№12 декабрь 2019 — 25 декабря 2019

Как снизить расходы на обслуживание коммерческого долга

Версия для печати 2470 Материалы по теме
Как снизить расходы  на обслуживание коммерческого долга

— Финансовый год близится к концу. Как можно охарактеризовать ситуацию, сложившуюся на рынке коммерческого кредитования субфедеральных бюджетов в 2019 году? Какие тренды этого года вы можете назвать?

— В первую очередь необходимо отметить, что в течение года отчетливо прослеживается тренд на снижение уровня задолженности регионов и муниципалитетов перед коммерческими банками в абсолютном выражении. Совокупный долг субъектов Федерации и муниципальных образований перед кредитными организациями, который на начало года превышал 890 миллиардов рублей, снизился более чем на 31 процент и на сегодняшний день составляет немногим более 600 миллиардов рублей. При этом задолженность регионов и муниципальных образований по коммерческим кредитам сокращается разными темпами. Так, за девять месяцев 2019 года объем долга субъектов РФ сократился более чем на 37 процентов, а муниципальных образований — лишь на 18 процентов.

Однако стоит отметить, что данный рынок имеет определенную сезонность: в декабре потребность бюджета в заемных средствах возрастает, поэтому говорить об окончательных цифрах пока рано. То, как исполнен бюджет, и в частности расхождения между запланированным объемом налоговых и неналоговых доходов и фактическим объемом средств, которые поступят в соответствующую казну, субъекты бюджетной сферы видят только к концу декабря. В совокупности данная информация позволяет определить дефицит бюджета по итогам года и, как следствие, объем средств, которые необходимо привлечь для его финансирования. Также не стоит забывать о том, что наибольшую долю в структуре бюджетных кредитов составляют краткосрочные кредиты Федерального казначейства. К концу года, как правило, создается необходимость замещения казначейских кредитов рыночными заимствованиями.

В свою очередь, интересную динамику по итогам первых трех кварталов 2019 года демонстрируют формирующиеся на данном рынке стоимостные условия заимствований. В частности, процентные ставки показывают явный тренд к снижению, что является следствием принятия Банком России ряда решений о снижении ключевой ставки, а также ситуации, складывающейся на рынках банковской ликвидности. При этом в абсолютном выражении ставки кредитования субфедеральных бюджетов ниже среднерыночных, к примеру они ниже ставок, действующих на рынке кредитования коммерческими банками корпоративных клиентов.

90 дней с момента заключения контракта с банком — оптимальный период выборки денежных средств

— Что-то изменилось в позиции банков по отношению к аукционам со сроком кредитования бюджетов более одного года?

— За прошедшие три квартала 2019 года банки стали менее охотно принимать участие в таких аукционах. Статистика показывает, что количество несостоявшихся или отмененных аукционов за первые девять месяцев текущего года для закупок со сроком привлечения кредитных ресурсов до одного года составляет немногим более 20 процентов. А для аукционов со сроком кредитования свыше одного года данный показатель уже превышает 24 процента. Таким образом, наблюдается устойчивый тренд смещения рынка от среднесрочных к краткосрочным заимствованиям со сроком кредитования не более года.

— Скоро вступят в силу очередные поправки в Бюджетный кодекс, одна из которых снижает предельный размер расходов на обслуживание долга. Новое максимальное значение составит десять процентов. Уже сейчас субъекты РФ и муниципальные образования адаптируют свои бюджеты к данным нововведениям. В том числе финансовые органы существенно активизировали работу с банками для снижения процентных ставок по результатам проведения новых аукционов. Ведь чем больше конкуренция, тем лучшие условия в итоге получает заемщик. В связи с этим вопрос: что субъекты бюджетной сферы могут сделать для снижения расходной части бюджетов в части обслуживания долга в разрезе привлечения коммерческих кредитов?

— В первую очередь можно рекомендовать устанавливать как можно меньший период выборки денежных средств. Ведь чем меньше по времени период выборки, тем, как правило, ниже итоговая процентная ставка. По нашему мнению, оптимальный период выборки денежных средств — 90 дней с момента заключения контракта, в большинстве случаев он оптимален и для заемщиков, и для банков.

Возобновляемые кредитные линии лучше не использовать, либо использовать их по минимуму

Также стоит обратить внимание на тип кредитного продукта. На наш взгляд, оптимальный вариант — это невозобновляемая кредитная линия или единоразовая выборка денежных средств, то есть классический кредит. Возобновляемые кредитные линии серьезно увеличивают итоговые процентные ставки, поэтому мы рекомендуем по возможности не использовать этот тип продукта вовсе либо стремиться к минимизации его использования.

