— Сергей Викторович, 20 декабря 2018 года Московская областная дума приняла закон о преобразовании Щелковского муниципального района в городской округ. С какими сложностями вы столкнулись при преобразовании, как с ними справились?
— Надо заметить, что это не первое (хотя и самое значимое) административное преобразование нашего муниципалитета. В 2014 году было принято решение о ликвидации Администрации городского поселения Щелково, являющегося центром одноименного района, с передачей закрепленных за ней функций Администрации района с сохранением в поселении представительного и контрольно-счетного органов. В 2016 году на районный уровень были переданы полномочия по составлению и исполнению поселенческих бюджетов (на тот момент в составе района их было десять: пять городских и пять сельских). В 2017 году в связи с изменениями в уставе района его глава стал возглавлять исполнительный орган — администрацию, до этого главой района являлся председатель Совета депутатов. В середине 2018 года из состава района были выведены и присоединены к городскому округу Лосино-Петровский сельское поселение Анискинское и городское поселение Свердловский. И, наконец, в декабре 2018 года Щелковский муниципальный район был преобразован в городской округ с ликвидацией всех органов местного самоуправления поселенческого уровня. Так что определенный опыт реформирования у нас уже имелся, и мы его использовали.
Что касается сложностей, да, они были, и, пожалуй, самая большая — убедить людей в том, что они не проиграют в результате реорганизации, поэтому мы в каждом поселении должны были провести публичные слушания. И второе — убедить депутатский корпус каждого муниципалитета в необходимости подобных преобразований. Не будем лукавить: каждому человеку, который, находясь на освобожденной должности в органе местного самоуправления, получает зарплату, отказаться от этого в одночасье нелегко.
— Так каковы же, на ваш взгляд, плюсы преобразования муниципального образования в городской округ?
— Давайте проанализируем несколько аспектов и на их основании сделаем определенные выводы. Консолидированный бюджет Щелковского муниципального района складывался из собственно районного бюджета и бюджетов десяти (а с июня 2018 года восьми) поселений, входящих в его состав. И здесь наблюдалась довольно пестрая картина в части формирования доходной части поселенческих бюджетов, соответственно, и возможностей профинансировать те или иные мероприятия согласно закрепленным полномочиям. Одни поселения были самодостаточные (сельские поселения Анискинское, Медвежье-Озерское, городское поселение Щелково), другие — дотационные (сельские поселения Трубинское, Загорянский и городское поселение Монино), одно высокодатационное (городское поселение Фряново), одно сверхобеспеченное (сельское поселение Огудневское), по отношению к которому область применяла систему «отрицательного трансферта».
То есть, обладая определенным доходным потенциалом, каждое поселение могло предложить разный (в суммовом выражении) набор бесплатных услуг. И это на сравнительно небольшой территории с численностью населения около 200 тысяч человек, где один населенный пункт практически перетекает в другой. Конечно, область нивелирует каким-то образом эту разницу путем выделения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (или заменяя ее на дополнительный норматив отчислений от НДФЛ), но разрыв, и весьма существенный, остается. В этой связи создание городского округа, безусловно, является положительным фактором, поскольку позволяет сконцентрировать доходную базу в одних руках и направлять денежные потоки исходя из единообразного подхода. Учитывая, безусловно, болевые точки каждой территории.
Еще один пример. Имущественные налоги (земельный налог и налог на имущество физических лиц) согласно существующему законодательству полностью поступают в поселенческие бюджеты. Ставки, к примеру, по земельному налогу для физических лиц были установлены в размере от 0,1 процента (городское поселение Фряново) до 0,3 процента (сельское поселение Гребневское) от кадастровой стоимости земли. Ссылки на то, что одно поселение находится в отдалении — на границе с Владимирской областью, а другое примыкает к районному центру, нельзя считать обоснованными, поскольку это уже учтено при кадастровой оценке. Довольно сильно варьировалось и количество, и объем льгот, предоставляемых на поселенческом уровне. Образование городского округа позволяет установить единую ставку земельного налога на всей его территории и унифицировать налоговые расходы. В обывательском плане это означает, что человек не будет теперь смотреть на соседний участок, относящийся к другому поселению, и задаваться вопросом: а чем он лучше меня, почему ему дают преференции.
В области расходов преимущества единого бюджета связаны с экономией средств на содержание управленческого аппарата, а также консолидацией бюджетных средств (отсутствие перераспределения, размазывания ассигнований между дотационными и самодостаточными поселениями), что позволяет решать приоритетные вопросы территории в целом, реализовывать инвестиционные программы. Для финансовой сферы немаловажным является оперативность сбора информации и отчетности — при едином бюджете она растет. Повышается качество бюджетного планирования. Так, нормативы финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг на всей территории городского округа одинаковые, а не зависят от возможностей поселенческих бюджетов. Это означает, что к качеству услуг по всем направлениям в отраслевом разрезе будет применяться унифицированный подход.
