Версия для печати 2936 Материалы по теме
Лучше меньше, да лучше?

Сокращать, но с умом

По данным Минфина России на 1 июля 2019 года, количество чиновников в стране составляет 603 тысячи федеральных государственных гражданских служащих, 252 тысячи региональных гражданских служащих и 395 тысяч муниципальных служащих. Росстат приводит цифру 2,4 миллиона человек с учетом всех работников государственных и муниципальных органов, включая штатных охранников и уборщиц. Исходя из этих цифр, на десять тысяч россиян приходится чуть более 160 работников государственных и муниципальных органов власти. Напомним, что в забюрократизированном СССР этот показатель не поднимался выше 95. Однако, как замечает в одном из интервью доктор эконимических наук, профессор А. Л. Сафонов, в СССР ряд общественных и партийных организаций входили де-факто в систему власти, выполняя ее функции: «Например, профсоюзы, которые контролировали все вопросы охраны труда и занятости. Более того, многое из того, что во времена СССР делали предприятия, сейчас отдано на откуп муниципалитетам и госорганам, например оплата больничного или выдача пенсий. Или, скажем, у советского Госбанка не было необходимости в большом штате сотрудников, так как у него отсутствовала функция контроля за деятельностью банков и страховых компаний».

Минфином России озвучены следующие ориентиры: в 2020 году численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти сократят на 10%, а территориальных органов — на 5%. К 2021 году в ходе второго этапа численность территориальных органов будет сокращена еще на 10%. Абсолютных цифр грядущих увольнений Минфин не привел, однако сообщил, что в ближайшие три года на увольнения федеральных чиновников планируют потратить 4,8 миллиарда рублей. На основании этих данных эксперты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) подсчитали: исходя из того что средняя зарплата федерального чиновника, по данным Росстата, в прошлом году составила 127 тысяч рублей, а при сокращении работникам выплачивают компенсацию в размере трех окладов, можно ожидать увольнение на федеральном уровне примерно 13 тысяч человек до 2022 года. По подсчетам доцента кафедры местного самоуправления Высшей школы экономики О. А. Моляренко, всего по стране сократят более 200 тысяч человек, в основном за счет территориальных органов.

По словам первого заместителя министра финансов Т. Г. Нестеренко, при сохранении штата зарплаты госслужащих будут индексироваться только по инфляции, а для более значимого повышения зарплат придется отыскивать в бюджете по 100 миллиардов рублей в год. Поэтому высвобождающиеся от сокращений средства пойдут на повышение зарплат госслужащим для того, чтобы удержать перспективные кадры. Средняя зарплата местного чиновника в России составляет около 37 тысяч рублей. Это на четверть меньше, чем среднемесячная зарплата работников крупных и средних предприятий в целом по стране (49,9 тысячи). Лишь в 14 регионах из 85 муниципальный чиновник в среднем зарабатывает больше, чем средний местный житель (например, на Крайнем Севере, в Калининграде, Крыму). По данным Росстата, в Москве средняя зарплата муниципальных чиновников составляет 91,4 тысячи рублей — на 13% меньше средней в городе (105 тысяч). В Санкт-Петербурге уровень зарплат местных госслужащих — 56 тысяч рублей, что на 20,6% ниже средней зарплаты в городе.

При этом Нестеренко обозначила, что новая структура денежного содержания будет единой для федеральных и региональных госслужащих, «потому что у нас единые правовые и организационные основы для госслужбы на всех уровнях». В среднем по стране в региональных органах власти зарплаты выше, чем в территориальных подразделениях ФОИВ, на 21 тысячу рублей. Так, в Петербурге средняя месячная зарплата регионального чиновника составляет 90,8 тысячи рублей, а госслужащего территориальных органов ФОИВ — 46 тысяч. В Москве разрыв еще выше: 113,2 тысячи у регионалов против 58,6 тысячи у федералов.

Устами регионов

Сокращение руководящих должностей с дублирующими функциями в Правительстве Хабаровского края позволило сэкономить около 1 миллиарда рублей, сказал губернатор региона С. И. Фургал, выступая перед депутатами. Также он предложил парламентариям упразднить должность вице-губернатора, которая оставалась вакантной с сентября 2018 года: «Считаю это решение логичным и закономерным. Это позволит исключить дублирование функций, так как у данной должности отсутствует отраслевая направленность работы. Заодно мы сократим и затраты на помощников, которые положены вице-губернатору».

