Стандарты — в работе
Проекты трех федеральных стандартов ВГ(М)ФК, а именно «Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля», «Права и обязанности при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» и «Планирование контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» уже готовы к направлению в аппарат Правительства РФ. Об этом сказал заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России С. С. Бычков. Работа над этими документами велась с конца 2017 года, участники рабочей группы уже неоднократно их обсуждали — осталось навести последний лоск.
На
Кроме того, у Министерства финансов РФ как у главного методолога внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и внутреннего финансового контроля и аудита есть еще несколько задач, которые нужно выполнить до боя новогодних курантов. В частности, в целях реализации пункта 4 статьи 157 БК РФ необходимо подготовить порядок анализа Федеральным казначейством исполнения главными администраторами бюджетных средств полномочий по ВФА. Как сказал Бычков, в отношении регионов и муниципалитетов сплошной метод анализа применяться не будет, в поле зрения казначеев будут ежегодно попадать порядка
Также совместно с профессиональным сообществом Минфин намерен рассмотреть еще один даже более актуальный для региональных контролеров нормативный акт — порядок проведения Федеральным казначейством анализа исполнения бюджетных полномочий органов ВГ(М)ФК регионов и муниципалитетов. Вновь разрабатываемый порядок, по мнению Минфина России, должен исключить жесткий стиль запроса документов. В частности, казначейство не должно будет требовать у органов ВГ(М)ФК сведений, которые уже содержатся в доступных информационных системах. Кроме того, предполагается, что в рамках анализа будет отменено рейтингование контрольных органов, показавшее себя неэффективным.
Заканчивается работа Минфина России над изменениями в постановление Правительства РФ № 91, которым утверждены правила принятия решений о применении бюджетных мер принуждения, изменении и отмене этих решений. Далее необходимо утвердить порядок исполнения Федеральным казначейством решений о применении бюджетных мер принуждения. Приказ, утверждающий этот порядок, федерального уровня, поэтому регионам нужно будет на его основе разработать свои порядки.
Будут новые поправки
Рассказав о сути поправок в Бюджетный кодекс в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, внесенных Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 199‑ФЗ, Бычков отметил, что не все новации, изначально заложенные в законопроект, реализовались. В частности, требующим скорейшего решения является вопрос направления органами ВГ(М)ФК представлений и предписаний. Согласно действующей редакции БК РФ к полномочиям органов ВГФК отнесены контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 8 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ. Вместе с тем органы ВГФК могут направлять представления и предписания только государственным органам, органам местного самоуправления и казенным учреждениям, выступающим в качестве заказчиков в соответствии с 44‑ФЗ. Таким образом, у органов ВГФК отсутствует полномочие по направлению представлений и предписаний в адрес отдельных объектов контроля (другие заказчики, определенные Законом № 44‑ФЗ, в том числе бюджетные и автономные учреждения, а также объекты контроля, получающие средства из бюджета в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из бюджета). То есть в настоящее время перечень объектов ГФК шире, чем перечень объектов контроля, которым могут быть направлены представления и предписания. Это ограничивает возможность контрольных органов надлежаще реагировать на выявленные нарушения законодательства РФ.
Еще один вопрос касается самого понятия «бюджетное нарушение». Согласно действующей редакции БК РФ предписания, представления могут быть направлены органом ВГФК в случае выявления бюджетных нарушений в адрес высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (местной администрации), финансового органа, главного администратора (администратора) бюджетных средств, государственного (муниципального) заказчика. При этом перечень нарушений, включенных в понятие «бюджетное нарушение» не соотносится с самим установленным понятием «бюджетное нарушение». Коллизия в том, что бюджетные нарушения могут быть допущены не только высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком, но и органом управления государственным внебюджетным фондом. Кроме того, отдельные виды бюджетных нарушений, предусмотренные действующей редакцией, не могут быть допущены участниками бюджетного процесса. По словам Бычкова, Минфин России уже разработал законопроект, предусматривающий изменения в БК РФ в целях разрешения поставленных вопросов. До принятия данного законопроекта должностным лицам органов ВГФК рекомендуется руководствоваться системным письмом Минфина России от 11 октября 2019 года № 02-09-06/78302.
Исправленному верить
Начальник отдела методологии государственного (муниципального) финансового контроля Департамента бюджетной методологии и отчетности в государственном секторе Минфина России Е. А. Леонтьева рассказала о проблемах, которые остались нерешенными после принятия Федерального закона от 29 мая 2019 года № 113‑ФЗ, который внес изменения в КоАП РФ.
Эти вопросы связаны с регламентированными обновленным КоАП РФ штрафами, которые налагаются за нарушения требований ведения бухгалтерского учета, составления и формирования бухгалтерской отчетности. Что, например, понимается под искажением показателей бухгалтерской отчетности, которое повлекло нарушение того или иного требования учета. Отчетность большая, показателей много, много форм, и одно искажение может повлечь искажение нескольких показателей, кроме того, показателей нескольких форм отчетности. Какой отчетности касается закон: годовой или квартальной? Что считать устранением нарушения?
«В принципе основная задача связана с тем, чтобы обозначить, об искажении какого показателя идет речь. Здесь мы пришли к решению, что нужно определить состав информации, или перечень информации, искажение которой будет являться ключевым», — сказала Леонтьева. В ближайшее время Минфин России постарается внести соответствующие изменения в свой приказ № 256н, который утверждает концептуальные основы бухучета, для того чтобы разрешить эту глобальную проблему и четко определить, за искажение какого именно показателя подразумевается административная ответственность. Если это будет прописано, сам собой отпадет вопрос о том, какую в данном случае рассматривать отчетность — квартальную или годовую. Что касается устранения нарушения, то, как сказала Леонтьева, тут тоже стоит подумать над каким-то определяющим это документом. Хотя по большому счету проблема надуманная, и исправленная вовремя бухгалтерская запись является подтверждением исправления ошибки.