Версия для печати 2804 Материалы по теме
Самозанятые: найти и легализовать

Налог на профессиональный доход (НПД) весь 2019 год в экспериментальном режиме действовал в Москве, Московской, Калужской областях и Татарстане. К концу октября прошедшего года в этих субъектах в качестве самозанятых зарегистрировалось более 250 тысяч человек, которые задекларировали свыше 20 миллиардов рублей дохода. Глава Федеральной налоговой службы М. В. Мишустин сообщил, что более 87% зарегистрировавшихся самозанятых никогда не были индивидуальными предпринимателями, а 50% вообще раньше не светились в экономике и не платили налоги.

По мнению ФНС и Минэкономразвития России, эксперимент по применению спецрежима показал хорошие результаты, и началось обсуждение его дальнейшего масштабирования на другие субъекты РФ. Летом сообщалось, что НПД планируется ввести в регионах с высоким уровнем теневого сектора экономики (Чечня — 63,9% населения занято в теневом секторе, Дагестан — 55%, Ингушетия — 49,2%, Кабардино-Балкария — 41,3%, Северная Осетия — Алания — 37%, Крым — 34,8%, Алтай — 34% и Севастополь — 32%). Для включения в эксперимент рассматривались также Крайний Север, Забайкальский край и Тыва. Параллельно в Правительство РФ поступали письма от регионов с просьбой подключить их к эксперименту — по сообщению СМИ, от администраций Кемеровской, Липецкой, Псковской областей, а также Правительства Республики Коми и Минкавказа. Некоторые субъекты РФ действовали на опережение — так, в октябре в пресс-службе Правительства Чечни объявили о подключении к эксперименту со следующего года, активно готовился и Ханты-Мансийский АО. 

Осенью минувшего года замглавы Минфина России И. В. Трунин заявлял, что к спецрежиму для самозанятых первыми надо подключить регионы-доноры и города-миллионники. В итоге в последние дни октября в Государственную думу Минфином России внесен законопроект о подключении к эксперименту по налоговому режиму с 2020 года Санкт-Петербурга, Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областей, Красноярского и Пермского краев, автономных округов Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий, а также Республики Башкортостан. 15 декабря 2019 года Президент РФ подписал Закон № 428‑ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Налог на профессиональный доход“ в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)», и с 1 января 2020 года эксперимент по применению специального налогового режима вступил в силу на территориях этих 19 субъектов РФ.

Кнут или пряник

На данный момент существует сразу несколько проблемных аспектов в вопросе легализации самозанятых. С учетом масштабов теневой занятости (по разным оценкам, опросам и исследованиям, от 15 до 30 миллионов человек) к их решению необходимо подходить со всей ответственностью. Потому что нелегализованные самозанятые, а это примерно 99% от общего числа, год-два будут внимательно следить за судьбой пионеров и решение о собственной легализации примут на основе опыта первопроходцев. Одним из первых негативных моментов стало то, что в процессе эксперимента самозанятые столкнулись с блокировками своих счетов. Не все банки успели адаптироваться к новому закону о самозанятых, и на основании норм Федерального закона № 115‑ФЗ о противодействии легализации доходов блокировали счета с подозрительной, по их мнению, активностью.

Сам подход к выводу самозанятых из тени у различных министерств и ведомств существенно различается, достаточно сторонников имеют и метод кнута, и метод пряника. Современные возможности цифровизации позволяют выявлять теневых самозанятых, а KPI вводят в искушение региональные власти. «Государство сейчас могло бы закрутить гайки всем тем самозанятым, которые ведут свою деятельность в том числе и с помощью интернета. Но оно дает им шанс сделать правильный выбор и войти в правовое поле. На мой взгляд, этим шансом необходимо воспользоваться», — высказал мнение первый заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Г. Ф. Бухтин.

В свою очередь, глава думского Комитета по бюджету и налогам и автор закона о самозанятых А. М. Макаров подчеркивает принципиальную важность формирования доверия граждан к государству, добровольность выхода из тени. Он сторонник метода, формирующего выгоды белой экономики в массовом сознании, тем более что закон изначально был направлен именно на это, поскольку чистый бюджетный эффект применения налогового режима на горизонте десяти лет неоднозначен. Макаров резко негативно отзывается о плановых показателях вывода из тени (план на 2019 год — 200 тысяч самозанятых, к 2024 году — 2,4 миллиона человек). Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства В. В. Буев считает, что главный результат эксперимента состоит в том, что если сначала к нему подключались в основном индивидуальные предприниматели, то следом в него начали верить и люди, трудящиеся в теневом секторе.

Тем не менее мягкую силу государство использует: так, ФНС заключила соглашения с крупнейшими агрегаторами («Яндекс.Такси» и др.), которые на своих платформах внедрили функционал для легкой регистрации самозанятых, подключающихся к агрегатору.

Вопрос доверия государству действительно ключевой. Однако вокруг самозанятости до сих пор гуляет много мифов, а ряд опций экспериментального проекта остается неизвестен широкой аудитории. Например, люди в массе своей не знают, что можно совмещать занятость по трудовому договору и платить НПД в другой сфере деятельности. Также большинство не в курсе, что в законе прописан 10-летний запрет как на повышение процентной ставки (4 и 6%), так и на снижение порогового дохода для отнесения к самозанятым, и считают, что если они засветятся в системе, то государство «затянет удавку на шее». Масла в огонь подливают и дискуссии о целесообразности составления официального перечня разрешенных видов деятельности для самозанятых (в настоящий момент статьей 4 Закона № 422‑ФЗ, наоборот, определен перечень тех, кто не может быть плательщиком НПД).

