25 апреля 2024 года
Финансы№ 1 январь 2020 — 31 января 2020

Казначейство должно быть незаменимым и невидимым

Версия для печати 3735 Материалы по теме
Казначейство должно быть незаменимым и невидимым

В единой среде

Семинар для руководителей финансово-экономических и бухгалтерских подразделений органов государственной власти столицы Департамент финансов Москвы проводит в третий раз, и в этом году он был приурочен к 20-летию Московского городского казначейства. Открыл семинар первый заместитель руководителя Департамента финансов, начальник Московского городского казначейства Е. Н. Меньшов. В своем докладе он рассказал о двадцатилетнем опыте казначейского исполнения бюджета столицы. Московское городское казначейство сегодня стало одним из инструментов, который помогает финансовому органу и другим органам исполнительной власти Москвы успешно реализовывать бюджетные полномочия, а также является драйвером внедрения технологических процессов. Сразу после образования в 1999 году Московское городское казначейство в течение 2–3 лет сумело перевести счета администраторов доходов и счета всех бюджетополучателей города из коммерческих банков на счета Департамента финансов, открытые в ЦБ, и организовать бюджетный процесс в Москве с использованием казначейского метода исполнения. Была разработана и введена в эксплуатацию система кассового планирования, в которой по каждому учреждению содержались сведения о том, когда оно будет производить платеж. Это позволило оперативно определять наличие ресурсов на каждый день для эффективного управления ими и своевременного прохождения платежей.

Еще в 2011 году московские казначеи четко поняли: чтобы организовать эффективные коммуникации между участниками бюджетного процесса, необходима электронная платформа, позволяющая поместить в единую среду все его стадии: от планирования до исполнения и фиксации результатов в бухгалтерском учете. Все эти три компонента были объединены функционалом Электронного бюджета Москвы, созданного за период 2011–2013 годов. «Сегодня эта система наполняется новыми опциями. Фактически мы предложили бюджетополучателям реализовывать свои полномочия на единой электронной площадке. Важным шагом было обеспечить возможность для всех участников принимать в электронном виде бюджетные обязательства, заключать соглашения о предоставлении субсидий, формировать государственное задание, реализовывать иные функции», — рассказал Меньшов.

Кроме того, в среде Электронного бюджета города функционирует Единая автоматизированная информационная система торгов (ЕАИСТ), которая совместно с информационными системами Департамента финансов позволили перевести в автоматизированный вид контроль, осуществляемый финорганом в рамках 44‑ФЗ. Городская система успешно интегрирована с федеральной единой информационной системой закупок (ЕИС), и данные ЕАИСТ попадают в указанную систему автоматически. Тем самым Московское городское казначейство экономит трудовые ресурсы (в количестве более 20 человек), совершая в автоматизированном режиме более миллиона контрольных операций в год.

Автоматизация процессов позволила создать более эффективную управленческую модель. Если в 2015 году Московское городское казначейство имело девять территориальных подразделений, то сейчас их только четыре. Клиент территориально не привязан к той или иной казначейской структуре, так как в режиме 24 на 7 может создать документ, который в тот же момент попадает в систему городского казначейства.

Еще одно новшество, которое внедрило Московское городское казначейство в свою практику, — услуга по сопровождению расходов получателей средств из бюджета. Конечно, эта услуга нужна не всем органам власти и учреждениям. Но там, где идет реализация крупных проектов, в основном инвестиционных, где высока степень кооперации между исполнителями, сопровождение расходования бюджетных средств целесообразно. В настоящий момент производится сопровождение городских проектов более чем на 250 миллиардов рублей.

Что касается перспектив развития городского казначейства, то, как сказал докладчик, они — в развитии функционала электронной площадки: «Принцип, которого мы придерживаемся: казначей — не только контролер, а в большой степени помощник для учреждений города. Модель казначейского исполнения бюджета города должна функционировать таким образом, чтобы участник бюджетного процесса был застрахован от совершения ошибки».

Отвязать информацию от денег

Среда, в которой протекает бюджетный процесс, должна быть комфортной. «Если в казначействе разрывается телефон, у бюджетополучателей возникает масса вопросов, значит, что-то пошло не так, — продолжил тему руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин. — Казначей должен быть незаменимым, но незаметным».

Сейчас информационные ресурсы Федерального казначейства сосредоточены в 85 региональных управлениях. Следующий шаг: все информационные ресурсы будут централизованы в ЦОДе Минфина России. В этом случае правило организации работы 24 на 7 будет реализовано не только в Москве, но и во всей стране. То есть независимо от того, когда возникла инициатива платежа, он будет осуществлен немедленно и вне рамок рабочего времени, и в тот же момент информация об этом придет к получателю средств. Артюхин отметил, что на рассмотрении в Государственной думе находится законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей», в работе над которым активное участие принимают и московские казначеи. На сегодня законопроект одобрен во втором чтении. Проект закона предполагает введение и использование в бюджетных расчетах единого казначейского счета, на котором будут аккумулированы средства как федерального бюджета, так и иных бюджетов бюджетной системы, автономных и бюджетных учреждений. Это позволит на порядок сократить число счетов казначейства в Банке России и увеличить скорость прохождения платежей между участниками бюджетной системы с сохранением всех инструментов финансового контроля за использованием государственных средств.

Кроме того, сейчас готовится новый документ под рабочим названием «Регламент системы казначейских платежей», который в какой-то степени станет аналогом положения Центрального банка о его платежных системах. Документ опишет формы расчетов, применяемые в казначействе, сроки перечисления платежей и определит форматы всех документов, используемых в платежной системе. Это, по мнению Артюхина, создаст новую реальность в осуществлении платежей. Сегодняшняя ситуация выглядит так: платежный документ от организации идет в городское казначейство, оттуда — в Федеральное казначейство, далее в Центробанк, затем в кредитную организацию, которая обслуживает получателя платежа. И только после такого пробега денег информация о произведенном перечислении приходит получателю. В коммерческом секторе отношения покупателя и продавца строятся по другой схеме. Приобретая товар, покупатель подходит к кассе, прикладывает к терминалу банковскую карту и в ту же самую секунду получает информацию о том, что деньги списаны. «Деньги никуда не двинулись, двинулась информация. Наличие достаточного остатка средств на счете покупателя подтвердилось, как и то, что средства уже отнесены на отдельный счет кредитной организации. Вот к такой системе мы стремимся. Сейчас информация привязана к деньгам, а нужно ее отвязать и обеспечить ее мгновенное прохождение», — подчеркнул руководитель Федерального казначейства.

42.jpg

С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно