Версия для печати 2843 Материалы по теме
Основные направления  как вектор развития российской экономики

— Миляуша Рашитовна, на ваш взгляд, новые Основные направления отвечают тем вызовам, которые стоят перед российской экономикой? У вас нет ощущения, что этот документ носит более тактический характер, нежели стратегический?

— Смысл Основных направлений в том, чтобы задавать вектор развития налоговой, бюджетной, тарифной политики на предстоящий трехлетний период. По своему статусу данный документ не является обязательным к исполнению. Однако я не стала бы принижать его значимость при выработке налоговой и бюджетной стратегий, особенно с учетом того, что он служит отличным поводом для возникновения дискуссии в научном и экспертном сообществе, в органах государственной и муниципальной власти, в деловых кругах. В качестве положительной черты Основных направлений я бы отметила и их способность объединять разные взгляды, мнения. Также через данный документ государство транслирует бизнесу, к чему ему готовиться в ближайшие три года.

Российская экономика должна адаптироваться к современным вызовам (таким, как цифровизация экономики, санкционные явления, замедление темпов экономического роста и т. д.). Безусловно, налоговая система тоже подвергается изменениям, с тем чтобы соответствовать требованиям глобального налогового регулирования, обеспечения условий для импортозамещения и создания благоприятного делового климата в целях увеличения ВВП. И в подтверждение данного тезиса можно привести следующую цитату из Основных направлений: «Бюджетная и налоговая политика в предстоящие шесть лет будет направлена на расшивку имеющихся узких мест, ограничивающих полноценное экономическое развитие».

Однако главное требование к налоговой системе в кризисные периоды — оставаться стабильной, предсказуемой и обеспечивать устойчивое формирование доходов бюджетов. Поэтому ожидания бизнес-сообщества лежат не в плоскости реформирования налоговой системы и даже не снижения налоговой нагрузки на экономику, а обеспечения стабильных и ясных налоговых правил государственного регулирования. Именно поэтому, предполагаю, разработчики Основных направлений концентрируют свое внимание на тактических мерах.

На протяжении многих лет я внимательно изучаю этот документ и у меня сложилось впечатление, что при его разработке и дальнейшем обсуждении ставится задача подстройки правил налогового регулирования под актуальные требования времени. Не случайно Основные направления прилагаются к пакету документов, вносимых на обсуждение вместе с проектом федерального бюджета.

Традиционно в Основные направления включен аналитический блок о внутренних налоговых условиях: доходах бюджета расширенного правительства, налоговой нагрузке в России, странах ОЭСР. Приятно, что каждый год разработчики Основных направлений расширяют горизонт анализа, включая данные о нагрузке по неналоговым обязательным платежам и нагрузке в странах — членах ЕАЭС. В последние пять лет принято также обращать ретроспективный взгляд на основные итоги и последствия принятых решений.

В то же время могу заметить, что не все заявленные задачи находят свою практическую реализацию. К примеру, в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов было предусмотрено внесение изменений в законодательство о налогах и сборах в части налогового стимулирования развития человеческого капитала. В качестве положительного момента можно отметить, что с 2017 года в состав субъектов образовательной деятельности, за оплату услуг которых налогоплательщик может получить социальные вычеты, были включены индивидуальные предприниматели и иностранные организации. Что касается социальных налоговых вычетов на лечение, то изменения законодательства были направлены в основном на улучшения формулировок норм, но не на предоставление дополнительных налоговых льгот. Одним словом, существенных изменений в области налогообложения доходов физических лиц, которые были бы нацелены на обучение и лечение (как фактор развития человеческого капитала), с 2012 года по настоящее время, несмотря на намерения, заявленные в Основных направлениях, не произошло.

— Как вы считаете, все проблемы, требующие неотлагательного рассмотрения и решения, нашли отражение в документе?

— Важным достоинством Основных направлений является объединение в одном документе направлений налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики, что позволяет координировать действия при выработке мер, направленных на достижение национальных целей развития. Положительным моментом можно считать обращение к национальным проектам и государственным программам, которые позиционируются как инструменты достижения целей развития нашей экономики, обеспечения темпов ее роста, повышения конкурентоспособности российских товаров и предприятий, обеспечения роста численности населения и ожидаемой продолжительности жизни и т. д. Вместе с тем интеграция всех направлений в один документ имеет и обратную сторону: на мой взгляд, налоговый инструментарий достижения национальных целей получился размытым. К примеру, хотелось бы понять, за счет каких мер планируется «повышение собираемости зарплатных налогов (НДФЛ, страховые взносы)», а также «повышение эффективности мер налогового стимулирования» ускорения технологического развития.

