Версия для печати 2841 Материалы по теме
Чтобы наработки приносили пользу

Каждый российский регион участвует в достижении национальных целей и реализации национальных проектов, воплощая в жизнь по 40–45 проектов региональных. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 октября 2018 года № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» предусмотрен такой механизм управления реализацией национальных проектов, как создание каркаса из проектных офисов в федеральных органах власти и регионах. «Мы считаем, что проектный офис будет точкой сбора информации, отчетности, предложений», — сказал Д. В. Некрасов, директор Департамента проектной деятельности Правительства РФ. Его департамент уже собирает отчетность всех субъектов РФ, анализирует ее, выявляет точечные проблемы и выносит их на уровень Председателя Правительства РФ. Российский премьер поставил задачу раз в квартал проводить совещания с участием всех регионов. В октябре текущего года такой большой разговор состоялся. На нем рассматривались национальные проекты в социальной сфере. Темой следующего совещания станет экономика, и директор департамента попросил регионы подумать о том, какую свою позитивную практику реализации проектов они смогут представить.

Что касается болевых точек, которые уже определены, то в первую очередь это невозможность заключения трехлетних соглашений региона с главными распорядителями средств федерального бюджета. В качестве «лечения» премьер-министр уже дал поручение устранить эту проблему, и принципиальное добро на заключение долгосрочных соглашений получено. Теперь нужно, чтобы ФОИВ не нарушали это право российских регионов.

Не менее актуален и вопрос подготовки необходимой для реализации глобальных задумок нормативной базы. «В этом году мы ее принимали в спешке, — признался Некрасов. — На следующий год уже в работе 45 актов. Мы хотим, чтобы в этих документах максимально учитывалась специфика каждого субъекта РФ».

Относительно долгосрочных соглашений (сроком на 3–6 лет) высказался и директор Департамента программно-целевого планирования и эффективности бюджетных расходов Министерства финансов РФ Н. А. Бегчин. По его словам, такая возможность на самом деле есть, но для того, чтобы она реализовалась, нужно в правилах предоставления конкретной субсидии предусмотреть норму о том, что соглашение может заключаться на шестилетний период. Пока ФОИВ такие нормы в правила включают не очень активно.

Помощью участникам национальных проектов стало и то, что в этом году законодатель позволил перераспределять бюджетные ассигнования на реализацию нацпроектов через сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете. Сначала это право могло реализовываться через решение президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, сейчас технические переброски средств между результатами (например, конкретными объектами) или даже внутри результатов возможны по решению региональных кураторов. «Мы знаем, что субъекты РФ этой нормой пока пользуются не активно. Но на федеральном уровне практика такая есть и методологией мы можем поделиться», — сказал Бегчин.

Не контроль, а помощь

Безусловно, важен вопрос контроля реализации национальных проектов и достижения национальных целей. Значительная роль в этом деле отводится Счетной палате РФ, которая в настоящее время в соответствии с общемировыми тенденциями и принятой новой стратегией своего развития мыслит себя не только и не столько контролером, но партнером проверяемого. Партнер должен увидеть недостатки, но не наказать за них, а помочь исправить. И, как сказал директор Департамента стратегического аудита Счетной палаты РФ А. В. Косьяненко, работа в этом ключе началась с момента выхода указа Президента РФ № 204 и в поле зрения аудиторов находится каждый национальный проект. «Кроме того, мы запустили работу по анализу достижения национальных целей, потому что связь между национальными целями и национальными проектами нетривиальна», — отметил представитель Счетной палаты. Подведенные в апреле текущего года итоги контроля говорят о том, что ошибки в действиях участников национальных проектов встречаются достаточно часто. Но выстраиваемая Минфином России в «Электронном бюджете» система мониторинга, в котором обеспечены увязки бюджетных ассигнований, результатов и показателей национальных проектов, уже дает понимание того, что у Правительства России имеется огромный потенциал для реализации задуманного и контроля содеянного.

