Версия для печати 2798 Материалы по теме
Станислав Петрович ЕВДОКИМОВ, министр финансов Удмуртской Республики
Централизация  закупок

Предупреждающий контроль

Закупки региональных заказчиков и заказчиков муниципальных образований в рамках федеральных законов № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ централизуются в Региональном центре закупок, подведомственном Министерству финансов республики, и осуществляются через АИС.

Важнейшим этапом реформирования госзакупок стало введение предупреждающего контроля. В частности, было решено, что специалисты центра еще на этапе подготовки закупочной документации (то есть при рассмотрении заявки на закупку, содержащей техническое задание, обоснование НМЦК и проект контракта), направляемой в уполномоченное учреждение, выявляют нарушения, в том числе завышение НМЦК, и указывают на это заказчику. В результате у заказчика появляется возможность внести в документы все необходимые корректировки. Данное положение закреплено в постановлении Правительства УР от 17 января 2018 года № 3 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Удмуртской Республики». Таким образом, снижается количество случаев нарушений законодательства, экономятся бюджетные средства.

Для закупок госзаказчиков, а также бюджетных учреждений региона с НМЦК более миллиона рублей дополнительно осуществляется предварительная проверка заявки на закупку. Региональный центр закупок проверяет заявки в части обоснования НМЦК на соответствие среднерыночным показателям на текущий период, а также источники информации, используемые заказчиками при расчете НМЦК. Кроме того, центр проверяет соблюдение требований к обоснованию закупки и ее обоснованности, соблюдение правил нормирования для региональных заказчиков.

В 2018 году каждая пятая заявка на закупку возвращалась заказчику для устранения несоответствий требованиям, установленным законодательством РФ или республики. За девять месяцев 2019 года на этапе предварительной заявки на закупку только региональных заказчиков выявлены завышения начальной (максимальной) цены контракта на сумму 91,6 миллиона рублей. Увеличилось и количество возвратов заявок на закупку — теперь возвращается каждая четвертая заявка, что подтверждает эффективность предупреждающего контроля.

Таким образом, удается решать одновременно несколько задач: осуществлять предварительный контроль финансовым органом до проведения закупки, исключать возможность осуществления закупок товаров, работ, услуг с избыточными характеристиками и по завышенным ценам, а также проводить закупки по единым документам и требованиям в части описания объекта закупки. Например, ранее одни и те же хирургические перчатки закупались заказчиками по разным ценам. Их стоимость, даже для заказчиков, находящихся территориально на соседних улицах, варьировалась от 26,7 до 53,2 рубля. Теперь перчатки закупаются на совместных торгах, и их стоимость составляет 21,8 рубля. Еще один пример — закупка интродьюсеров: в 2016 году цена за единицу была 4,05 тысячи рублей, в 2017 году — 3,91 тысячи, а в 2018 и 2019 годах — 2,11 тысячи рублей.

Одним из результатов предупреждающего контроля является исключение возможности заключения контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупки по завышенной цене. Как известно, при заключении такого контракта законодательством предусмотрено, что снижение цены должно быть предложено участником закупки, с которым заключается контракт. Но часто контракт заключался по НМЦК, так как участник закупки не соглашался снизить цену. Проверка же позволяет экономить средства еще до проведения закупки.

В 2018 году каждая пятая заявка на закупку возвращалась заказчику для устранения несоответствий требованиям, установленным законодательством РФ или республики. В 2019 году возвращается каждая четвертая заявка

Создание каталога

С целью унификации объектов закупок по опыту других регионов в Удмуртии создан Региональный каталог товаров, работ, услуг. Каталог — это свод типовых технических заданий, универсальных для всех заказчиков, типовых документов о закупке, типовых контрактов. Сегодня он насчитывает 9,8 тысячи позиций товаров и услуг, закупаемых нашими заказчиками. Каталог позволяет полностью автоматизировать подготовку документации о закупке, например, продуктов питания, медицинских изделий, лекарственных средств, канцелярских товаров. По каждой позиции каталога установлена контрольная цена, которая является для заказчика ориентиром при обосновании НМЦК. Также по каждой позиции каталога имеются сведения об уже исполненных контрактах.

Предельные цены, сведения о контрактах по каждой позиции каталога позволяют исключить в процессе подготовки закупки дополнительное сравнение характеристик, не ждать ответы на запросы коммерческих предложений от поставщиков, которые по факту не готовы выполнять эту задачу. За счет этого минимизируются трудозатраты заказчиков на подготовку процедур, а поставщики получают понятные и прозрачные правила участия в закупках. К тому же анализ рыночных цен, являющийся обязательным для закупок в рамках 44‑ФЗ, используется и для закупок по 223‑ФЗ. Таким образом, стандартизированы часто закупаемые товары и услуги для заказчиков, работающих в рамках и 44‑ФЗ, и 223‑ФЗ. Каталог позволил полностью автоматизировать процесс подготовки совместных торгов, подписание соглашения об их проведении осуществляется в электронной форме в АИС.

Региональный центр закупок

Подчеркну, что Удмуртия внедряет централизацию закупок отдельных юридических лиц, осуществляющих закупки в соответствии с 223‑ФЗ. Это закупки бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий. Минфин Удмуртии является уполномоченным органом по утверждению типового положения о закупке товаров, работ, услуг для заказчиков региона.

В сентябре 2018 года принято типовое положение для автономных учреждений, которым предусмотрено право заказчика заключать соглашение о частичной передаче полномочий по подготовке и осуществлению закупок Региональному центру закупок. Именно с автономных учреждений стартовал пилотный проект по централизации закупок в рамках Закона № 223‑ФЗ. В конце прошлого года такие положения были утверждены и для государственных бюджетных учреждений и унитарных предприятий.