Теория Закона № 422‑ФЗ

НПД установлен для физических лиц и применяется в отношении отдельных видов деятельности без их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Новый режим налогообложения предполагает уплату налога с оборота в размере 4% при реализации товаров (работ, услуг) физическим лицам и 6% при реализации юридическим лицам с освобождением от уплаты НДФЛ и взносов. Сдавать отчетность не требуется. Новый режим налогообложения администрируется в бездекларационном формате через веб-интерфейс с практически нулевыми издержками для предпринимателей. Существует лимит на доход самозанятого — не более 2,4 миллиона рублей в год. Не могут применять данный спецрежим лица, торгующие подакцизными товарами; осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав (за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных нужд); имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях; а также лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.

В законе фиксируется как ставка налога (4 или 6%), так и лимит дохода (2,4 миллиона рублей в год) на все десять лет проведения эксперимента. Сделано это для того, чтобы снять опасения граждан, что после выхода из тени государство закрутит гайки.

Экономия не для всех

Индивидуальные предприниматели с годовым оборотом не более 2,4 миллиона рублей могут перейти на режим НПД. Даже по сравнению с УСН на 6% в этом случае они частично сэкономят на налогах при продаже товаров или оказании услуг физлицам, не будут платить страховые взносы, размер которых на 2019 год составлял более 36 тысяч рублей. Кроме того, им не надо будет сдавать отчетность, вкладываться в онлайн-кассы и прочее. Другое дело, что только на страховых взносах государство потеряет более 1 миллиарда рублей.

С точки зрения потерь для бюджета есть и другие тонкие места. Законом № 422‑ФЗ зафиксирован запрет на оказание самозанятыми услуг своим бывшим работодателям в течение двух лет после увольнения. Теоретически это открывает для компаний возможность обмена сотрудниками каждые два года и экономии на налогах (13% НДФЛ) и страховых взносах (еще 30% фонда оплаты труда). При масштабном применении этой схемы бюджетные потери могут быть существенны.

Невнимательно прочитавшие закон работодатели еще с начала прошлого года начали переоформлять своих сотрудников как самозанятых. Но эту активность довольно быстро отслеживает Федеральная налоговая служба. В 2020 году ФНС будет обязывать их платить НДФЛ и страховые взносы. Также в случае, если самозанятый оказывает услуги только одному предприятию, этому предприятию в наступившем году налоговая служба начнет доначислять страховые взносы и подоходный налог.

Законодательные коллизии

Необходимо менять и существующее смежное законодательство. Например, в Трудовом и Гражданском кодексах категория самозанятых отдельно не отражена, а их деятельность по формальным признакам относится к предпринимательской, что, соответственно, предусматривает обязательность их регистрации в качестве ИП (или юрлица). А нормы КоАП о незаконной предпринимательской деятельности (то есть без регистрации в качестве ИП/юрлица) предусматривают штрафы. Понятно, что штрафовать самозанятых по этому основанию не будут, но формально основание есть. Поэтому законодатель обязан позаботиться об исключении всех законодательных коллизий. К слову, Центробанку потребовалось несколько месяцев, чтобы выпустить соответствующий документ для банков об учете информации о статусе клиентов, зарегистрированных как самозанятые, при определении источников происхождения их денежных средств. Это помогло решить проблему с блокировкой счетов самозанятых.

Существуют и межотраслевые коллизии. Так, на тематическом круглом столе в Казани представитель ассоциации работодателей «Строительная федерация» А. М. Зубцов продемонстрировал стопку писем, полученных из различных инстанций. К примеру, ФНС сообщает, что самозанятым в строительстве может быть любое лицо. А Минтруд России придерживается позиции, что строители не могут быть самозанятыми, поскольку все они должны быть членами СРО. «Хотя к СРО имеют отношение только те организации, которые выполняют работы с заказчиками, — это застройщик, техзаказчик и лицо, ответственное за эксплуатацию здания. Вот им нужно входить в СРО. Остальным — нет», — говорит Зубцов.

А, к примеру, Роспотребнадзор волнует деятельность самозанятых в сфере красоты и косметологии, точнее, контроль качества оказываемых ими услуг. «Сейчас в бьюти-сфере самозанятые могут заниматься тем, что условно можно объединить в три группы: ногти, волосы и релакс. Все остальное относится к перечню медицинских услуг, которые требуют лицензирования. И туда самозанятые не должны заходить, — говорит глава Ассоциации частных медицинских клиник Республики Татарстан Л. Р. Гарифуллин. — Но закон о лицензировании медицинской деятельности был написан давно, а самозанятые появились сейчас. Жизнь двигается вперед. Поэтому у многих возникает вопрос: почему бы, например, массажистам не разрешить стать самозанятыми? Ведь массаж бывает разный: лечебный, требующий медицинской квалификации, и расслабляющий».

Даже с базовыми положениями закона о самозанятых профильные ведомства несколько месяцев не могли определиться. «В течение 2019 года Минфин России и ФНС давали противоречивую информацию о том, что считать местом ведения деятельности самозанятого — его физическое местонахождение в одном из регионов проведения эксперимента или же нахождение там заказчика услуги. В итоге определено, что имеет значение фактическое местонахождение самозанятого», — рассказывает М. Р. Самитов, гендиректор казанского ООО «Авирта». Однако прописка и фактическое местонахождение — это разные вещи, что отчасти также вносит неопределенность.

В целом же наряду с устранением законодательных коллизий основной проблемой остается то, что и у потенциальных самозанятых, и у юрлиц нет понимания того, как работает механизм НПД. Необходимо проводить круглые столы, выпускать брошюры, запускать информационные порталы, доступно и популярно развеивающие мифы.

Т. С. МАКУРОВА

Поделиться