— Наталья Сергеевна, как родилась идея проведения конкурса и кто был его организатором?
— Мысли о проведении конкурса для профессионалов в сфере проектного управления возникали неоднократно как у самих участников проектной деятельности, так и у руководителей государственных органов власти, проектно-ориентированных государственных корпораций и бизнеса. Причина тому — острый кадровый голод на проектных специалистов, ощущаемый сегодня на нашем рынке. Низкая мотивация и отсутствие личностных стимулов продвижения в проектной деятельности не позволяют в полной мере развивать этот механизм. Поэтому и родилась такая инициатива.
Конкурс «Проектный руководитель — 2019» был организован Агентством проектного управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации при непосредственном партнерском участии Ассоциации управления проектами «СОВНЕТ». В этом году организационную поддержку нашему начинанию оказало Министерство финансов Российской Федерации. Но можно с уверенностью сказать, что конкурс не состоялся бы без активного участия, содействия и финансовых вложений Правительства Рязанской области.
Концепция конкурса детально продумывалась начиная с августа 2018 года. К началу его проведения (январь 2019 года) был определен состав коллегиальных органов управления (наблюдательный совет, организационный комитет, жюри), утверждены этапы, форма и сроки проведения. Наблюдательный совет конкурса, в состав которого вошли руководители проектных подразделений федеральных министерств, государственных корпораций, губернаторы, а также первые лица крупных бизнес-компаний, определил и миссию мероприятия. Она заключается в содействии распространению проектного управления и развитию проектной культуры в учреждениях и организациях Российской Федерации, повышению авторитета специалистов в сфере проектного управления, сохранению и приумножению знаний и ценностей сообщества проектных руководителей.
— Что стало самым сложным при подготовке конкурса?
— Наиболее сложным и ответственным процессом в подготовке конкурса стала разработка модели компетенций участников проектной деятельности и инструментов их оценки. В результате гармонизации методологических знаний ключевых международных, национальных стандартов, методик и руководств в сфере проектного управления с учетом личного профессионального опыта экспертов рабочей группы была разработана модель компетенций участников проектной деятельности «5/12». Она включила два блока компетенций: личностно-управленческих — пять компетенций, каждая их которых имеет по пять характеристик, и профессионально-технических — 12 компетенций (рисунок 1).
Особенность модели заключается в ориентации на потенциал личности, специфику и менталитет российских специалистов, детальности описания индикаторов элементов проектных компетенций и инструментов их оценки. Модель позволяет профессионально выстроить систему оценки компетенций участников проектной деятельности, сформировать траектории личностного и профессионального развития, оптимизировать финансовые и организационные затраты на развитие трудовых ресурсов, скорректировать систему мотивации.
— В каких номинациях определялись победители?
— Победителей конкурса определяли по трем номинациям, соответствующим ключевым проектным ролям. Первая — «Руководитель проекта». К участию в данной номинации приглашались кураторы проектной деятельности, кураторы проектов, руководители проектов, заместители руководителей проектов, которые в своей профессиональной деятельности выполняют функции непосредственного оперативного руководства объектом проектной деятельности.
Вторая номинация — «Руководитель проектного офиса». Здесь конкурировали руководители и заместители руководителей структурных подразделений, обеспечивающих развитие и поддержку проектной деятельности в организации, которые в своей профессиональной деятельности выполняют функции руководства проектным офисом и обеспечения системы управления проектной деятельностью в организации.
Наконец, третья — «Эксперт в управлении проектом». За победу в ней борьба шла среди проектных специалистов, администраторов и участников проектов, руководителей функциональных направлений проектов, сотрудников проектных офисов, которые в своей профессиональной деятельности были наделены ответственностью за отдельные функции или направления внутри проекта, проектного офиса или проектной деятельности организации в целом.
— Какие этапы включал в себя конкурс?
— Их было несколько. Заявочный этап проходил с 15 января по 10 февраля 2019 года. Участники направляли заявки, организаторы проверяли их полноту и корректность оформления. Всего для участия в конкурсе было подано более 300 заявок.
Далее шел заочный этап, который длился с 15 февраля по 31 марта 2019 года. Здесь участникам было необходимо представить отчет об опыте проектной деятельности, а также пройти онлайн-оценку профессионально-технических и личностно-управленческих компетенций на портале конкурса. В отчетах конкурсанты представляли опыт управления как технологическими, экономическими, организационными, так и социальными проектами различного уровня сложности.
Безусловно, элементы проектного управления присутствовали во всех отчетах. Однако объектом внимания жюри было не содержание проекта, а совокупность методов и инструментов проектного менеджмента, использованных в ходе проектной деятельности и отраженных в отчете. В результате детального изучения было отобрано 24 отчета в номинации «Руководитель проекта», 14 — «Эксперт в управлении проектом», 22 — «Руководитель проектного офиса».