— Как вы охарактеризуете меры налоговой политики по налогу на прибыль, НДФЛ, имущественным налогам? Насколько они своевременны?

— Наибольшие изменения предлагаются по налогу на прибыль организаций. К примеру, предусмотрена налоговая льгота, стимулирующая инновационную деятельность за счет средств региональных бюджетов. В 2019 году Департамент налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета в рамках госзадания выполнил научно-исследовательскую работу по заказу аппарата Правительства РФ. Мы проанализировали состояние налогового стимулирования развития промышленности в России в условиях санкционных ограничений. Анализ показал, что большинство налоговых льгот не востребованы. Об этом говорят данные статистической налоговой отчетности и показатели развития отраслей промышленности. По нашим оценкам, показатель инновационной активности организаций в сфере добычи полезных ископаемых за последние пять лет снизился до 6,1 процента, а в обрабатывающей промышленности только 15,1 процента предприятий применяют инновации в своей деятельности. Самые низкие показатели у предприятий, занятых производством и распределением электроэнергии, газа и воды: величина внутренних затрат на научные исследования и разработки у них составила всего 24 миллиона рублей, что в несколько сотен раз меньше значений в других отраслях. В целом можно заключить, что налоговые льготы направлены в основном на снижение налоговой нагрузки для отдельных категорий налогоплательщиков, без четко выраженной цели импортозамещения. Аналогичная ситуация и в аграрном секторе: налоговая система содержит элементы косвенного субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, однако не стимулирует возвращение рынка национальным субъектам агропромышленного комплекса.

Касательно НДФЛ можно отметить изменение налоговых правил установления резидентства, продиктованное необходимостью выживания в условиях международной налоговой конкуренции. Однако других новаций не предусмотрено, и это дает основание полагать, что тем самым органы государственной власти транслируют нежелание возвращаться к дискуссии о введении прогрессивной шкалы налоговых ставок для восстановления налоговой справедливости.

Поимущественное налогообложение также не планируется кардинально реформировать, однако предусмотренное в Основных направлениях расширение объектов налогообложения по налогу на имущество организаций означает увеличение налоговой нагрузки. Кстати, Минфин России подготовил поправки в Закон от 29 сентября 2019 года № 325‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми по кадастровой стоимости будет облагаться не все недвижимое имущество организаций (как предполагалось это сделать с 2020 года). Данные новации призваны не допустить повышения налогообложения фабрик и заводов.

— Минфин России планирует отдать неналоговые платежи под контроль налоговиков (плату за негативное воздействие на окружающую среду, утилизационный, туристический и экологический сборы и т. д.). На ваш взгляд, с чем связана данная новация и какие задачи она призвана решить?

— У нас принято поручать дела в первую очередь тем, кто с ними отлично справляется. Возврат администрирования страховых взносов с 2017 года в компетенцию налоговых органов — яркое тому свидетельство. Думаю, что расширение сферы администрирования Федеральной налоговой службы за счет неналоговых платежей призвано решить две важные задачи: упорядочить неналоговые платежи и повысить их собираемость.

Отрадно, что на протяжении последних 3–4 лет проводится последовательная политика, согласно которой все обязательные платежи, поступающие в бюджетную систему (и налоговые, и неналоговые), рассматриваются государством как фискальная нагрузка на экономику. В 2014 году мы в составе рабочей группы Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам задались целью инвентаризировать некодифицированные платежи, имеющие признаки налогов и сборов. Результатом этой работы стало серьезное обсуждение перечня неналоговых платежей предпринимателей на площадке Торгово-промышленной палаты России. Таким образом, сделан еще один серьезный шаг на пути к упорядочиванию парафискальных платежей. Осталось сделать завершающий шаг: принять соответствующий закон, так называемый неналоговый кодекс, регулирующий обязательные платежи.

Поделиться