В единой среде
Семинар для руководителей финансово-экономических и бухгалтерских подразделений органов государственной власти столицы Департамент финансов Москвы проводит в третий раз, и в этом году он был приурочен к
Еще в 2011 году московские казначеи четко поняли: чтобы организовать эффективные коммуникации между участниками бюджетного процесса, необходима электронная платформа, позволяющая поместить в единую среду все его стадии: от планирования до исполнения и фиксации результатов в бухгалтерском учете. Все эти три компонента были объединены функционалом Электронного бюджета Москвы, созданного за период
Кроме того, в среде Электронного бюджета города функционирует Единая автоматизированная информационная система торгов (ЕАИСТ), которая совместно с информационными системами Департамента финансов позволили перевести в автоматизированный вид контроль, осуществляемый финорганом в рамках 44‑ФЗ. Городская система успешно интегрирована с федеральной единой информационной системой закупок (ЕИС), и данные ЕАИСТ попадают в указанную систему автоматически. Тем самым Московское городское казначейство экономит трудовые ресурсы (в количестве более 20 человек), совершая в автоматизированном режиме более миллиона контрольных операций в год.
Автоматизация процессов позволила создать более эффективную управленческую модель. Если в 2015 году Московское городское казначейство имело девять территориальных подразделений, то сейчас их только четыре. Клиент территориально не привязан к той или иной казначейской структуре, так как в режиме 24 на 7 может создать документ, который в тот же момент попадает в систему городского казначейства.
Еще одно новшество, которое внедрило Московское городское казначейство в свою практику, — услуга по сопровождению расходов получателей средств из бюджета. Конечно, эта услуга нужна не всем органам власти и учреждениям. Но там, где идет реализация крупных проектов, в основном инвестиционных, где высока степень кооперации между исполнителями, сопровождение расходования бюджетных средств целесообразно. В настоящий момент производится сопровождение городских проектов более чем на 250 миллиардов рублей.
Что касается перспектив развития городского казначейства, то, как сказал докладчик, они — в развитии функционала электронной площадки: «Принцип, которого мы придерживаемся: казначей — не только контролер, а в большой степени помощник для учреждений города. Модель казначейского исполнения бюджета города должна функционировать таким образом, чтобы участник бюджетного процесса был застрахован от совершения ошибки».
Отвязать информацию от денег
Среда, в которой протекает бюджетный процесс, должна быть комфортной. «Если в казначействе разрывается телефон, у бюджетополучателей возникает масса вопросов, значит, что-то пошло не так, — продолжил тему руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин. — Казначей должен быть незаменимым, но незаметным».
Сейчас информационные ресурсы Федерального казначейства сосредоточены в 85 региональных управлениях. Следующий шаг: все информационные ресурсы будут централизованы в ЦОДе Минфина России. В этом случае правило организации работы 24 на 7 будет реализовано не только в Москве, но и во всей стране. То есть независимо от того, когда возникла инициатива платежа, он будет осуществлен немедленно и вне рамок рабочего времени, и в тот же момент информация об этом придет к получателю средств. Артюхин отметил, что на рассмотрении в Государственной думе находится законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей», в работе над которым активное участие принимают и московские казначеи. На сегодня законопроект одобрен во втором чтении. Проект закона предполагает введение и использование в бюджетных расчетах единого казначейского счета, на котором будут аккумулированы средства как федерального бюджета, так и иных бюджетов бюджетной системы, автономных и бюджетных учреждений. Это позволит на порядок сократить число счетов казначейства в Банке России и увеличить скорость прохождения платежей между участниками бюджетной системы с сохранением всех инструментов финансового контроля за использованием государственных средств.
Кроме того, сейчас готовится новый документ под рабочим названием «Регламент системы казначейских платежей», который в какой-то степени станет аналогом положения Центрального банка о его платежных системах. Документ опишет формы расчетов, применяемые в казначействе, сроки перечисления платежей и определит форматы всех документов, используемых в платежной системе. Это, по мнению Артюхина, создаст новую реальность в осуществлении платежей. Сегодняшняя ситуация выглядит так: платежный документ от организации идет в городское казначейство, оттуда — в Федеральное казначейство, далее в Центробанк, затем в кредитную организацию, которая обслуживает получателя платежа. И только после такого пробега денег информация о произведенном перечислении приходит получателю. В коммерческом секторе отношения покупателя и продавца строятся по другой схеме. Приобретая товар, покупатель подходит к кассе, прикладывает к терминалу банковскую карту и в ту же самую секунду получает информацию о том, что деньги списаны. «Деньги никуда не двинулись, двинулась информация. Наличие достаточного остатка средств на счете покупателя подтвердилось, как и то, что средства уже отнесены на отдельный счет кредитной организации. Вот к такой системе мы стремимся. Сейчас информация привязана к деньгам, а нужно ее отвязать и обеспечить ее мгновенное прохождение», — подчеркнул руководитель Федерального казначейства.
С. В. МАРТЫНЕНКО