Версия для печати 2535 Материалы по теме
Игорь Николаевич НОРЕНКОВ, министр экономического развития и инвестиций Нижегородской области
Импортозамещение в государственном заказе: опыт Нижегородской области

Закупочный процесс как механизм государственной политики

Закон № 44‑ФЗ закрепил основополагающие начала системы государственных и муниципальных закупок. А именно: открытость и прозрачность, обеспечение конкуренции, стимулирование инноваций, эффективность, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд. Эти принципы нашли свое отражение и в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, утвержденной Правительством РФ в январе текущего года.

В то же время полагаем, что эффективность осуществления закупок, выраженная в экономии бюджетных средств, не является основополагающим и исключительным принципом контрактной системы. В Нижегородской области закупочный процесс рассматривается как один из механизмов реализации государственной политики в части поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, выявления инвестиционных ниш развития внутренней и межрегиональной кооперации, конкуренции и демонополизации рынка и включает в себя следующие элементы:

  • формирование прозрачной и доступной региональной нормативной правовой базы в сфере закупок;
  • создание единого информационного пространства в сфере закупок;
  • осуществление постоянного мониторинга соответствия поставляемых товаров условиям заключенных государственных и муниципальных контрактов.

В рамках построения открытой контрактной системы сформирована региональная нормативно-правовая база, в которой прописаны основные роли и направления работы в данной сфере. Деятельность Министерства экономического развития и инвестиций области (регулятора контрактной системы) и подведомственных ему учреждений, уполномоченных на осуществление ценового мониторинга и размещение заказа 1, направлена на повышение оптимизации и прозрачности закупочного процесса через унификацию и шаблонирование, исключение случаев завышения начальной (максимальной) цены контракта, а также исключение сговора и конфликта интересов. Министерство финансов Нижегородской области осуществляет финансовый контроль, сопровождение исполнения контрактов, ведет реестр государственных контрактов. Проведение анализа и мониторинга соответствия поставляемых товаров условиям заключенных контрактов по определенным группам товаров закреплено за ГКУ Нижегородской области «Агентство по развитию производства, кооперации и конкуренции».

1 ГБУ Нижегородской области «Нижегородсмета», ГКУ Нижегородской области «Центр размещения заказа Нижегородской области».

Для создания единого информационного пространства в области при осуществлении закупок используется региональная информационная система в сфере закупок. Она создана для совершенствования работы по развитию конкуренции между товаропроизводителями, расширения номенклатуры выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и улучшения их качества, а также для дальнейшего совершенствования работы по организации закупочного процесса региональными заказчиками. Возможности единого информационного пространства позволяют оптимизировать процесс обмена информацией между участниками контрактной системы, управлять закупочной деятельностью заказчиков, устанавливая единые принципы и правила закупки, контролировать закупки малого объема, осуществляемые через электронный магазин региональной информационной системы в сфере закупок.

50–54 миллиарда рублей — ежегодный объем закупок 694 государственных и 3921 муниципального заказчиков Нижегородской области

Межведомственное информационное взаимодействие при организации закупок обеспечивается также благодаря ресурсу «Контрактная система в сфере закупок Нижегородской области». Через него осуществляется информационная, методологическая и правовая поддержка региональных заказчиков.

Для исключения недобросовестной конкуренции введена оперативная система анализа и мониторинга соответствия поставляемых товаров условиям заключенных государственных и муниципальных контрактов, которая является дополнительным инструментом, влияющим на повышение эффективности закупок на уровне региона. Данный мониторинг проводится по определенным группам товаров: автотранспортные средства и нефтепродукты, бытовая химия, товары легкой промышленности, продукты питания, компьютерное, электронное и оптическое оборудование, бумага, мебель. Практика введена для исключения случаев демпинга за счет конкуренции некачественного товара с наихудшими характеристиками с товаром, отвечающим установленным требованиям. Таким образом, внедрение вышеперечисленных элементов контрактной системы в сфере закупок способствует реализации общей государственной политики региона.

Новая роль контрактной системы

Масштабное реформирование экономики, проводимое на территории Российской Федерации в последнее время, сформировало ряд новых задач для контрактной системы в сфере закупок региона, а именно:

  • увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом;
  • увеличение к 2020 году доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25–35%;
  • расширение информационного пространства для кооперации, дающее представление о возможностях производителей и потребностях государственных, муниципальных и корпоративных заказчиков.

В связи с тем что принимаемые на региональном уровне меры не решали в полной мере поставленные задачи, возникла необходимость в привлечении дополнительных ресурсов и механизмов. Для оказания содействия органам исполнительной власти и местного самоуправления области в решении указанных задач с конца 2017 года правительство региона приняло решение о реализации пилотного проекта по внедрению сервисов и инструментов Государственной информационной системы промышленности (ГИСП) в том числе в существующую региональную контрактную систему в сфере закупок. Куратором данного проекта выступил Фонд развития промышленности РФ, а основным координатором определено Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области. Координатором в области достраивания механизма государственных закупок является Министерство экономического развития и инвестиций Нижегородской области и подведомственные ему учреждения.