При объявлении аукциона важное значение имеет начальная процентная ставка. Многие заемщики сейчас стремятся установить как можно более низкую начальную процентную ставку по новым аукционам. Однако статистика показывает, что данный подход в конечном счете приводит к более высоким процентным ставкам по результатам закупки по сравнению с аналогичными аукционами, в которых изначально была установлена более высокая процентная ставка. Так, за три квартала 2019 года конкурентные аукционы были объявлены со средней начальной ставкой 9,84 процента годовых, по результатам проведения данных аукционов итоговая средняя ставка составила 8,68 процента годовых. Другой пример — аукцион, объявленный с начальной ставкой чуть выше девяти процентов годовых, кредитные организации не сочли интересным, в итоге на него была подана только одна заявка, и, соответственно, эта процентная ставка и получила статус итоговой.

Аукционы с низкой начальный процентной ставкой зачастую имеют статус несостоявшихся, либо заемщикам приходится их отменять в связи с отсутствием потенциальных кредиторов. Так, за девять месяцев 2019 года отмененные аукционы и аукционы, на которые не было подано ни одной заявки, в среднем имели начальную процентную ставку 8,89 процента годовых. И напротив, конкурентные аукционы и аукционы с единственным участником имели среднюю начальную ставку 9,48 процента годовых.

Приведенные показатели рынка демонстрируют, что стремление заемщиков к минимизации начальной процентной ставки в конечном итоге оборачивается лишь ростом нагрузки на бюджет по обслуживанию долга.

— Андрей Геннадьевич, какое положение занимает СМП Банк на рынке коммерческого кредитования субфедеральных бюджетов?

— На сегодняшний день банк уверенно входит в число лидеров по работе с региональными и местными бюджетами. Финансирование бюджетной сферы позволяет банку оказывать помощь государству в реализации различных инфраструктурных и социально значимых проектов. Этот рынок имеет определенную специфику, дающую возможность организовать работу с использованием средств удаленного взаимодействия со всеми регионами, от Калининграда до Камчатки, вне зависимости от часового пояса и места нахождения клиента. Отдельно стоит отметить, что субъекты бюджетной сферы являются привлекательными заемщиками, обладающими высоким уровнем финансовой дисциплины и организации, что позволяет банку формировать устойчивый и высококачественный кредитный портфель.

— Но вы работаете не только с госсектором. Как банк строит работу с основными налогоплательщиками регионов?

— СМП Банк осуществляет комплексное обслуживание клиентов во всех основных бизнес-линиях. Это и МСП, и компании крупного корпоративного бизнеса. В настоящее время количество юридических лиц, находящихся на обслуживании в Группе СМП Банка, составляет более 39 тысяч предприятий, которые размещают в банке свыше 85 миллиардов рублей пассивов и формируют кредитный портфель на уровне 245 миллиардов рублей.

12-15_Костин_12_20197.jpg

Продуктовая линейка банка учитывает особенности и потребности каждого клиентского сегмента. Так, крупным корпоративным клиентам банк помимо стандартных готов предложить сложноструктурированные продукты, такие как расчетный центр корпорации, cash pooling и minimum balancing. Данные продукты позволяют крупным компаниям оптимизировать издержки при перераспределении своих денежных потоков и получать от этого дополнительный доход.

Предприятиям малого и среднего бизнеса также доступен весь набор продуктов и услуг, представленных на банковском рынке. И мы продолжаем активно развивать комплекс услуг для данного сегмента. Так, банк готов предложить нестандартный подход к привычным продуктам для МСП, а именно: бесплатное открытие расчетного счета для новых клиентов в течение восьми часов, в том числе через интернет, онлайн-размещение свободных средств, комплексное страхование и юридическую поддержку клиентов и так далее. Наша задача — обеспечить поддержку предпринимателей на каждом этапе работы. Уверенный рост нашей клиентской базы говорит о том, что мы справляемся с этой задачей.

— Приближается Новый год, что бы вы хотели пожелать нашим читателям?

— В первую очередь чтобы следующий год для всех нас стал временем достижения новых успехов. Пусть все планы и замыслы обязательно воплотятся в жизнь! Желаю всем читателям, коллегам и партнерам удачи, крепкого здоровья и счастья!

