Экономика№ 1 январь 2020 — 13 января 2020

Практика управления проектами. Люди и компетенции

Версия для печати 1392 Материалы по теме

Первый день конференции открылся экспертной дискуссией, на которой практики проектного управления обсуждали дилеммы, зачастую стоящие перед руководителями проектов или руководителями организаций, внедряющих проектное управление. Чему отдать предпочтение: сертификату специалиста или реальному опыту? Можно ли доверить проект профессиональному руководителю проектов из другой отрасли или нужно просто «прокачать» навыки проектного управления у отраслевого эксперта?

Высказывались самые разнообразные точки зрения по этим и другим спорным вопросам. К примеру, таким как: что важнее — регламенты и автоматизация или компетенции руководителя и команды? Как считает директор Агентства проектного управления Финансового университета при Правительстве РФ Н. С. Гаркуша, человек и сплоченная команда — это главное, они смогут решать задачи и без регламента. По мнению же ведущего советника центра компетенций контрольно-надзорной деятельности МГУУ Правительства Москвы А. Ю. Лякина, подвиги совершать ни к чему, ключ к успеху — стандартизация. В итоге эксперты сошлись на том, что необходим баланс, и если на начальном этапе становления проекта важнее лидеры, то на этапе его зрелости — регламентация и унификация.

Проектное управление — единственно возможный эффективный инструмент реализации комплексных и масштабных задач. Причем это очень живой, постоянно развивающийся организм, адаптирующийся к изменениям современного мира. Основные направления этих изменений и их влияние на текущее положение дел в сфере проектного управления обсуждали на 6-й международной конференции «Практика управления проектами. Люди и компетенции», которая прошла в конце прошлого года в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации. Помимо церемонии награждения победителей и финалистов конкурса «Проектный Олимп 2019» в ходе конференции прошел целый ряд экспертных мероприятий по актуальным вопросам проектного управления.

70.jpg

Илья Викторович ВИНОКУРОВ, начальник Управления проектного менеджмента в государственном секторе Аналитического центра при правительстве РФ

Что эффективнее: обучать проектную команду целиком или индивидуально? Советник руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ П. Л. Шестопалов уверен, что индивидуальное обучение продуктивнее, поскольку роли в реализации проекта сильно разнятся. Вместе хорошо обучать только навыкам командной работы.

На вопрос, кто лучше в роли руководителя — сильный эксперт в своей области, сильный управленец или сертифицированный управленец, профессор бизнес-практики школы управления «Сколково» П. А. Алферов ответил, что совмещение экспертных знаний и административного таланта — крайне редкое явление, поэтому важнее хороший управленец, который должен уметь организовать экспертов. Руководитель проектов ПАО «Сбербанк» М. В. Романова полагает, что, когда отраслевые эксперты растут в своей организации, привлечение их к стратегическим проектам оправданно и необходимо. По мнению управляющего партнера ГК «Проектная практика» Ю. Ю. Трубицына, сертификат — это показатель качества. К тому же, готовясь к сертификации, специалист получает дополнительный бонус, осмысляя свой опыт.

Проекты становятся сложнее

Много интересного содержали и доклады на актуальные темы проектного управления. Алферов в своем выступлении подчеркнул, что внедрение проектного управления проходит не всегда гладко. Примерно в половине организаций, применяющих проектное управление, его внедрение произошло не с первой попытки, а лишь на второй или третьей итерации.

Кроме того, эксперт отметил тенденцию к росту сложности реализуемых проектов и представил российскую модель управленческой сложности. Ключевыми элементами модели являются масштаб проекта, высокая неопределенность требований к результатам и технологиям реализации, а также критическое влияние внешних факторов.

Было выделено и еще два тренда — повышение значимости эмоционального интеллекта и soft skills (подробнее читайте в этом номере на стр. 72) в проектном управлении, а также использование гибридных практик управления, сочетающих в себе как классические подходы, так и гибкие методики (Agile, SCRUM, Kanban (подробнее читайте в журналах «Бюджет» № 4 и № 8 за 2019 год) и другие). Для определения применимости гибких подходов в проектах эксперт предложил использовать модель Cynefin decision making framework — управленческую концепцию, помогающую принимать решения в зависимости от условий среды, в которой находится управленческая система.

