Версия для печати 2813 Материалы по теме
Новый взгляд на ТОС

Авторитет есть

В России тосовское движение зародилось в 1988 году. Первый ТОС был создан в столичном районе Братеево. Сегодня в 82 регионах страны работают 33 тысячи таких организаций. Создано 16 региональных ассоциаций ТОСа, еще две проходят процедуру регистрации. Кроме того, в январе 2016 года Конгресс муниципальных образований совместно со Всероссийским Советом местного самоуправления провел учредительную конференцию Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления (ОАТОС). Возглавил ассоциацию депутат Государственной думы В. Б. Кидяев.

Территориальное общественное самоуправление — один из самых распространенных в РФ и эффективных механизмов вовлечения граждан в решение местных проблем 

По словам депутата, за 30 с небольшим лет территориальное общественное самоуправление показало себя с самой лучшей стороны. Граждане, объединившись по территории проживания в ТОСы, реализуют проекты по благоустройству, проводят экологические акции и праздники, организуют досуг детей, помогают пожилым и маломобильным соседям. «В диалоге между населением и органами власти надо не только заявлять о своих нуждах, но и предлагать собственные проекты по повышению качества жизни в городах и селах. В этом состоит главный принцип территориального общественного самоуправления», — считает Кидяев. Кроме того, председатель правления ОАТОС полагает, что ТОСам нужно выходить на новый уровень развития, когда они станут неотъемлемой частью муниципального управления, а в перспективе и муниципальной экономикой, ведь потенциал данного института очень велик. «Ряд организаций ТОСа из Архангельской области и Республики Коми наглядно показали, что на базе ТОСа может развиваться социальное предпринимательство, кооперация в сельском хозяйстве, в сфере сервиса, гостеприимства и туризма», — отметил депутат.

ТОС и нацпроекты

Территориальное общественное самоуправление должно помогать муниципальным властям в работе по укреплению местных сообществ и в развитии механизмов обратной связи. По словам Кидяева, данному вопросу отводится особое место в разрабатываемой стратегии развития местного самоуправления. Жители должны знать свои права и обязанности, и ТОСам нужно самым активным образом включиться в эту просветительскую работу.

Заместитель председателя Госдумы, руководитель фракции «Единая Россия» С. И. Неверов также указал на то, что ТОС — это эффективный механизм взаимодействия государственной и муниципальной власти с населением. «Граждане, как правило, не разбираются в том, как разделены полномочия и сферы ответственности между уровнями власти, а активисты ТОСа, напротив, знают, за что отвечает муниципалитет, а за что — регион, и умеют эффективно взаимодействовать с ними, — отметил Неверов. — ТОС объединяет в первую очередь компетентных и активных граждан, с которыми можно предметно обсуждать проблемы и перспективы развития территорий». По мнению депутата, такие возможности необходимо учитывать при реализации национальных проектов, главная цель которых — повышение качества жизни россиян. «Безусловно, очень важно учитывать мнение жителей при планировании мероприятий в рамках нацпроектов и создавать механизмы общественной оценки проделанной работы, — подчеркнул Неверов. — Такие задачи ставятся перед муниципалитетами, и в их решении неоценимую помощь могут оказать ТОСы».

Председатель правления ОАТОС Кидяев отметил, что многие члены ассоциации включились в реализацию национальных проектов. Однако, чтобы тосовское движение смогло реализовать свой потенциал в налаживании обратной связи при реализации нацпроектов, нужно выстроить четкое взаимодействие органов ТОСа с органами власти на всех уровнях. «Мы предлагаем создавать советы представителей ТОСа при главах муниципалитетов, а каждого члена такого совета наделять статусом общественного советника главы муниципального образования, — отметил Кидяев. — Такая практика показала хороший результат в городах Великие Луки (Псковская область), Урюпинске (Волгоградская область)». Спикер считает, что подобные советы ТОСа необходимо создавать и при главах регионов или председателях законодательных собраний. Соответственно, каждому члену регионального совета присваивать статус общественного советника губернатора или председателя законодательного собрания. По словам спикера, в этом направлении работает Ульяновская область. Кроме того, было предложено закрепить за региональным координатором органов ТОСа статус грант-оператора при реализации народных инициатив и контроле распределения бюджетных средств. Все это, по мнению председателя правления ОАТОС, позволит усовершенствовать обратную связь и повысит эффективность деятельности ТОСа.

ТОСу тоже нужна помощь

Вместе с тем самому территориальному общественному самоуправлению нужно содействие в получении организационной, правовой, имущественной и иной поддержки. В качестве инструмента такой помощи Неверов предложил использовать институт наказов избирателей. «Мы всегда рекомендуем нашим депутатам помогать гражданам, поэтому активнее обращайтесь к депутатам всех уровней со своими проектами и инициативами», — призвал единоросс.

Важным вопросом для ТОСа является и финансовая поддержка. «Нам в помощь созданы такие финансовые механизмы, как инициативное бюджетирование и самообложение», — напомнил Кидяев. И надо сказать, что органы ТОСа активно их применяют. По данным НИФИ, в 2018 году было реализовано около 19 тысяч проектов инициативного бюджетирования в 68 регионах страны. По данным Минюста России, в 2018 году прошло свыше 1,5 тысячи референдумов по самообложению граждан в 34 регионах. Для сравнения: в 2016 году таких регионов было всего десять. Также перспективным направлением финансирования ТОСа являются президентские гранты. В 2019 году более 120 проектов организаций ТОСа на общую сумму почти 70 миллионов рублей было поддержано Фондом президентских грантов. Кроме того, в марте 2018 года стартовал всероссийский конкурс «Лучшая практика ТОС». Призовой фонд конкурса составляет 5 миллионов рублей. В 2019 году на конкурс по пяти номинациям было подано 529 заявок из 58 субъектов РФ. Самое большое количество заявок — 296 было подано в номинации «Благоустройство и экология».