К концу сентября 2019 года соглашения о передаче полномочий Региональному центру закупок заключил уже 271 региональный заказчик, что составляет 99% от их общего количества. Соглашения заключены также со 157 муниципальными учреждениями и предприятиями (42,2% от общего количества). Всего же в республике более 700 заказчиков, закупки которых осуществляются в соответствии с Законом № 223‑ФЗ. Поэтому работа в этом направлении продолжается.

В Удмуртии выстраивается действительно уникальная система закупок — с централизацией закупок от 1 рубля. Подтверждением правильности выбранного курса является и тот факт, что наши результаты были отмечены профессиональным сообществом на федеральном уровне. Год назад Удмуртская Республика была признана лидером рейтинга эффективности и прозрачности закупочных систем регионов Российской Федерации по показателю «Исполнение требований законодательства о закупках для муниципальных нужд», были отмечены высокие показатели в сфере государственных и муниципальных закупок в четырех номинациях. По итогам 2018 года республика сумела не только сохранить лидерство в названной номинации, но и получить высокую оценку уже в 13 номинациях в сфере государственных и муниципальных закупок. Остается подтянуть муниципальную нормативно-правовую базу и удержать на имеющейся сейчас высоте темпы автоматизации закупок на муниципальном уровне.

Резюмируя вышесказанное, хочу отметить, что с 1 января 2018 года Региональный центр закупок проводил торги для государственных нужд с НМЦК более 100 тысяч рублей. Закупки для муниципальных нужд проводились в случае предоставления из бюджета республики межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, условием предоставления которых является централизация закупок и финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет этих трансфертов.

В октябре 2018 года стартовал пилотный проект централизации закупок от 500 тысяч рублей для муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений и унитарных предприятий города Глазова. В декабре 2018 года были централизованы закупки для муниципальных нужд еще 30 муниципальных образований республики. С 1 января 2019 года порог НМЦК для них был снижен до 100 тысяч рублей.

А сейчас все конкурентные процедуры государственных заказчиков и заказчиков 31 муниципального образования в рамках Закона № 44‑ФЗ, а не только конкурсы и аукционы, независимо от НМЦК проходят через Региональный центр закупок. Общее количество заказчиков в рамках 44‑ФЗ по состоянию на 30 сентября 2019 года составляет 2299.

Что касается Закона № 223‑ФЗ, то в марте 2018 года региональный центр осуществлял закупки для заказчиков дорожной отрасли, с октября 2018 года — для автономных учреждений. С января по июнь 2019 года региональные заказчики, а также отдельные заказчики муниципальных образований поэтапно заключали с Региональным центром закупок соглашения о передаче части своих полномочий. С июля 2019 года аналогичные соглашения стали заключать заказчики муниципальных образований.

Экономия по результатам проведения торгов Региональным центром закупок в 2018 году составила 963,9 миллиона рублей в рамках 44‑ФЗ и 219,8 миллиона рублей — в рамках 223‑ФЗ. За девять месяцев 2019 года экономия составила соответственно 1,451 миллиарда рублей и 461,46 миллиона рублей.

Как добиться эффективности, прозрачности и открытости

Основными принципами, положенными законодателем в основу системы закупок, являются эффективность, прозрачность и открытость. Эффективности нельзя добиться без открытости — возможности всех желающих принять участие в закупках на равных условиях. В свою очередь, открытость невозможна без прозрачности, которая достигается путем надлежащего информационного обеспечения.

Сейчас в большинстве субъектов РФ действуют официальные сайты закупок. В Удмуртии такой ресурс появился в июле 2018 года — это сайт «Единая система закупок Удмуртской Республики», на котором размещается вся информация, касающаяся закупок региона.

В то же время на сайте начал функционировать электронный магазин «Малые закупки Удмуртской Республики». До 1 апреля текущего года в магазине закупки в рамках 44‑ФЗ осуществляли только региональные заказчики, а с указанной даты его применяют и заказчики муниципальных образований. Электронный магазин дал возможность небольшим региональным поставщикам попасть на рынок малых закупок. Процент экономии по итогам проведения котировочных сессий в электронном магазине составляет в среднем 11,5%. И это очень хороший результат. С сентября 2019 года в электронном магазине заказчики региона начали осуществлять и закупки по 223‑ФЗ. Перенимая опыт других субъектов, мы выстраиваем процесс под свои потребности. Так, например, в целях повышения эффективности и результативности использования средств бюджета региона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг с 20 марта 2018 года начала работать Межведомственная комиссия по оценке обоснованности закупок для обеспечения нужд республики. Это совещательный орган при Минфине Удмуртии. В комиссию входят представители Регионального центра закупок, профильных министерств и ведомств. Комиссия рассматривает документы о закупке с НМЦК более 10 миллионов рублей. По результатам рассмотрения заявок заказчиков в 2018 году семь закупок с общей НМЦК 107 миллионов рублей были признаны необоснованными. За девять месяцев 2019 года таких закупок было уже 17 с НМЦК 870,08 миллиона рублей.

Следует отметить, что зачастую причиной вынесения таких решений становится несоблюдение заказчиком требований к обоснованию НМЦК, ее завышение. Наглядным примером служит ситуация, когда Межведомственная комиссия признала закупку на 15 миллионов рублей необоснованной в связи с тем, что услуги уже были оказаны и оплачены в рамках другого контракта.

Но необходимо подчеркнуть, что стратегически важно не только контролировать процесс закупок, но и совершенствовать систему закупок в целом. Именно в этом состоит основная наша задача в развитии контрактной системы Удмуртской Республики.

Поделиться