— Как вы охарактеризуете долговую политику муниципалитета?
— Надо заметить, что органы местного самоуправления обладают очень ограниченными возможностями в проведении долговой политики в том смысле, что подразумевается под словом «политика» вообще. Взять кредит в банке или у вышестоящего бюджета и отдать его или реструктуризировать из-за невозможности возврата — это не долговая политика. Механизм долговой политики несколько иной.
Поэтому, имея несколько лет назад муниципальный долг в 15 процентов закрепленных доходов, мы задались вопросом: а на какие цели вообще идут эти средства и можно ли без них обойтись. Ответ оказался простой: на текущие расходы, грубо говоря, на проедание. Не сразу, путем скрупулезного анализа и расчетов, мы пришли к осознанию, что район может обойтись без привлеченных средств: доходный потенциал и определение потолков расходов по каждой отрасли и муниципальной программе это позволяют. Отказу от заимствований способствовало и выстраивание системного подхода в организации межбюджетных отношений с областью. На протяжении последних трех лет район и все поселения, входящие в его состав (а до 1 января 2020 года бюджеты исполняются раздельно по каждой территории), за исключением одного, имеют нулевой показатель муниципального долга. Представляется, что до 1 января, в крайнем случае в первом квартале будущего года, муниципальный долг уже единого бюджета городского округа будет погашен.
— То есть потенциал для повышения доходной части бюджета у вас есть?
— Хотя в текущем году мы исполняем девять отдельных бюджетов, правильнее будет говорить уже о едином бюджете городского округа. Давайте рассмотрим его структуру: более 63 процентов доходов обеспечивают поступления налога на доходы физических лиц по закрепленному и дополнительному нормативам, около 12 процентов — налоги, взимаемые по специальным налоговым режимам. Имущественные налоги составляют 15 процентов, неналоговые доходы — 10 процентов. И практически все источники имеют потенциал увеличения, для реализации которого необходимо применять различные подходы. В НДФЛ потенциал — это серые зарплаты. Не будем идеализировать картину — они есть в реальном секторе экономики и у нас. Когда в успешно работающей фирме средняя зарплата 10 тысяч рублей или в автосервисе зарплата 5 тысяч рублей — это нонсенс.
Расскажу курьезный случай. Когда работники одной из частных организаций в сфере ЖКХ пришли к зданию администрации с требованием обеспечить им выплату заработной платы, которая не выдавалась несколько месяцев, мы обратились к руководству предприятия с просьбой предоставить нам минимально необходимую документацию — ведь вопрос как-то надо было решать. И оказалось, что у более половины обратившихся к нам за помощью никаких следов в организации нет — ни заявлений о приеме на работу, ни приказов о зачислении на должность, не значатся они и в расчетно-платежных ведомостях. Такая вот сложилась картина. Поэтому борьба с конвертными зарплатами остается и, думается, еще на долгое время останется нашей первостепенной задачей.
Задолженность по имущественным налогам — тоже наша головная боль. Значительные суммы долгов числятся за организациями-банкротами, их очень трудно взыскать, несмотря на уже принятые судебные решения, работу с судебными приставами и налоговыми органами.
Это только два примера. Ну, а если взять в целом, то в округе разработан план развития доходной базы местного бюджета, который включает три основных раздела:
- мероприятия по развитию доходной базы (вывод организаций из теневого сектора экономики, работа с крупными плательщиками, вовлечение объектов недвижимости в налоговый оборот, привлечение новых налоговых резидентов);
- мероприятия по снижению задолженности по налоговым платежам (работа комиссии по мобилизации доходов, ликвидация задолженности по МУПам и учреждениям, принудительное взыскание задолженности);
- мероприятия по увеличению неналоговых доходов (снижение задолженности по арендной плате за имущественный комплекс, приватизация муниципальных объектов, адресная работа с должниками).
По каждому разделу закреплены ответственные исполнители, а область в свою очередь производит расчет показателей эффективности выполнения плана. Это делается в разрезе всех муниципалитетов области, и определяется рейтинговый показатель.
— Сергей Викторович, наибольший потенциал для развития муниципалитета имеет привлечение на территорию инвестиций. Какие методы работы с инвесторами вы используете?