ТОС Московской области

В начале 2000-х годов в Московской области функционировало около 400 ТОСов. Однако к 2017 году их количество сократилось до 130. Как отметил председатель Московской областной думы И. Ю. Брынцалов, принятие закона о поддержке территориального общественного самоуправления позволило повернуть процесс вспять. Кстати, Московская область стала одним из первых регионов, где приняли подобный закон. И на сегодняшний день в Подмосковье работает более 150 органов ТОСа. Лидерами по их количеству являются городские округа Коломенский (23), Балашиха (20) Мытищи (18). В Мытищах и Долгопрудном разработаны и утверждены муниципальные нормативные правовые акты, предусматривающие оказание материальной помощи органам ТОСа.

Для развития тосовского движения создана региональная ассоциация ТОС. Многие общественно значимые проекты на территории области реализованы именно с участием активистов ТОСов.

Для поддержки и реализации народных инициатив в Подмосковье был принят и закон об инициативном бюджетировании. По мнению Брынцалова, именно территориальное общественное самоуправление является наилучшим каналом для реализации этого закона. В бюджете на 2020 год в Московской области на поддержку местных инициатив запланировано 500 миллионов рублей.

Помимо финансовой помощи тосовское движение нуждается в научно-методическом обеспечении и урегулировании ряда вопросов на законодательном уровне. Так, по словам Неверова, законодательно предстоит проработать вопрос юридического статуса организаций ТОСа. Статьей 50 Гражданского кодекса территориальное общественное самоуправление отнесено к общественным организациям и на него распространяются предъявляемые к общественным организациям требования без учета специфики, предусмотренной законом о местном самоуправлении. Это порождает проблемы правоприменения, связанные с определением состава учредителей (участников) организации ТОСа, формированием ее имущества и судьбой этого имущества в случае ликвидации ТОСа, применением в отношении организаций ТОСа специального порядка государственной регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций.

Неверов признался, что эта проблема давно известна и что она прорабатывается с профильным министерством. В свою очередь, заместитель министра юстиции РФ С. В. Быстревский отметил, что законопроект уже подготовлен. «Мы знаем, что вы давно ждете изменения законодательства, касающегося ТОСа, которое даст толчок развитию этого института по всей России, так вот сообщаю, что законопроект разработан и сейчас он проходит стадии согласования, — обратился Быстревский к участникам собрания. — Прошу набраться терпения, мы хотим принять качественный документ».

Кидяев обратил внимание, что актуальным является вопрос совершенствования законодательства и в части определения границ и состава организации ТОСа. По его мнению, этот наболевший вопрос требует научного подхода.

Руководитель аппарата Комитета Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления И. В. Бабичев считает, что надо ускорить принятие законопроекта, который в развитие поручений Президента РФ должен урегулировать целый ряд вопросов. А именно: предоставить ТОСам статус социально ориентированных некоммерческих организаций, облегчить регистрацию ТОСов в качестве юридических лиц. Также Бабичев напомнил, что изменения необходимо внести не только в Гражданский кодекс и Закон № 131‑ФЗ, но и в Закон № 184‑ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Дело в том, что сегодня все больше регионов принимают решение о поддержке территориального общественного самоуправления законодательно, финансово, имуществом. По словам Быстревского, в каждом четвертом субъекте РФ предусмотрена та или иная поддержка ТОСов. Однако в 184‑ФЗ, регулирующем права региональных органов власти, опции по поддержке ТОСов нет, и необходимо привести данный документ в соответствие с действительностью. Также назрела необходимость легализовать в Законе № 131‑ФЗ институт инициативного бюджетирования, который сегодня является реальным источником финансирования ТОСов.

Первый заместитель председателя правления ОАТОС, депутат Государственной думы А. Н. Козловский обратил внимание еще на одну проблему: индексация пенсий пенсионерам, возглавляющим органы ТОСа. Дело в том, что такого гражданина приравнивают к работающему, соответственно, он лишается права на индексацию пенсии. Такая ситуация, по мнению Козловского, может затормозить развитие ТОСов.

Когда местная власть против

На мероприятии много говорилось о том, что территориальное общественное самоуправление может и должно стать правой рукой муниципальной власти. Однако на практике далеко не везде органы местного самоуправления рады такому помощнику. По словам Бабичева, административные барьеры для развития ТОСов выявлены в некоторых городах Подмосковья.

В соответствии со статьей 27 Закона № 131‑ФЗ органы местного самоуправления должны принять положение о регулировании деятельности ТОСов на своей территории. Вот в этом документе местные власти иногда зашивают такие условия организации ТОСов, выполнить которые невозможно. Чтобы хоть как-то нивелировать риски возникновения препонов для развития ТОСов, Бабичев предложил разработать модельное положение об организации ТОСов для органов местного самоуправления и рекомендовать им его использовать.

62.jpg

О. В. ИЗУТОВА

Поделиться