение переноса не использованных в 2019 году остатков бюджетных ассигнований на реализацию нацпроектов на 2020 год с использованием на те же цели. По словам Лаврова, при принятии данного решения было учтено, что текущий год был первым годом реализации нацпроектов. «В дальнейшем к такой мере прибегать не следовало бы», — добавил он.
Третье: законопроект предлагает приостановить на текущий год действие положений БК РФ, требующих, чтобы акты, которые изменяют доходы региональных и местных бюджетов (в том числе налоговых изменений), были приняты до внесения проектов региональных и местных бюджетов. Эта норма также носит временный характер, и в следующем году ее применять не планируется. «При этом Федерация свои обязательства выполнила, — подчеркнул Лавров. — Впервые за последние годы все налоговые новации на федеральном уровне были приняты до 1 октября».
И последняя новация — утверждение единых предельных уровней софинансирования расходных обязательств субъектов РФ в отношении субсидий на реализацию региональных проектов в рамках нацпроектов на весь срок их реализации
Межбюджетные отношения на 2020–2022 годы
В законопроекте о федеральном бюджете на последующие три года прописано увеличение средств на поддержку регионов — межбюджетные трансферты предусмотрены в размере порядка 2,5 триллиона рублей на каждый год трехлетки. В 2020 году по отношению к 2019 году (в законопроекте
Законопроект корректирует структуру межбюджетных трансфертов следующим образом. Дотации предусмотрены с ростом 5%, субсидии — с ростом 24%, субвенции — с ростом 34% по отношению к текущему году. При этом наблюдается сокращение иных межбюджетных трансфертов. «Сразу хочу отметить, что их снижение связано с внесением изменений в Бюджетный кодекс, — прокомментировала изменения Е. О. Хаустова, советник Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ. — Как вы знаете, с 2024 года предусмотрено ограничение случаев предоставления иных межбюджетных трансфертов. Они могут быть предоставлены только в случае неразграниченных полномочий. Однако мы не стали ждать 2024 года и уже при подготовке бюджета на ближайшую трехлетку начали работу по ограничению иных межбюджетных трансфертов, и, соответственно, целый их ряд был переведен в форму субсидий и другие виды межбюджетных трансфертов».
Объем межбюджетных трансфертов на реализацию нацпроектов на 2020 год предусмотрен с ростом более чем на 20% к текущему году. В законопроекте заложена сумма порядка 750 миллиардов рублей, в том числе 400 миллиардов — субсидии, 150 миллиардов — субвенции, 180 миллиардов — иные межбюджетные трансферты. Нецелевая финансовая помощь регионам в 2020 и 2021 годах составит порядка 37% от общего объема межбюджетных трансфертов, в 2022 году — 38%.
Одной из актуальных задач, стоящих перед Минфином России при подготовке бюджета на
Для совершенствования системы распределения межбюджетных трансфертов Минфин России подготовил изменения в общие правила предоставления субсидий (в постановление Правительства РФ № 999). В нем урегулирована проблема из практики текущего года, когда соглашения на предоставление субсидий заключались только на год при распределении объемов субсидий регионам на трехлетний период. Минфин России предложил дополнить постановление № 999 следующей формулировкой: «Соглашение заключается на срок, который не может быть менее срока, на который в установленном порядке утверждено распределение субсидий между субъектами Российской Федерации».
Установлено и требование по срокам внесения в Правительство РФ субъектами бюджетного планирования правил предоставления межбюджетных трансфертов регионам. Проекты нормативных правовых актов должны быть внесены в правительство не позднее 1 ноября и утверждены правительством до 1 декабря. «Тем самым исключается ситуация, когда закон утвержден, а правила предоставления трансфертов все еще находятся на согласовании», — резюмировала Хаустова.
Также сотрудник Минфина России обратила внимание финансистов на необходимость пообъектного распределения трансфертов. «Это будет способствовать ускорению доведения средств, — отметила она, — и, соответственно, ускорению начала проведения закупочных процедур».
Максимова со своей стороны довела до сведения участников вебинара, что главное финансовое ведомство страны рассматривает возможность изменения условий по реструктуризации бюджетных кредитов субъектов РФ и смягчения условий соглашений Минфина России с регионами.
Новации казначейского обслуживания
Госдума приняла в первом чтении изменения в БК РФ в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей. С новациями финансистов познакомил А. С. Васин, начальник Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства. В кодексе появляются две новые главы, которые регулируют систему казначейских платежей (глава 24.2), казначейское обслуживание (глава 24.3), и серьезно меняется глава 25.1 «Основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности». Схематично основные изменения в БК РФ показаны на рисунках