ГИСП включает в себя разнообразные сервисы для всех субъектов промышленной деятельности — от органов власти до отдельных предприятий и индивидуальных предпринимателей и дает возможность предприятию любого уровня найти потребителя своей продукции, работ или услуг как внутри своего региона, так и за его пределами. Обобщенно можно говорить о двух векторах работы, которые осуществлялись в ГИСП. Во-первых, государственными заказчиками были детализированы планы-графики закупок в рамках Закона № 44‑ФЗ и планы закупок в рамках Закона № 223‑ФЗ в отношении закупаемой продукции для формирования оцифрованного спроса. Во-вторых, была предусмотрена загрузка данных о промышленной продукции в ГИСП производителями и поставщиками для формирования единого промышленного каталога продукции. Итогом данной работы стало оцифрованное предложение промышленных предприятий и поставщиков продукции для удовлетворения потребностей региональных заказчиков.

Заслон лоббированию

Особое внимание мы уделяем соблюдению требования конкуренции. С целью исключения возможности лоббирования производителями исключительно своих интересов создан главный коллегиальный орган — Координационный совет по импортозамещению Нижегородской области, в состав которого входят руководители региональных органов исполнительной власти. Координационный совет выдает рекомендации, направленные на расширение конкуренции между хозяйственными субъектами. Он также выступает в роли третейского судьи. Это отчетливо проявляется в тот момент, когда заказчик выступает категорически против рекомендаций экспертов — тогда на очное заседание совета приглашают обе стороны для обоснования своей позиции и формирования итогового решения.

113 промышленных предприятий региона и 6 отраслевых ассоциаций входят в состав научно-технического совета при Министерстве промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области

В целях анализа соответствия технического задания по закупаемой продукции предъявляемым к ней требованиям создано три научно-технических совета при профильных органах исполнительной власти Нижегородской области (Министерстве промышленности, торговли и предпринимательства, Министерстве сельского хозяйства и продовольственных ресурсов, Министерстве информационных технологий и связи). Научно-технический совет — это коллегиальный орган, состоящий в большей части из представителей промышленных предприятий и ассоциаций производителей, способных дать компетентное заключение касательно содержания технического задания.

Основная задача научно-технических советов — дать возможность производителю донести свою позицию до заказчика еще на стадии формирования последним технического задания. Таким образом, после создания советов в регионе организовано проведение экспертизы описания объекта закупки (технического задания) с привлечением экспертов регионального и федерального уровня, а также производителей отечественной продукции за счет выстраивания прямого диалога с ними. Речь не идет об искусственном устранении с рынка сильных игроков, в рамках данной работы осуществляется исключение завышенных требований (характеристик продукции, условий торгов) заказчиков в техническом задании до проведения процедур торгов.

Первые результаты

Появление нового инструмента в рамках реализуемой Правительством Нижегородской области государственной политики в сфере импортозамещения привело к:

  • повышению уровня импортозамещения и внутренней кооперации;
  • повышению эффективности бюджетных затрат;
  • оптимизации и повышению прозрачности закупочного процесса, отсутствию ограничения конкуренции;
  • созданию нового информационного пространства, объединяющего региональные органы исполнительной власти, государственных и муниципальных заказчиков, а также хозяйствующие субъекты;
  • повышению уровня конкурентоспособности промышленных предприятий региона.

Процесс внедрения ГИСП продолжается. На сегодняшний день более 600 государственных заказчиков и 500 крупных и средних производителей используют сервисы и инструменты ГИСП, что позволило сформировать 240 тысяч позиций в торговом каталоге ГИСП. Также рассмотрено более трех тысяч объектов закупки на общую сумму 31,8 миллиарда рублей с привлечением не только ведомственных экспертов, но и представителей производителей.

Среди положительных моментов следует отметить, что за первое полугодие 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года при увеличении в суммовом выражении (на 6%) доли конкурентных закупок уменьшилось (на 2%) количество несостоявшихся закупочных процедур. Данное обстоятельство обусловлено возможностью более широкого информирования производителей о предстоящей закупке.

Кроме того, при осуществлении закупочных процедур снижаются риски ресурсных и временных потерь, связанные с необходимостью разъяснения положений документаций о закупках по запросам участников закупки, внесения изменений в документацию о закупке, подачей жалоб, значительно сокращаются сроки, необходимые для формирования начальных (максимальных) цен контрактов. Положительную динамику подтверждают и данные мониторинга соответствия поставляемых товаров условиям заключенных контрактов. Доля поставок товаров, не соответствующих условиям заключенных контрактов, снизилась с 26% в первом полугодии 2018 года до 23% в первом полугодии текущего года.

В заключение хочется отметить, что реализация пилотного проекта по внедрению сервисов и инструментов ГИСП в Нижегородской области уже на первом этапе показала, что данный механизм способствует созданию единого информационного пространства для получения актуальной информации как потребителями, так и производителями продукции, по формированию спроса на отечественную продукцию. Это в итоге сказывается на ее популяризации у конечного потребителя.

Поделиться