Профессиональная компетенция


71.jpg

Из выступления президента национальной ассоциации управления проектами СОВНЕТ А. С. Товба участники конференции узнали о новой, четвертой версии стандарта International Competence Baseline of the International Project Management Association (ICB IPMA), который описывает международные требования к компетентности специалистов по управлению проектами. Эксперт отметил, что стандарт стал более структурированным, (вместо 43 элементов компетентности стало 29), и подчеркнул его ориентированность на области профессиональной деятельности. В ICB4 помимо элементов компетентности в управлении проектами включены отдельные наборы ключевых показателей компетентности (Key Competence Indicators — KCI) в управлении программами и портфелями, в группу «Практика» (Practice) добавлен новый элемент компетентности — Select and balance («Отбор и балансировка»).

Кроме того, произошло смещение акцентов в индивидуальной компетентности. В первую очередь контекстуальные, во вторую очередь личностные и социальные элементы компетентности индивида приобретают все более важное значение по сравнению с техническими элементами его компетентности.

Товб анонсировал одно из ключевых мероприятий следующего года в области управления проектами — 32-й всемирный конгресс IPMA в Санкт-Петербурге, в рамках которого состоится вручение наград победителям конкурса «Проектный Олимп» в номинации «Лучший проект года». Благодаря использованию в данной номинации методики оценки, основанной на ICB4 IPMA, призеры могут продолжить борьбу за призы уже на международном уровне в конкурсе Global Project Excellence Awards.

В. Обрадович, президент IPMA Serbia, доктор наук, профессор факультета организационного управления Университета Белграда, продолжил тему важности личностных компетенций, в частности эмоционального интеллекта в сфере управления проектами. Он отметил, что эмоциональный интеллект как навык можно не только выявить и измерить, но и развивать, и что высокий уровень развития эмоционального интеллекта повышает шансы на успех в профессиональной сфере. Таким образом, в задачу HR-подразделений должны входить не только задачи по определению и отбору кандидатов с определенным уровнем эмоционального интеллекта, но и создание программ по его системному развитию. Кроме того, эксперт предложил рассмотреть возможность включения эмоционального интеллекта в стандарты проектного управления в качестве важного элемента компетентностной модели.

Бережливое управление

Большой интерес вызвал доклад руководителя проектов АО «Производственная система „Росатом“» Н. С. Давыдовой, который был посвящен использованию принципов бережливого управления в реализации проектов в регионах страны. За последние 12 лет в ГК «Росатом» накоплен уникальный опыт применения бережливости в различных отраслях производства. Было реализовано более десяти тысяч проектов, и теперь наработанные методики Производственной системы «Росатом» используются для повышения эффективности далеких от производства процессов — в государственном управлении, здравоохранении, образовании, оказании услуг гражданам.

Спикер поделилась опытом создания «Фабрик процессов» — учебных площадок практического обучения принципам и инструментам производственной системы, где каждый участник на реальном производственном процессе знакомится с инструментами бережливого производства и получает практический опыт их применения. Как свидетельствует опыт ГК «Росатом», грамотное применение этих инструментов позволяет серьезно (в 2–3 раза) снизить количество времени, затрачиваемого на реализацию типовых управленческих и сервисных процессов. Давыдова отметила, что в настоящее время в стране есть дефицит кадров, владеющих принципами бережливого управления, и спрос на них опережает предложение. Для преодоления этой ситуации необходимо принимать кардинальные меры и заниматься широкомасштабным обучением специалистов в этой области.

О мотивации

О современных подходах к мотивации руководителей проектов и проектных команд рассказала руководитель проектов ПАО «Сбербанк» Романова. Она отметила, что, несмотря на наличие множества содержательных теорий мотивации, базирующихся на исследованиях А. Маслоу, Д. МакКлелланда и других, результаты практического применения подходов в реальных системах мотивации оставляют желать лучшего. В частности, еще в 2012 году в отчете JP Morgan существенные убытки (более 6 миллиардов долларов) объяснялись именно проблемами в принятии решений и мотивации.

Романова рассказала про опыт ПАО «Сбербанк» в формировании системы мотивации при реализации проектов. Она отметила лидирующие эффективные мотиваторы в проекте, такие как самореализация, проектный опыт, осознание собственного вклада в результат проекта и чувство ответственности, вовлеченности и удовлетворенности от работы в проекте. Кроме того, спикер обратила внимание, что при построении систем мотивации необходимо учитывать современные тенденции в изменении иерархии проектных команд, переход на более горизонтальную систему взаимодействия, например в SCRUM-командах, когда доверие и репутация — это основной капитал для совместной деятельности.­

Поделиться