№12 декабрь 2019 — 15 декабря 2019

В планах ФНС — контроль, незаметный для плательщика

Версия для печати 1646 Материалы по теме
В планах ФНС — контроль, незаметный для плательщика

Оценка первого вице-премьера

Открывая коллегию, первый заместитель Председателя Правительства РФ — министр финансов России А. Г. Силуанов, оценивая работу налоговых органов, отметил, что сегодня ФНС обеспечивает три четверти доходов страны, при этом рост поступлений налогов превышает динамику развития экономики. «Сегодня Налоговая служба является крупнейшим агрегатором большого пула информации, используемой для аналитики в статистике министерствами экономики, финансов, другими ведомствами, которым нужны точные оперативные данные. Чем больше охват информации, тем более правильные управленческие решения мы сможем принимать», — отметил первый вице-премьер.

Говоря о предстоящих задачах, Силуанов отметил, что одна из них — это полный отказ в перспективе от отчетности малых и средних компаний. «Мы сейчас вводим систему налога на профессиональный доход, в которой бумажная отчетность не используется вовсе, все происходит в автоматическом режиме. Эта новация нравится налогоплательщикам и устраивает нас — мы видим все необходимые транзакции и можем без налогоплательщика определить налогооблагаемую базу», — сообщил министр финансов.

В следующем году субъекты РФ получат право ввести налог на профессиональный доход. Но случится это только во второй половине 2020 года. Первое же полугодие отводится, по словам Силуанова, на создание системы, которая сможет определять случаи ухода от уплаты налогов, в частности признаки подмены трудовых отношений гражданско-правовыми.

Будет продолжена работа над дальнейшим развитием АСК НДС — автоматизированной системы контроля за возмещением НДС из бюджета. Современные технологии, как отметил Силуанов, дают увеличение платежей без роста налоговой нагрузки на население и бизнес.

Среди показавших хороший результат проектов Силуанов отметил налоговый мониторинг. Сегодня им охвачено 44 крупные компании, в том числе 16 с госучастием. Эта форма налогового контроля позволяет снизить трансакционные издержки компаний и проверять только те операции, которые содержат элементы риска. «Эта система хорошо работает, и постепенно надо расширять горизонты ее использования на большее число компаний», — поставил задачу первый зампред правительства.

Цифровая экосистема

ФНС России завершила внедрение АИС «Налог-3». Об этом сообщил руководитель службы М. В. Мишустин, подчеркнув, что амбициозная задача централизовать разрозненные налоговые данные в единую систему и создать технологическую базу администрирования на годы вперед выполнена. «Мы создали цифровую экосистему, которая позволяет применять новые подходы в налоговом администрировании, развивать аналитику, расширять возможности экстерриториальных принципов взаимодействия с налогоплательщиками и оказания услуг. Другими словами — адаптировать систему налогового администрирования к трансформации экономики и бизнеса в новой реальности убер-экономики», — отметил он.

Анализ поступлений налогов за последние пять лет показывает, что при росте экономики на 3,2% налоговые поступления (без учета инфляции) выросли в 1,4 раза. При этом удельный вес налоговых доходов в ВВП увеличился более чем на 4%, в том числе ненефтегазовых доходов — на 3%.

За десять месяцев 2019 года в консолидированный бюджет РФ поступило 18,9 триллиона рублей — это на 7,9%, или на 1,4 триллиона рублей, больше, чем за аналогичный период 2018 года. В федеральный бюджет поступило 10,5 триллиона рублей с ростом на 7,1%, или на 0,7 триллиона рублей. По словам главы службы, рост поступлений продолжается, несмотря на снижение цены на нефть на 8,6%, замедление роста поступлений НДПИ и введение возвратного акциза для балансирования цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.