— Развитие экономики любой территории невозможно без привлечения инвестиций. В противном случае мы замкнемся на текущем моменте, а это прямой путь к стагнации. Инвестиционное развитие предполагает, безусловно, тесное сотрудничество с бизнес-сообществом. Не будем делать экскурс в прошлое, а рассмотрим день сегодняшний. Значительный рост общего объема инвестиций по сравнению с 2018 годом обусловлен тем, что основные этапы крупных инвестиционных проектов пришлись на первое полугодие 2019 года. Среди крупных инвесторов следует отметить АО «Газпром космические системы» и ЗАО «Канонфарма Продакшн» с капитальными вложениями 17,029 миллиарда рублей и 1,25 миллиарда рублей соответственно, что составило свыше 90 процентов общего объема инвестиционного портфеля. Кроме этого, два предприятия — АО «Щелково Агрохим» и ООО «Фряновский керамический завод» в рамках модернизации производства проинвестировали 245,4 миллиона рублей и 309,8 миллиона рублей. Так что ждем соответствующей налоговой отдачи.
Отдельно следует сказать о системе индустриальных парков, действующих на нашей территории. Практика показывает, что польза не в механическом их увеличении, а в выборе правильной модели их организации и функционирования, только тогда мы получим ожидаемый эффект от их деятельности, в том числе в виде поступлений в бюджет. К примеру, ООО «Технопарк», объединяющий 12 резидентов, успешно действует в сфере логистики, производства мебели и фурнитуры. Его годовой оборот превышает 8 миллиардов рублей. Точкой роста является индустриальный парк в деревне Соколово, где сейчас ведутся строительные работы для производства в промышленных масштабах корма для животных. Существующую промышленную площадку технопарка в деревне Никифорово (производство робототехники, мебели) органично дополняют рядом стоящие промышленные предприятия. Проблемой для нас являются земли, принадлежавшие ранее Минобороны. Это более 400 гектаров, из которых в хозяйственный оборот можно ввести лишь малую часть — 60 гектаров. Можно сделать простой вывод, что для организации успешной работы технопарков важно не просто выделить инвестору участок, а создать качественно новые условия для развития предприятия. Они должны включать в себя возможность взаимодействия с другими компаниями, формирование комплексного и конкурентоспособного пакета услуг, ориентацию на реальные потребности производителей и потребителей.
— Расскажите о социальных проектах, реализуемых в городском округе.
— Первой из важнейших наших задач в социальной сфере является ликвидация второй смены в школах. К началу учебного года была сдана в эксплуатацию пристройка к школе в Медвежьих Озерах на 217 мест, в планах до 2022 года — строительство шести новых учреждений среднего образования, рассчитанных на 4,4 тысячи мест. Объем бюджетных инвестиций составит почти 5 миллиардов рублей. Вторая задача — ликвидация очереди в дошкольные образовательные учреждения, обеспечение доступности дошкольного образования для детей от полутора до семи лет. До 2022 года будет введено в эксплуатацию семь таких учреждений на 1,1 тысячи мест. Затраты бюджета составят 1,5 миллиарда рублей. Конечно, осуществление таких инвестиционных программ невозможно без софинансирования из областного бюджета.
В рамках федерального проекта «Современная школа» на базе сельской школы в Гребневском создается центр образования «Точка роста». Он позволит внедрить в образовательный процесс современные технологии обучения точным наукам, а также спортивные и творческие направления. В школе появится новый квадрокоптер для фото- и видеосъемки, компьютеры, интерактивные доски, шахматный класс. Преподаватели пройдут переподготовку. На реализацию проекта предусмотрено 2,6 миллиона рублей.
В 2019 году городской округ Щелково является пилотным муниципалитетом в Московской области по модернизации работы сельских библиотек в рамках проекта «Перезагрузка библиотек Подмосковья». Работа ведется над каждым аспектом: оснащение и дизайн пространства, оборудование, фонды, событийное наполнение, спектр услуг. На реализацию проекта из местных бюджетов выделено свыше 4 миллионов рублей, за счет которых проводится ремонт помещений, закупаются мебель и техника.
Для развития детского технического творчества создается детский технопарк «Изобретариум». Уже подготовлен проект здания, на реализацию этого проекта в бюджете предусмотрено 7 миллионов рублей.
Несмотря на то что наш бюджет дотационный, мы находим возможность предоставлять меры социальной поддержки работникам здравоохранения — обеспечиваем жильем, предоставляем компенсационные выплаты для оплаты съемного жилья. На территории городского округа продолжается формирование комфортной городской среды: проводятся работы по комплексному благоустройству дворовых территорий, устанавливаются детские игровые и спортивные площадки. Каждый год мы создаем новые комфортные, благоустроенные общественные зоны, пешеходные маршруты — точки притяжения для жителей, где можно с удовольствием проводить время. Отмечу, что в выборе проектов жители округа активно принимают участие путем голосования.
Самый долгожданный проект, реализация которого стала возможна благодаря поддержке Московской области, — строительство нового автомобильного моста через реку Клязьма. Его открытие станет прорывом для всех без исключения сфер, откроет огромное количество новых возможностей.