25 апреля 2024 года
Регистрация
№12 декабрь 2019 — 15 декабря 2019

«ЭРА-ГЛОНАСС» — новые возможности для цифровой трансформации транспортной отрасли

Версия для печати 1909 Материалы по теме
«ЭРА-ГЛОНАСС» — новые возможности для цифровой трансформации транспортной отрасли

«ЭРА-ГЛОНАСС» — основа навигационного рынка на транспорте

Использование технологий и инфраструктуры системы «ЭРА-ГЛОНАСС» становится одним из главных драйверов развития российского навигационного рынка на транспорте, основой и катализатором внедрения в России навигационно-информационных систем, сервисов и оборудования, функционирующих с использованием технологий спутниковой навигации. Убедиться в этом можно было, приняв участие в работе IX Международного конгресса «ЭРА-ГЛОНАСС»: технологии для человека, бизнеса, государства. Мероприятие, которое является одной из наиболее авторитетных дискуссионных площадок по вопросам цифровизации транспортной отрасли, прошло 19 ноября в рамках «Транспортной недели 2019». Участие в мероприятии приняли свыше 700 представителей бизнес-структур и государственных организаций, научного сообщества и экспертов в области транспорта и телематики. В ходе конгресса его организатор АО «ГЛОНАСС» официально объявило о подписании соглашений о сотрудничестве с пятью новыми государственными и коммерческими партнерами.

86-89_Метод_ГлонассКонгресс_12_20191.jpg

Тему уникальности и востребованности системы «ЭРА-ГЛОНАСС» обсуждали на пленарном заседании. Специальный представитель Президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта С. Б. Иванов, обратившись к собравшимся, напомнил, что работу по созданию и внедрению системы ГЛОНАСС начинали еще 10–15 лет назад. И сегодня, преодолев все трудности, она работает не только в сфере обороны, но и в транспортной отрасли. «Проект „ЭРА-ГЛОНАСС“ выполняет две грандиозные функции: первая — социальная — защита жизней, обеспечение безопасности дорожного движения, а вторая — информатизация всей транспортной системы. За десять месяцев этого года в систему поступило 26 тысяч вызовов, 17 тысяч из них в автоматическом режиме. Как правило, люди в этих случаях были не в состоянии сами вызвать помощь. Сегодня аппаратурой системы оборудовано 4,6 миллиона автомобилей. И это число с каждом годом растет», — подчеркнул Сергей Иванов.

86-89_Метод_ГлонассКонгресс_12_20193.jpg

Министр транспорта Е. И. Дитрих заявил: «„ЭРА-ГЛОНАСС“ — это наша гордость. Это отечественная технология, которая по ряду позиций превосходит зарубежные». Он также отметил, что, являясь государственной автоматизированной информационной системой, «ЭРА-ГЛОНАСС» способствует развитию дополнительных сервисов, которые связаны с осуществлением контроля за транспортными потоками и с обеспечением работы интеллектуальных транспортных систем.

Член коллегии военно-промышленной комиссии Российской Федерации В. И. Шпорт обратил внимание присутствующих на то, что «ЭРА-ГЛОНАСС» — это одна из самых высокотехнологичных систем подобного рода и является базой для решения многих задач в области реализации нацпроектов, направленных на цифровизацию российской экономики. «Правительство Российской Федерации придает колоссальное значение развитию этой системы во всех областях экономики и социального развития страны», — отметил он.

86-89_Метод_ГлонассКонгресс_12_20192.jpg

Своей точкой зрения поделились и первые лица АО «ГЛОНАСС». Генеральный директор компании И. А. Милашевский в своем выступлении подчеркнул: «Перспективы развития системы „ЭРА-ГЛОНАСС“ и сервисов на базе ее инфраструктуры безграничны. Использование этого потенциала для расширения спектра реализуемых с помощью системы „ЭРА-ГЛОНАСС“ задач позволит внедрять навигационные технологии для целей социально-экономического развития России, и сейчас складываются все условия для этого».

Заместитель генерального директора АО «ГЛОНАСС» И. В. Аксельрод констатировал, что система «ЭРА-ГЛОНАСС» давно представляет собой нечто большее, чем планировалось первоначально. Он рассказал, что в ее состав, кроме изначально присутствовавших компонентов системы экстренного реагирования и защищенной сети связи по модели Full- и Multi-MVNO, вошли новые функциональные модули. Это система мониторинга любых подвижных объектов — будь то транспортные средства, грузы, люди; система высокоточного определения местоположения, а также система обеспечения некорректируемости информации — фактически сертифицированная доверенная среда, обеспечивающая возможность применения ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» для финансовых сервисов. «„ЭРА-ГЛОНАСС“ — это мощный инструмент государственного управления транспортной областью и основа для построения интеллектуальных транспортных систем», — подытожил он.