12-15_Костин_12_20192.jpg

Т. А. ГЕРАСИМОВА, вице-президент — директор Департамента государственных финансов АО «СМП Банк»

СМП Банк реализует модель классического универсального банка, в том числе при работе с публичными финансами. Помимо кредитования субъектов РФ и муниципалитетов мы также обеспечиваем дополнительную доходность бюджетной системе, привлекая с использованием депозитных продуктов и механизма РЕПО средства бюджетов различного уровня, государственных внебюджетных фондов, государственных корпораций и госкомпаний. Также мы оказываем полный спектр услуг банковского сопровождения государственных и муниципальных контрактов, причем не только простого, но и расширенного, подразумевающего, помимо прочего, контроль финансовых потоков по контракту в режиме реального времени. Сфера взаимодействия госсектора и кредитных организаций постоянно расширяется, и мы делаем все от нас зависящее, чтобы иметь возможность предложить нашим клиентам максимально полный и комфортный для них комплекс банковских продуктов и услуг.

12-15_Костин_12_20193.jpg

М. А. ХОЛОДКОВ, заместитель директора Департамента государственных финансов АО «СМП Банк»

СМП Банк постоянно расширяет список своих партнеров из разных регионов страны. В течение 2019 года на полях крупнейших российских экономических площадок мы заключили соглашения о сотрудничестве с рядом региональных администраций, а также с Корпорацией развития Дальнего Востока. Соглашения определяют основные принципы взаимодействия сторон в рамках улучшения экономической конъюнктуры и повышения доступности банковских услуг для населения и бизнеса.

12-15_Костин_12_20194.jpg

Р. А. ГЛУШКИН, начальник Управления аналитического сопровождения бизнеса Департамента государственных финансов АО «СМП Банк»

На сегодняшний день СМП Банк является участником ряда госпрограмм субсидирования кредитования, реализуемых как на федеральном уровне под эгидой различных министерств и ведомств (в частности, Минсельхоза России, Минэкономразвития России и Минпромторга России), так и на уровне субъектов Федерации с участием региональных органов власти. Данные программы позволяют предоставлять нашим клиентам финансирование по ставкам значительно ниже рыночных, тем самым повышая темпы развития различных отраслей экономики и конкурентность соответствующих рынков.

12-15_Костин_12_20195.jpg

Д. В. КИРИЛЛОВ, начальник Управления развития бизнеса Департамента государственных финансов АО «СМП Банк»

В феврале 2019 года СМП Банк был включен Правительством России в перечень банков, уполномоченных открывать специальные счета для учета обеспечения заявок в рамках федеральной контрактной системы. Таким образом, на сегодняшний день наши клиенты могут воспользоваться любым механизмом внесения обеспечения заявок для участия в госзакупках — как через спецсчет, так и посредством предоставления банковской гарантии. Это позволяет им максимально эффективно управлять собственными финансовыми потоками.

12-15_Костин_12_20196.jpg

М. А. КИСЕЛЁВА, начальник Управления государственных и специальных программ Департамента государственных финансов АО «СМП Банк»

В рамках решения одного из наиболее острых вопросов бюджетной системы — контроля за расходованием бюджетных средств — СМП Банк предлагает государственным и муниципальным заказчикам полный спектр услуг банковского сопровождения контрактов с использованием всех предусмотренных законодателем механизмов. Кроме того, мы входим в созданные по данному направлению на федеральном уровне рабочие группы, деятельность которых направлена в том числе на совершенствование соответствующего законодательства.

12-15_Костин_12_201967.jpg

В. А. АБРУКИН, начальник Управления по работе с бюджетной системой Департамента государственных финансов АО «СМП Банк»

Обширный практический опыт профессионального участника финансовых рынков позволяет СМП Банку работать со всеми инструментами, реализуемыми субъектами бюджетной системы в целях увеличения доходной базы бюджетов. Это и стандартный банковский депозит, и более специфичные продукты, включая сделки РЕПО под залог облигаций федерального и субфедерального займов, сделки с привлечением центрального контрагента, механизмы плавающей процентной ставки и производные финансовые инструменты.

12-15_Костин_12_201968.jpg

В. Е. ЗОТОВ, руководитель направления по работе с бюджетной сферой Департамента государственных финансов АО «СМП Банк»

СМП Банк является профессиональным участником рынка кредитования субфедеральных бюджетов, география наших клиентов — вся Россия, поэтому нам хорошо знакома ситуация в регионах. Индивидуальный подход к каждому клиенту, основанный на многолетнем успешном опыте работы с субъектами бюджетной сферы, дает нашим клиентам возможность эффективно выстраивать долговую политику и оптимизировать расходную часть бюджета в рамках действующего кредитного портфеля.


Поделиться