Успокаиваться и пускать все по накатанной, конечно, еще рано. В прошлом году, например, Счетная палата указывала на то, что для расчета большинства показателей реализации национальных проектов не было утвержденных методик. Сейчас методики утверждены. Но организация работы по расчету показателей вызывает нарекания со стороны внешнего контролера. «Показатели вычисляются раз в год, и, как правило, больше трех четвертей из них публикуются начиная со второго квартала. Правительство же в качестве срока подготовки годового отчета о реализации нацпроекта утвердило 12-й рабочий день после окончания отчетного периода, то есть конец января. Понятно, что к концу января почти никаких данных не будет. Мониторинг — прекрасный инструмент контроля. Но, к сожалению, в течение года он не работает», — отметил Косьяненко. И поэтому, как и в прошлом году, прозрачным и подконтрольным сегодня остается только кассовое исполнение. Но Счетная палата не всегда может проследить цепочку транзакций в регионах, поэтому планирует масштабное привлечение к этой работе контрольно-счетных органов регионов, а впоследствии и муниципалитетов. И сейчас Счетная палата России готовит соответствующие методические рекомендации.

На системной основе

Постоянный представитель губернатора Свердловской области при Президенте РФ А. И. Овчаров отметил, что в его регионе работа по реализации национальных проектов организована четко и системно. В частности, губернатор области ежеквартально проводит совещания с муниципалитетами, темой которых как раз и является все, что связано с нацпроектами, от планирования до реализации. «Это позволяет руководству региона получать обратную связь, знать, что сделано и не сделано в заданном направлении, а также анализировать причины последнего», — сказал Овчаров.

Сегодня, по мнению первого заместителя председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А. С. Федотова, есть определенная проблема в понимании того, где у нас реализация нацпроекта, а где обычная жизнь. «Мы распределяем средства бюджета, как это делали вчера и позавчера, и вдруг к этому добавляются национальные проекты. И сразу возникает путаница. К примеру, как коррелировать 204-й указ с Национальной программой развития Дальнего Востока, со всеми другими программами, с отдельными поручениями президента. У нас сейчас работает целое подразделение специалистов, которые распределяют деньги: это туда, это сюда, это региональный бюджет, это муниципальный», — подчеркнул Федотов. Одна сторона вопроса. С другой стороны, президент страны не устает повторять, что люди должны почувствовать реализацию нацпроектов. Но они должны почувствовать и реализацию закона о бюджете.

По мнению регионального чиновника, это почти одно это же. Но пока происходит некое раздвоение сознания и невозможно определить, увеличится продолжительность жизни благодаря декларированному президентом прорыву или процессной деятельности систем здравоохранения, социальной защиты и так далее. В этих условиях контроль исполнения национальных проектов и достижения целей может дать сбой и выдать некорректный результат.

Главный контролер достижения национальных целей — гражданин, но проводимые сейчас социологические опросы населения явного ощущения позитивных изменений не обнаружили, а в некоторых сферах положение дел, по мнению опрошенных, даже ухудшилось. Строятся ФАПы, но в сельской местности нет фельдшеров. У региона есть потребность построить больницу, но нет проектно-сметной документации и средств на ее разработку. В муниципалитете разрушается школа, но у местных специалистов не хватает компетенции, чтобы корректно составить заявку. Страна у нас большая, и проблемы у регионов разные, поэтому необходим дифференцированный подход. На сегодняшний же день методики распределения средств, которые формируют ФОИВ, специфику регионов не учитывают. И по этим методикам, как, например, отметил представитель Чукотского автономного округа, выходит, что строительство одного квадратного метра жилья на Чукотке дешевле, чем в Москве.

Чтобы устранить имеющиеся нестыковки, нужно их видеть и решать вопросы совместными усилиями. Депутат Государственной думы от Свердловской области М. А. Иванов сказал: «У нас в партии создана группа контроля за реализацией нацпроектов. На базе региональных отделений такие группы тоже созданы. Сейчас я к удивлению узнал о проектных офисах, которые существуют в каждом субъекте. А раз мы о них не знаем, значит, совместную работу не ведем. И у меня складывается впечатление, что каждый что-то делает, а координации нет. А она необходима для того, чтобы все наши наработки приносили пользу».

Поделиться