Достаточно сложной оказалась онлайн-оценка профессионально-технических компетенций в сфере проектного управления. На выполнение теста давался один час и одна попытка. Тест состоял из 50 вопросов по 12 компетенциям модели «5/12». Необходимо было правильно ответить на 70 и более процентов тестовых заданий. По итогам оценки только 21 участник смог набрать более 70 процентов. Они и стали финалистами и участниками последнего, очного этапа, прошедшего с 19 по 21 апреля 2019 года в Рязанской области и включившего в себя два тура.
— Что, по вашему мнению, стало изюминкой прошедшего мероприятия?
— Безусловно, это проведение очного тура конкурса. Здесь в первую очередь важно, что совместным решением членов наблюдательного совета и оргкомитета было определено провести финальную часть в одном из субъектов Российской Федерации. Это сделало конкурс практико-ориентированным, а его результаты — важными для развития конкретного региона. А весь талант и энергия лучших проектных специалистов в стране были направлены не на решение виртуальных учебных заданий, а на одну из острых реальных проблем определенного региона.
Выбор пал на Рязанскую область как на один из наиболее проектно-ориентированных регионов в стране на сегодняшний день. При выборе региона оргкомитет обращал внимание на системность в применении проектного подхода в деятельности региональных органов власти, органов местного самоуправления и бизнес-компаний, количество масштабных проектов, выполняемых задач по развитию экономики и повышению инвестиционной привлекательности региона, успешную реализацию инициатив в сфере совершенствования государственного управления и создания кадрового резерва. Стоит отметить, что глава Рязанской области Николай Викторович Любимов является сертифицированным проектным руководителем (IPMA Level А) и активно поддерживает проектную деятельность в органах власти. На данный момент в области сформировано 16 портфелей ведомственных проектов и программ, которые включают 79 проектов.
В первый день финала, перед началом командной работы, конкурсантов приветствовал губернатор Рязанской области. Он обозначил проблемные поля для анализа и выработки конкурсантами проектных предложений. Темой очного тура стала демографическая ситуация в Рязанской области. Затем с помощью жеребьевки конкурсанты были распределены на четыре команды, каждая из которых включала участников всех трех номинаций пропорционально. Им необходимо было разработать проектное предложение по улучшению демографической ситуации в регионе.
В процессе работы участники использовали как официальные документы, так и актуальную информацию «из первых уст» от представителей правительства области. Для своевременного информирования конкурсантов в этот день вместе с командами в аудитории находились заместители министров и руководители различных региональных ведомств, которые активно отвечали на вопросы, предоставляли данные, статистическую информацию, делились опытом и результатами деятельности по направлению обозначенных проблем. Несколько раз в процессе работы над проектным предложением жюри конкурса организовывало «управляющие комитеты проекта», в рамках которых давалась промежуточная обратная связь, рекомендации командам.
Асессоры наблюдали за работой участников, взаимодействием внутри команд, корректируя результаты оценки личностно-управленческих компетенций. Итоговая оценка конкурсанта включала балл, полученный командой, и индивидуальный балл.
Хочу сказать, что командная работа в рамках конкурса — уникальное событие: в одном зале собрались 20 высококвалифицированных специалистов в области проектного управления из самых разных отраслей и сфер, говорящих на одном языке — языке проектного управления. В результате командной работы было сформировано и представлено жюри и правительству области четыре проектных предложения, которые содержали совершенно разные, новые и уникальные подходы к решению демографических задач Рязанской области.
Во втором туре очного этапа конкурса была организована самопрезентация конкурсантов. В процессе индивидуальной сессии члены жюри конкурса задавали вопросы, уточняющие специфику проектной деятельности, особенности опыта работы, цели профессионального развития конкурсантов.
— Как вы оцениваете результаты конкурса и каковы планы на будущее?
— Самое главное, я считаю, это то, что к конкурсу с доверием отнеслось профессиональное сообщество. А для многих участников «Проектного руководителя» полученное признание компетенций на конкурсе позволило сделать очередные шаги в карьере. Нам сегодня для выполнения масштабных национальных и региональных проектов, проектов развития и повышения конкурентоспособности Российской Федерации нужны профессионалы высокого уровня. Специалисты, умеющие грамотно ставить цели, планировать ресурсы, координировать людей и выдавать результаты строго по времени и за точно рассчитанные инвестиции. Сегодня проектный специалист — это самостоятельная, серьезная профессия, популяризации которой и служит конкурс «Проектный руководитель».
Немаловажным является и то, что разработанную методику оценки компетенций участников проектной деятельности можно использовать и дальше. К примеру, при проведении отраслевых и региональных конкурсов. Это позволит оценить профессионализм и потенциал проектных команд, а также привлечь дополнительное внимание к субъекту или организации со стороны федеральных органов власти, ключевых экспертов, представителей бизнеса и даст возможность прорабатывать проблемные вопросы и разрабатывать проекты развития профессионалами.
Говоря о планах, скажу, что на сегодняшний день наблюдательный совет и оргкомитет конкурса определяют концепцию будущего конкурса (в том числе и в части увеличения количества номинаций, например для специалистов гибкого управления продуктом (agile)), а также регион для проведения его в следующем году. Предварительные наработки по этим вопросам имеются. Буквально в самое ближайшее время мы готовы будем анонсировать конкурс «Проектный руководитель — 2020».