Однако, уверены эксперты, простое сокращение не выход и способно привести к структурным перекосам. Моляренко полагает, что в первую очередь будут сокращать рядовых служащих, причем без инвентаризации функций, что ударит по рынку труда депрессивных территорий. В то же время это может привести к избыточной нагрузке на оставшихся рядовых сотрудников. Вот типичный пост в комментариях к соответствующей теме: «Подруга работает в отделении Пенсионного фонда, сократили штат почти вдвое, обязанности перераспределяют между теми, кто остался. В итоге получает 20 тысяч и практически живет на работе. Сейчас еще одно сокращение — и работать там будет просто некому». Чиновники, впрочем, говорят, что ввиду грядущей регуляторной гильотины нагрузка на оставшихся сотрудников не увеличится, так как избыточные контролирующие функции будут упразднены.

Г. В. Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ, считает, что процент сокращений не должен быть применен пропорционально к каждому ведомству: «Нужно четко проанализировать ситуацию в разных отраслях. Допустим, сейчас у нас были пожары в Сибири, и все говорили, что не хватает лесников. Возможно, надо в Рослесхозе увеличить чиновников на 10 процентов, а, например, в Минкультуры — на 20 процентов сократить».

Особняком стоят регионы Дальнего Востока и Крайнего Севера — там самое высокое количество чиновников на тысячу населения и вызвано оно тем, что в населенных пунктах проживают зачастую всего несколько сотен человек. При этом количество сотрудников органов местного самоуправления определяется исходя из установленного законодательством объема функций, реализуемых на местном уровне, и обязательной структуры ОМС.

А меньше всего чиновников на одну тысячу населения в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. А. В. Ершов, бывший советник вице-губернатора Петербурга, на страницах «Делового Петербурга» высказался очень эмоционально: «По собственному опыту работы в чиновничьих структурах могу сказать, что люди в большинстве отделов откровенно „зашиваются“. Особенно в последнее время, когда ввели так называемый инцидент-менеджмент и чиновники стали вынуждены отвечать на реплики в соцсетях. Так что дело не в численности чиновников, а в оптимизации их работы. Когда я работал в Смольном, то видел, как рядовые сотрудники пашут с утра до ночи. Не имея никакой личной жизни. Я понимаю, что в глазах большей части населения чиновник — это бездельник и злодей, который берет взятки. Но когда с ними поработаешь плечом к плечу, то видишь, что это образованные и дисциплинированные люди. И не думаю, что в бизнесе многие готовы к такой работе в условиях жесточайшего пресса и иерархии».

73.jpg

Собственно, на втором этапе реформы аппарата как раз предполагается его структурное совершенствование (что также приведет к оптимизации персонала). Территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений. «Мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — говорила в одном из интервью Нестеренко.

Самовосстановление аппарата

За последние десять лет анонсированная волна сокращения чиновников — третья. Напомним, в 2010 году Д. А. Медведев (на тот момент президент) постановил сократить госаппарат на 20%. Но уже через пять лет количество чиновников вернулось к исходному уровню: появились новые министерства и ведомства — Минкрыма, Минвостокразвития, Минкавказ, Агентство по межнациональным отношениям вместо расформированного Минрегиона и т. д. В 2016 году была предпринята еще одна попытка сокращений — уже на 10%. И через три года количество чиновников снова восстановилось. Эксперты отмечают, что госструктуры могут провести сокращения исключительно на бумаге за счет того, что почти везде штат укомплектован не полностью.

Плюс усиление контроля за уволенными

В Госдуму внесен пакет законопроектов, направленных на усиление антикоррупционного контроля за необоснованными расходами чиновников, их супругов и несовершеннолетних детей на период трех лет после их увольнения. Речь о предоставлении деклараций о доходах и расходах, обязательных для всех действующих госслужащих и членов их семей. Часть поправок касается уточнения механизма конфискации незаконно нажитого имущества и сделок с ним. Пакет поправок предполагает также изменения в КоАП РФ в части введения штрафов за непредставление госслужащими деклараций в размере 50–100 тысяч рублей либо дисквалификации на срок от шести месяцев до года. В свою очередь, за сообщение заведомо ложных сведений, предоставление заведомо недостоверных документов и материалов определены санкции вплоть до дисквалификации на срок от года до двух лет.

Т. С. МАКУРОВА

Поделиться