На заседании был затронут и региональный аспект внедрения навигационных систем. Губернатор Ульяновской области С. И. Морозов отметил, что в регионе ведется поэтапное создание мониторингового центра организации дорожного движения с использованием аппаратуры ГЛОНАСС, установленной на транспортные средства. Мониторинговый центр организован также с применением региональной навигационно-информационной системы. В области поэтапно идет увеличение комплексов системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. «В рамках национального проекта „Безопасные и качественные автомобильные дороги“ до 2024 года мы должны установить пять метеостанций на региональных трассах. Приборы помогут оперативно отслеживать изменения погоды и направлять на проблемные участки технику, а также предупреждать о них водителей автотранспорта. Эта работа уже началась: первая метеостанция до конца года появится в городе Инзе», — сказал глава региона.

Применение навигационных технологий в регионах

Представители Ульяновской области говорили о развитии ИТС в регионе и на круглом столе — еще одном мероприятии конгресса, которое было посвящено использованию навигационных технологий для решения региональных задач. В частности, министр промышленности и транспорта Ульяновской области Д. А. Вавилин акцентировал внимание собравшихся на автоматизированной системе управления дорожным движением. По его словам, уже принято решение в 2020 году информацию со всех 128 перекрестков города Ульяновска ввести в единую информационную систему. При этом спикер озвучил проблему нестыковки данных. По его мнению, необходимо решить вопрос интеграции региональной системы с федеральной системой ГИБДД и системами страховых компаний.

Другие представители субъектов РФ также рассказывали об опыте построения и функционирования региональных навигационно-информационных систем и систем безопасности дорожного движения в своих субъектах.

О новых информационно-транспортных системах, внедряемых в Татарстане, говорил заместитель директора ГБУ «Безопасность дорожного движения» Республики Татарстан И. Р. Фарахов. «В прошлом году мы запустили новый проект, и сегодня у нас функционирует десять комплексов „Робот“. Это транспортное средство с установленным на него оборудованием, которое позволяет фиксировать нарушение скорости движения автомобиля. Устройство может работать как в движении, так и в статичном состоянии. Комплекс достаточно эффективен, так как позволяет мониторить и фиксировать нарушения правил дорожного движения в тех местах, где сложно поставить стационарный комплекс». Также он рассказал, что в конце прошлого года была введена система локального контроля. Благодаря ее внедрению теперь на всех федеральных трассах, проходящих через Татарстан, осуществляется мониторинг средней скорости. Это позволяет контролировать скорость движения на тех участках дороги, где автовладельцы часто нарушают правила. За девять месяцев этого года система зафиксировала более 1,7 миллиона нарушений.

Председатель Департамента транспорта города Липецка Е. А. Чекрыжов в своем выступлении сделал акцент на пассажирских перевозках. Он отметил, что сегодня все пассажирские транспортные средства в регионе подключены к системе «ЭРА-ГЛОНАСС» и к единому центру диспетчеризации перевозок. Осуществляется навигационный мониторинг транспорта. За проезд можно расплатиться с помощью банковских карт и мобильных устройств, поддерживающих технологию NFC. «Эти меры позволяют сделать рынок пассажирских перевозок более прозрачным, грамотно выстраивать логистику маршрутов», — констатировал он. Помимо этого, в Липецке действует многоуровневый аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», в новых микрорайонах внедряются энергоэффективные технологии, на светофорах 23 перекрестков установлены газоанализаторы, контролирующие выбросы в режиме онлайн.

Министр цифровых технологий и связи Калининградской области А. В. Игнатенко в своем докладе затронул тему безопасности движения на дорогах области. Он высказал мнение, что методы, применяемые для анализа условий, способствующих ДТП, давно устарели. Поэтому совместно с ООО «ГЛОНАСС БДД» в регионе было решено провести эксперимент: определить транспортно-эксплуатационные качества дорог, используя цифровой двойник дороги, и сделать анализ влияния комплексов фотовидеофиксации (ФВФ) на снижение числа ДТП. «С помощью методики, разработанной Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом и Российским дорожным научно-исследовательским институтом, была проведена оцифровка дорог с выявлением основных элементов ФВФ и оценкой их эффективности. В результате дорожники получили конкретные рекомендации для принятия мер по повышению безопасности дорожного движения», — сказал министр.

В ходе дебатов практически все участники круглого стола согласились с тем, что назрела необходимость создания на федеральном уровне единой точки сбора навигационных данных, которая была бы тесно интегрирована с действующими региональными системами. Модератор круглого стола, директор по развитию региональных программ АО «ГЛОНАСС» Д. В. Рубцов отметил, что в качестве основы для построения эффективных региональных навигационно-информационных систем может быть рекомендована ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», поскольку она представляет собой готовую базовую инфраструктуру для множества сервисов интеллектуальных транспортных систем.

86-89_Метод_ГлонассКонгресс_12_20194.jpg

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно