Версия для печати 5013 Материалы по теме
Нацпроекты —  проверка эффективности муниципальной власти

— Василий Николаевич, сейчас много говорят о кризисе муниципальной власти. Вы, как человек с большим опытом государственного и муниципального управления, считаете эти разговоры обоснованными?

— Говоря о состоянии муниципальной власти и ее эффективности, я бы не стал использовать столь категоричные формулировки. По моему мнению, ссылаться на кризис муниципальной власти удобно тем, кому, видимо, нечем заняться, или тем, у кого ничего не получается. Безусловно, в силу объективных и субъективных причин опасность кризиса существует всегда. Однако сегодня, на мой взгляд, уместно говорить о кризисе локальном, то есть на отдельно взятой территории, который возникает из-за некомпетентности в управлении, из-за ошибочной муниципальной политики.

— Вы управляли несколькими муниципалитетами Оренбургской области: в середине 1990-х годов, затем в 2000-х, а с 2015 года руководите Оренбургским районом. Когда сложнее всего было работать?

— Я бы сказал так: у каждого времени свои трудности и свои запросы. Когда работал главой муниципального образования на уровне сельского поселения, а затем сравнительно небольшого Тюльганского района — были одни требования, которые мы старались выполнять. Сегодня перед нами ставятся несколько другие задачи и существуют другие механизмы их решения.

Сейчас самое пристальное внимание и практические действия нашего губернатора Дениса Владимировича Паслера, Правительства Оренбургской области, местного самоуправления региона, в том числе Оренбургского района, сосредоточены на успешной реализации национальных целей, которые поставлены указом Президента РФ № 204. На национальные проекты выделяют значительные объемы и федерального, и регионального финансирования, и участие в них для муниципалитетов при их скромных бюджетных возможностях имеет принципиально важное значение.

— Многие российские муниципалитеты способны финансировать лишь текущие расходы. Переход от экономики выживания к экономике развития требует наличия у муниципального образования уникального сценария социально-экономического развития. В Оренбургском районе такой сценарий разработан?

— Сценарий есть. Мы определили приоритеты развития территории на среднесрочный период. Они включают в себя три основных направления. Во-первых, это экономическое развитие: создание привлекательных условий для инвесторов и стимулирование инвестиционной деятельности, создание условий для развития производства, малого и среднего предпринимательства, повышение эффективности отраслей АПК, развитие инфраструктуры потребительского рынка, регулирование рынка труда. Во-вторых, эффективное использование ресурсов: совершенствование управления бюджетным потенциалом и, в частности, муниципальным имуществом, регулирование земельных отношений, развитие местного самоуправления. В-третьих, социальное развитие и улучшение среды жизнедеятельности: совершенствование системы образования и социальной поддержки населения, создание условий для развития культуры, физической культуры, спорта и туризма, благоустройство и инженерное обустройство территории, реформирование жилищно-коммунального хозяйства.

Для обеспечения инвестиционной привлекательности в районе создана вся необходимая нормативно-правовая база. Совместно с главами сельских поселений решаем вопросы, связанные с подведением необходимой инфраструктуры (водо-, газо-, электроснабжения) к созданным и планируемым инвестиционным площадкам. Для привлечения инвесторов на официальном сайте муниципального района создан и регулярно актуализируется информационный раздел, посвященный развитию инвестиционной деятельности, размещается перечень объектов, по которым планируется заключение концессионных соглашений.

На территории района внедряется практика муниципально-частного партнерства (концессии). На данный момент заключено четыре концессионных соглашения по осуществлению в трех населенных пунктах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

— Ряд экспертов считают, что одной из важнейших проблем, сдерживающих развитие муниципальной экономики, является неупорядоченность земельных отношений и прав землепользования. Судя по тому, что вы включили в свой сценарий пункт о регулировании земельных отношений, вопросы по данному направлению в районе есть.

— Исторически сложилось, что землю мы определяем как средство производства, а ее количество всегда было мерилом состоятельности. И у народа к земле отношение особое. Подтверждением тому служат художественно-образные определения: земля-кормилица, матушка-земля!

Территория Оренбургского района составляет пять тысяч квадратных километров, площадь сельскохозяйственных угодий — 347,5 тысячи гектаров, в том числе пашни — 250,6 тысячи гектаров. Одним словом, наш район богат землей, ее хватает всем: и фермерам, и агрохолдингам.

Вместе с тем одно из направлений деятельности муниципальной власти, которое позволяет пополнять районный бюджет, связано именно с работой по выявлению и оформлению в муниципальную собственность невостребованных земельных долей в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Благодаря большим усилиям муниципалитетов в районе было зарегистрировано свыше 1,4 тысячи невостребованных земельных долей общей площадью более 16,7 тысячи гектаров. За 16 земельными долями общей площадью 218,6 гектара уже признано право муниципальной собственности, а на 33 земельные доли общей площадью 432,8 гектара исковые заявления находятся в суде. До конца года планируется оформить в муниципальную собственность 2,5 тысячи гектаров. Эта работа будет продолжена и в дальнейшем.

— Не могу не спросить о сельском хозяйстве, которое в экономике района занимает важное место. Насколько успешным для района стал текущий год?

— Действительно, сельское хозяйство занимает ведущее место в экономике Оренбургского района. Представлено оно производством продукции растениеводства и животноводства.

К сожалению, три последних года для аграриев района оказались очень тяжелыми. В прошлом году из-за засухи погибли посевы зерновых культур на площади 59,3 тысячи гектаров. В текущем году из-за таких опасных агрометеорологических явлений, как суховей, атмосферная засуха, длившаяся 38 дней, почвенная засуха, погибли посевы зерновых культур на площади 13,3 тысячи гектаров (12 процентов от посевной площади зерновых и зернобобовых культур). По оперативным данным, средняя урожайность зерновых культур по району в этом году составила 4,6 центнера с гектара (по области — 8,9 центнера). Земледельцы района, считая озимые культуры страховыми, особенно в годы сильной засухи, значительно увеличили их площади, засеяв под урожай 2020 года 42,4 тысячи гектаров.

— В районе уже есть первые результаты реализации нацпроектов. Например, в поселке Приуральском открылся новый парк, построенный в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и регионального проекта «Формирование комфортной городской среды в Оренбургской области». Трудно было войти в нацпроекты?

— Должен отметить, что участие в реализации национальных проектов и региональных программ — это, во-первых, уникальная возможность решить самые острые проблемы в разных сферах жизнеобеспечения района, не решавшиеся многие десятилетия. Во-вторых, это самая серьезная проверка муниципальной власти на компетентность, способность концентрировать усилия всех участников многоплановой работы на достижении конкретных результатов, которые жители должны почувствовать уже сегодня.

В рамках национального проекта «Демография» и регионального проекта «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» в текущем году в районе ведется, а отчасти уже закончено строительство девяти зданий детских дошкольных учреждений на 445 мест. Общая стоимость проектов — 500,6 миллиона рублей.

На средства в сумме 347,6 миллиона рублей, выделенные в рамках национального проекта «Образование» и регионального проекта «Современная школа», реализуемого в рамках одноименного федерального проекта, в текущем году в селе 9 Января мы возводим здание школы на 264 места. Это будет школа будущего с просторными светлыми классами и современным оборудованием,

Значительные объемы работ ведутся в рамках национального проекта «Жилье и городская среда». Например, на расселение семей из аварийного жилья в рамках регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» выделено и осваивается на малоэтажное жилищное строительство 22,5 миллиона рублей.

И, наконец, региональный проект «Формирование комфортной городской среды» позволил провести проектные, строительно-монтажные, дизайнерские и другие оформительские работы на ранее необустроенных площадках в четырех поселках и превратить их в прекрасные, действительно комфортные парки и скверы. На эти работы было выделено 61,4 миллиона рублей. Еще 9,6 миллиона рублей направлено на благоустройство девяти дворовых территорий многоквартирных домов в поселке Первомайском. Торжественное, праздничное открытие этих объектов стало ярким подтверждением необходимости этих усилий и затрат во благо людей!

Трудно ли войти в нацпроект? Признаться, достаточно трудно. Необходимо хорошо знать самые острые потребности в ресурсах и суметь аргументированно доказать необходимость их выделения. При этом не переоценить свои возможности в освоении средств. В этом всем отчасти помогает опыт проектного формирования и исполнения бюджета. У нас ежегодно более 98 процентов бюджета расходуется на исполнение тех или иных программ.

Всего же в текущем году из федерального и областного бюджетов на реализацию национальных проектов району выделено более 967 миллионов рублей. Только представьте, какая ответственность ложится на муниципальную власть за исполнение принятых на себя обязательств. Такая нагрузка требует предельно ответственного отношения каждого к порученному делу.

Поделиться