Мишустин отметил, что основной вклад в рост поступлений вносят ненефтегазовые доходы. Их поступления в консолидированный бюджет РФ по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 12,4%, в федеральный бюджет — на 18%:

  • НДС — 3,5 триллиона рублей (увеличение на 0,5 триллиона, или 16,7%);
  • налог на прибыль организаций — 4 триллиона рублей (рост на 0,5 триллиона, или 13,5%);
  • НДФЛ — 3,1 триллиона рублей (рост на 241 миллиард, или 8,4%).

В государственные внебюджетные фонды поступило 5,6 триллиона рублей, что на 9,7%, или на 495 миллиардов рублей, больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Это выше динамики заработной платы на 2,5%. В Пенсионный фонд поступило 4 триллиона рублей с ростом на 9%, или на 0,4 триллиона рублей.

Бесконтактный контроль

Цифровизация налогового администрирования повлияла и на контрольную работу. В январе — сентябре 2019 года количество выездных проверок сократилось на 34,4% (с 10,9 тысячи до 7,1 тысячи). При этом, как подчеркнул глава службы, проверяются только два налогоплательщика из тысячи, а в малом бизнесе (это 60% налогоплательщиков) — один из пяти тысяч.

Серьезную ставку налоговая служба делает на добровольное уточнение налогоплательщиками своих налоговых обязательств — без проведения налоговых проверок в бюджет дополнительно поступило 90 миллиардов рублей. Снижается и количество жалоб на результаты выездных проверок, что иллюстрирует обоснованность контрольных мероприятий. Число жалоб по сравнению с прошлым годом уменьшилось почти вдвое, а количество судебных споров с бизнесом сократилось более чем на 20%.

Впервые за 15 лет достигнут минимальный показатель задолженности — показатель DTI за девять месяцев составил 6,4%. Совокупная задолженность снизилась на 24 миллиарда рублей, или на 1,3%.

По словам Мишустина, при процедурах банкротства растет роль согласительных процедур. В бюджет добровольно перечислено 23,8 миллиарда рублей, что превышает поступления девяти месяцев 2018 года на 5,1%. В рамках мировых соглашений поступления выросли в 1,7 раза и составили 7 миллиардов рублей.

В дальнейших планах ФНС развитие бесконтактных технологий контроля, незаметных для плательщика. «Новые технические возможности службы позволяют успешно создавать такие инструменты для работы со всеми категориями бизнеса», — заявил Мишустин. В качестве примера такого незаметного администрирования он привел налоговый мониторинг. Налогоплательщики открывают свои информационные системы, что позволяет налоговому органу контролировать миллионы операций в режиме реального времени без истребования документов. Взамен налоговые органы предоставляют компаниям мотивированные мнения по отдельным операциям.

Внедрение налогового мониторинга во многом стало возможным благодаря реформе всей системы администрирования крупнейших налогоплательщиков. С 1 февраля 2019 года компании сгруппированы в инспекциях с учетом их специализации и потенциальных налоговых рисков, характерных для определенных отраслей экономики. В налоговых органах зарегистрированы 2,86 тысячи крупнейших налогоплательщиков, которые обеспечивают почти половину всех доходов консолидированного бюджета РФ, это 8 триллионов рублей.

В июле текущего года завершился третий этап реформы ККТ. Более 1,5 миллиона налогоплательщиков зарегистрировали 3,2 миллиона кассовых аппаратов. Ежемесячно в режиме реального времени ФНС контролирует 3,3 триллиона рублей выручки. Глава службы отметил, что реформа ККТ позволила существенно снизить административную нагрузку на бизнес: ликвидирована кассовая отчетность, количество налоговых проверок относительно 2016 года сократилось в четыре раза. Также он сообщил, что ФНС России выступила с инициативой отменить с 2020 года отчетность для налогоплательщиков на УСН с объектом «доходы» и применяющих онлайн-кассы.

Также глава ФНС сообщил, что с начала текущего года в качестве самозанятых зарегистрировались 284 тысячи человек, общая сумма дохода составила 32,6 миллиарда рублей. «Главная цель проекта — дать возможность гражданам легализовать свои отношения с государством, получить доступ к программам кредитования и господдержки», — отметил Мишустин.

Поделиться