Версия для печати 2101 Материалы по теме
Эффективные инструменты планирования и прогнозирования. Опыт Якутии

Майя Андреевна ДАНИЛОВА, министр экономики Республики Саха (Якутия)

84-85_МетодДанилова_12_20191.jpg

С принятием Закона от 28 июня 2014 года № 172‑ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» было реабилитировано само понятие стратегического планирования. Унифицированы организационно-правовые подходы к процессу разработки документов стратегического планирования. Тогда одним из важнейших нововведений стало определение конкретного перечня стратегических документов, разрабатываемых на каждом уровне государственного управления. В настоящее время мы имеем достаточно сложную комплексную систему, но чтобы она стала полноценной, необходимо принятие стратегии развития страны.

Указ Президента РФ № 204, по сути, определил среднесрочные приоритеты социально-экономического развития страны и, безусловно, повлиял на реализацию документов стратегического планирования всех уровней. В течение прошлого года были разработаны и утверждены национальные и федеральные проекты, направленные на достижение приоритетных целей развития страны до 2024 года. Каждый из проектов предполагает реализацию соответствующих региональных составляющих с уникальным набором исполнителей, результатов, показателей и мероприятий.

Республика Саха (Якутия) участвует в десяти национальных проектах. А с 2020 года к ним добавится еще один — «Производительность труда и поддержка занятости». Соглашения о реализации национальных проектов заключены по 46 региональным проектам. Ими определены целевые значения по 167 показателям. Кроме того, до 2024 года запланировано 7043 мероприятия, которые направлены на достижение результатов и показателей национальных проектов.

Вместе с тем сегодня у национальных проектов отсутствует четко определенное место в системе документов стратегического планирования. Многоуровневость поставленных до 2024 года задач создает сложности, связанные с достижением значений показателей и громоздкостью систем мониторинга реализации национальных, федеральных и региональных проектов, которые сегодня существуют вне общей системы стратегического планирования. Главная задача стратегов в реализации национальных проектов и достижении целей устойчивого развития заключается в том, чтобы сделать правильную ставку на определенные меры и превентивно рассчитать влияние этих мер на сложную взаимосвязанную систему целей и показателей. На самом деле чем глобальнее стоит цель, например снижение бедности в два раза, тем сложнее государственному служащему, исполнителю конкретного мероприятия оценить свое влияние на ее достижение. В государственных программах Республики Саха (Якутия) 849 показателей, из них 99% имеют конкретный измеримый характер — количество койко-мест, количество парт, количество выставок-ярмарок сельского хозяйства и т. д. Однако не всегда очевидна взаимосвязь глобальной цели и конкретного показателя, зачастую эта связь оценивается экспертно, без конкретных методик расчета. Неудивительно, что в результате показатели государственных программ всегда исполняются на 100%, а цели при этом не достигаются.

Ситуационный центр главы Республики Саха (Якутия)

В 2015 году в Республике Саха (Якутия) внедрена в промышленную эксплуатацию информационно-аналитическая система «Ситуационный центр главы Республики Саха (Якутия)» (ИАС СЦГ). ИАС СЦГ призвана быть инструментом, обеспечивающим автоматизированное получение от исполнительных органов государственной власти, государственных учреждений региона разнородной информации об обстановке в республике, ее обработку, хранение, анализ и представление руководству республики для принятия управленческих решений. Основная роль системы — повышение эффективности государственного управления в Якутии. ИАС СЦГ построена в виде веб-портала sc.sakha.gov.ru, состоящего из тематических разделов, которые включают аналитические веб-страницы.

Цифровой мониторинг

В век цифровых технологий у нас есть возможность кардинально повысить эффективность планирования и прогнозирования. Одним из инструментов, который внедряется в Республике Саха (Якутия) при трансформации государственного управления, является создаваемая командой правительства региона информационно-аналитическая система мониторинга реализации нацпроектов и достижения стратегических целей (далее — Система). Система создается на базе Ситуационного центра главы республики (см. информацию «Ситуационный центр главы Республики Саха (Якутия))».

В 2019 году система мониторинга реализации нацпроектов и достижения стратегических целей Якутии синхронизирована с базами данных Росстата и Единой системой государственных закупок. В краткосрочной перспективе планируется ее интеграция с электронным бюджетом и ГАС «Управление»

В основе Системы лежат принципы открытости, персональной ответственности и межотраслевого взаимодействия. Она позволяет проводить оперативный мониторинг реализации мероприятий региональных проектов и государственных программ республики по факту их исполнения, прогнозировать вероятное нарушение сроков, недостижение целевых показателей. Сегодня в Систему погружено десять активно реализуемых национальных проектов, в каждом из которых определены кураторы из числа первых лиц Правительства Якутии. На следующем этапе эксплуатации в систему будут полностью погружены все государственные программы региона.

Разработаны формулы расчета связи количества, типов мероприятий, объемов финансирования с достижением целевых показателей. Каждому мероприятию назначена процентная доля влияния на целевой показатель, для которого также определена доля влияния на показатель верхнего уровня. Таким образом, обеспечена связь каждого мероприятия с конечным результатом, на который оно нацелено. Для этого наиболее важным фактором является корректность построения дерева целей — оценки взаимосвязанности показателей и степень их влияния друг на друга. К примеру, связь двух показателей — «Доля обучающихся по программам СПО» и «Количество созданных рабочих мест в промышленности» показывает, что количество купленных бульдозеров для техникума через шаг влияет на уровень средней заработной платы населения. Подобный подход в будущем поможет нам приоритизировать расходы, более эффективно ими распоряжаться и ясно понимать результаты или последствия принимаемых управленческих решений.

Также Система позволяет оценить вовлеченность каждого участника проектной деятельности в реализацию тех или иных мероприятий. Аналитические срезы дают возможность оценить ход исполнения проектов как на верхнем уровне, так и на уровне каждого организационного мероприятия, необходимого для эффективной реализации этапов и блоков мероприятий. Формирование цифрового следа деятельности обеспечивает возможность анализа ее эффективности.

На данный момент мы имеем представление о количестве мероприятий в каждом региональном проекте; о том, какова доля организационных мероприятий, результатом которых является утверждение документов различного уровня; какова доля мероприятий, связанных с капитальным строительством; сколько участников заявлено в региональном проекте, сколько работает в системе. Мы видим, кто вносит информацию, кто ее согласовывает, а кто вообще не работает в системе. Точно знаем, сколько закупок размещено в единой системе государственных закупок, на какую сумму и какова экономия по ним и многое другое.

Поделиться