Версия для печати 4411 Материалы по теме
Как повышают доходы на родине русского золота

Доходы бюджета муниципального образования на 2019 год утверждены в сумме 2,993 миллиарда рублей. В том числе налоговые и неналоговые доходы в объеме 1,021 миллиарда рублей, или 34%, безвозмездные поступления — 1,973 миллиарда рублей, или 66%. Основные мероприятия дорожной карты по повышению доходного потенциала муниципалитета на 2019–2021 годы утверждены постановлением Администрации Березовского городского округа от 12 апреля 2019 года № 309.

Справка

Березовский был основан в 1748 году, когда на месторождении, открытом раскольником Ерофеем Марковым (1745 год), начались работы по добыче золотоносной руды. Первый рудник Шарташский, давший свыше 160 тысяч пудов золотоносной руды, по словам академика В. В. Данилевского, стал «родоначальником русской золотопромышленности» как самостоятельной отрасли.

Работа с должниками

В городе на постоянной основе работает Межведомственная комиссия по дополнительной мобилизации налоговых и неналоговых доходов. За 2018 год комиссия провела девять заседаний, на которых рассмотрела деятельность 133 организаций и индивидуальных предпринимателей. Сумма задолженности по платежам в бюджет приглашенных налогоплательщиков составляла 61 миллион рублей. По итогам работы межведомственной комиссии в консолидированный бюджет Свердловской области поступило 49 миллионов рублей, в том числе в местный бюджет — 15,4 миллиона, или 80% объема первоначальной задолженности.

В текущем году комиссия продолжает работать с высокой эффективностью. За первое полугодие 2019 года проведена беседа с 68 налогоплательщиками, сумма их задолженности по платежам в бюджет составляла 31,4 миллиона рублей. Как результат, в консолидированный бюджет поступило 21,4 миллиона рублей, в том числе в местный бюджет — 12,9 миллиона, или 68% объема первоначальной задолженности.

Легализация заработной платы

Важным вопросом с точки зрения не только наполняемости бюджета, но и социальной защищенности граждан является работа по легализации теневой заработной платы, занятости населения, доведению уровня заработной платы до средней по виду экономической деятельности, недопущению выплаты заработной платы ниже прожиточного минимума.

В администрации Березовского в 2015 году создана Рабочая группа по вопросам легализации заработной платы. Совместно с представителями прокуратуры, правоохранительных органов, налоговой инспекции, депутатами за 2018 год и первое полугодие текущего года проведено 12 выездных рейдов. Охвачено 77 субъектов различных сфер деятельности.

По данному вопросу в 2018 году на комиссию был приглашен 81 работодатель, из них повысили заработную плату 59. По итогам 2018 года заработная плата работников выросла в среднем на 7,4 тысячи рублей, или на 90%. Сумма дополнительно поступившего НДФЛ составила 10,8 миллиона рублей, в том числе в местный бюджет — 3,7 миллиона.

За первое полугодие 2019 года из 38 приглашенных на комиссию работодателей 31 повысил заработную плату, благодаря чему зарплата работников выросла в среднем на 6,4 тысячи рублей, или на 80%. Сумма дополнительно поступившего НДФЛ составила 3,5 миллиона рублей, в том числе в местный бюджет — 1,1 миллиона.

Имущественные налоги

В 2019 году общая сумма налоговых доходных источников муниципального образования составляет 785,4 миллиона рублей. В том числе НДФЛ — 430,1 миллиона (54,8%), имущественные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц) — 178,8 миллиона (22,8%), налоги на совокупный доход — 126,5 миллиона (16%), прочие — 50 миллионов (6,4%).

Таким образом, очевидно, что в Березовском одним из основных источников доходов местного бюджета являются имущественные налоги. В городском округе в целях увеличения налоговой базы проводятся мероприятия по выявлению неучтенных объектов налогообложения. За 2018 год мобильными группами проведено 94 рейда и выявлено 149 объектов, не вовлеченных в налогооблагаемый оборот. По результатам проведенной работы оформлены правоустанавливающие документы на пять земельных участков и 59 объектов капитального строительства.

Что касается первого полугодия текущего года, то мобильными группами выявлено 56 объектов, не вовлеченных в налогооблагаемый оборот. Оформлены правоустанавливающие документы на 17 земельных участков и 14 объектов капитального строительства.

На постоянной основе проводится работа по уточнению характеристик объектов капитального строительства и земельных участков с целью вовлечения их в налогооблагаемую базу. Мероприятия проводятся по уточнению правообладателей объектов, границ земельных участков, вида разрешенного использования земельных участков. По результатам проведенных мероприятий подготовлено 20 актов по установлению категории земель, которые переданы в порядке межведомственного взаимодействия в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (Росреестр).

Работа с организациями, реализующими инвестиционные проекты

Одним из основных мероприятий дорожной карты по повышению доходного потенциала территории является проведение работы по привлечению к постановке на учет организаций, участвующих в реализации инвестиционных проектов и их подрядчиков. По инициативе главы Березовского городского округа Е. Р. Писцова отрабатываются все организации, получившие разрешения на строительство и отдельно на ввод в эксплуатацию объектов, по следующей схеме. Отдел архитектуры ежемесячно передает информацию о застройщиках в отдел экономики, который выходит на руководителей организаций и работает с ними. А конечным звеном в этой цепочке является Управление финансов, которое совместно с налоговой инспекцией на базе полученной информации контролирует постановку на учет на территории Березовского городского округа и уплату налогов. То есть у нас все работают на повышение доходов бюджета.

За 2018 год организациями, участвующими в реализации инвестиционных проектов (обособленными подразделениями), обеспечены дополнительные доходы в консолидированный бюджет области в размере 39,5 миллиона рублей, доля местного бюджета составила 12,2 миллиона. За первое полугодие 2019 года обособленными подразделениями обеспечены дополнительные доходы в консолидированный бюджет области в размере 10,7 миллиона рублей, в том числе в местный бюджет — 1,4 миллиона.

В начале 2015 года муниципалитет начал создавать комфортную среду для ведения предпринимательской деятельности и создания новых предприятий. 39 земельных участков, отданных в аренду, пополнили бюджет городского округа на 102,1 миллиона рублей. И это только аренда без учета эффекта от ввода в действие новых предприятий — с инвестициями в основной капитал, новыми рабочими местами. Кроме этого, Березовский в числе 73 муниципалитетов Свердловской области четвертый год участвует в рейтинге инвестиционной привлекательности и в течение трех лет уверенно держится в топ-10. Для нас это крайне важно, поскольку помимо признания заслуг лидерство в рейтинге приносит городу дополнительное финансирование — 6,5 миллиона рублей ежегодно.

Проблемные вопросы

Законом Свердловской области от 26 марта 2019 года № 23-ОЗ определена единая дата начала применения на территории региона порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения — с 1 января 2020 года. В связи с этим проводится анализ предварительной кадастровой оценки объектов недвижимости города и поселков, входящих в городской округ, влияния перехода на исчисление налога по кадастровой стоимости на изменение налоговой нагрузки на граждан. Нам необходимо учесть множество факторов и принять в 2019 году взвешенный нормативный правовой акт.

Согласно предварительной кадастровой оценке сумма налога, подлежащего уплате в бюджет городского округа, составляет 99% от суммы налога, подлежащего уплате по инвентаризационной стоимости (таблица 1). В рейтинге по вводу в эксплуатацию жилых домов Березовский — в первой десятке по области. С 2016 по 2018 год в городском округе введено в эксплуатацию 376,7 тысячи квадратных метров жилья. Это 58 многоквартирных домов и 1257 индивидуальных жилых домов.

таблица.jpg

По результатам предварительной кадастровой оценки прирост суммы налога на имущество физлиц по вновь построенным квартирам составляет 9,5 миллиона рублей по окончании переходного периода. Всего сумма налога по кадастровой стоимости по всем квартирам выше суммы налога по инвентаризационной стоимости на 16,4 миллиона рублей. Но в первый год переходного периода ожидается снижение суммы налога по квартирам на 4,4 миллиона рублей.

Однако по индивидуальным жилым домам складывается негативная ситуация. В Березовском городском округе в соответствии с установленным Налоговым кодексом необлагаемым вычетом (50 квадратных метров) из налоговой базы выпадает 6020 домов (48%). В первый год переходного периода ожидается снижение суммы налога по индивидуальным жилым домам на 11 миллионов рублей (таблица 2). Решение проблемы мы видим в принятии нормативного правового акта, обязывающего собственника жилья в случае реконструкции дома вносить изменения в росреестр.

таблица2.jpg

На особом контроле властей находится вопрос взыскания дебиторской задолженности по неналоговым платежам в бюджет. За 2018 год должникам направлены претензии на сумму 28,4 миллиона рублей, в суды подано 70 исков на сумму 32,8 миллиона рублей. Взыскано в местный бюджет 18,3 миллиона. За шесть месяцев текущего года должники получили претензии на сумму 8,8 миллиона рублей, в судах находятся исковые требования на 8,8 миллиона рублей. Взыскано в местный бюджет 4,6 миллиона рублей.

Непростая ситуация сложилась с учетом и взысканием в доход бюджета городского округа платы за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда. Сумма задолженности по платежам в бюджет в два раза превышает текущие поступления. В целях повышения качества администрирования данного платежа, повышения его собираемости разработан проект нового порядка управления муниципальным жилищным фондом Березовского городского округа, который в сентябре текущего года был одобрен городской Думой.

Березовский в сводном рейтинге эффективности работы муниципалитетов региона по повышению доходного потенциала по итогам 2018 года занимает шестое место, а по результатам работы межведомственной комиссии по вопросам укрепления финансовой самостоятельности местных бюджетов — первое


Поделиться