Версия для печати 2267 Материалы по теме
Бюджет как искусство

В феврале 2020 года Министерство финансов Иркутской области отмечает 100-летний юбилей. Многое изменилось за это время и в регионе, и в самом министерстве, но и 100 лет назад, и сейчас для министра финансов делом чести остается сформировать сбалансированный бюджет и четко его исполнить. О бюджете Иркутской области на предстоящую трехлетку, а также о долговой политике, межбюджетных отношениях с муниципалитетами рассказала министр финансов региона Наталия Вениаминовна БОЯРИНОВА.

— Наталия Вениаминовна, бюджет области на 2020 год и плановый период чем-то отличается от предыдущих?

— Формирование главного финансового документа региона проходило в непростых условиях, у нас был ряд ограничений, которые влияли на планирование расходной части бюджета. В первую очередь это требование федерального центра по бюджетной консолидации и реализации мер, направленных на снижение уровня дотационности региона. Во вторую — сохранение ограничений по размеру дефицита бюджета и уровню государственного долга субъекта. Несмотря на имеющиеся ограничения, бюджет Иркутской области содержит все основные направления, необходимые для повышения уровня жизни жителей нашей области. И прежде всего это расходы, направленные на достижение целевых показателей национальных проектов. Безусловным приоритетом остается социальная поддержка отдельных категорий граждан, включая обеспечение жильем, компенсацию жилищно-коммунальных расходов, выплаты, связанные с улучшением демографической ситуации в регионе, лекарственное обеспечение и так далее.

Качество предоставляемых услуг в значительной степени зависит от состояния инфраструктуры учреждений социальной сферы. Ежегодно на ее модернизацию из бюджета выделяется значительный объем средств. Текущий год не стал исключением: объем расходов на данные цели составит порядка 67 процентов от общего объема инвестиций.

В 2019 году в Иркутской области произошла масштабная чрезвычайная ситуация федерального значения. Наводнение, вызванное сильными дождями, охватило большое количество населенных пунктов, пострадало более 47 тысяч жителей региона. На ликвидацию последствий от наводнения направлено около 28 миллиардов рублей из федерального и областного бюджетов. В предстоящем трехлетнем периоде работа по восстановлению разрушенного жилья, объектов социальной, коммунальной, энергетической, транспортной инфраструктуры, гидротехнических сооружений будет продолжена, и это требует серьезного пересмотра основных позиций регионального бюджета. Хочется выразить огромную благодарность Министерству финансов РФ, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерству труда и социальной защиты РФ и другим федеральным органам власти, которые помогали нам справиться с этой трагедией.

— Наполняемость бюджета Иркутской области во многом зависит от конъюнктуры на сырьевых рынках. Сегодня ситуация вполне благоприятная. В то же время эксперты не перестают говорить о приближающейся мировой рецессии. Учитываете ли вы в бюджетной политике области неутешительные прогнозы? Какие меры предпринимаете для поиска новых источников налоговых поступлений?

— Говоря об экспертных прогнозах, особенно связанных с бюджетным планированием, не припомню сколь-либо положительной оценки ситуации на мировых сырьевых рынках. И это в какой-то степени оправданно. Нужно всегда держать руку на пульсе, так как за точностью планирования доходной части бюджетов, тем более тесно связанных с таким сложно контролируемым и волатильным явлением, как цены на нефть, стоят связанные с жизнеобеспечением регионов расходы, пособия социально незащищенным слоям населения.

Доходы регионального бюджета в последние годы сильно зависят от платежей нефтедобывающего сектора экономики. Иркутская область еще в 2011 году приняла решение о необходимости налогового стимулирования нефтедобывающих компаний. Начиная с 2012 года область ежегодно несла многомиллиардные налоговые расходы, с тем чтобы дать добывающему сектору экономики ресурс для развития в надежде на последующий рост поступлений налога на прибыль в областной бюджет. И нам удалось этого добиться — после предоставления налоговых льгот поступления в региональный бюджет налога на прибыль от нефтедобывающих компаний увеличились в пять раз (с 5,5 миллиарда рублей в 2011 году до 26,7 миллиарда в 2018-м). А региональная Иркутская нефтяная компания, которая в 2011 году находилась еще в нулевой фазе своей деятельности, вот уже несколько лет является крупнейшим налогоплательщиком региона. В 2018 году отчисления компании в областной бюджет суммарно обеспечили 14 процентов собственных доходов.

Нам предстоит активизировать работу с собственной доходной базой в рамках Комитета по взаимодействию с участниками бюджетного процесса по реализации мер, направленных на увеличение доходов консолидированного бюджета Иркутской области. Отличительной чертой этого межведомственного органа является распределение между первыми лицами правительства области персональной ответственности за реализацию мероприятий по увеличению основных доходов бюджета. Так, Министерство труда и занятости региона отвечает за рост поступлений в консолидированный бюджет НДФЛ, Министерство сельского хозяйства — за единый сельскохозяйственный налог, Министерство имущественных отношений — за земельный налог и налог на имущество физических лиц и так далее. На особом контроле стоит вопрос по увеличению платежей организаций лесной отрасли, налоговая отдача от которой должна соответствовать позициям Приангарья как крупнейшего лесного региона страны.

Особое внимание мы уделяем борьбе с неформальной занятостью. Совместно с налоговыми органами и органами местного самоуправления выявляем налогоплательщиков, у которых отсутствуют отчисления по НДФЛ и вместе с тем они уплачивают значительные суммы налогов с полученной прибыли, доходов. Все это указывает на осуществление предпринимательской деятельности, в которой, как правило, задействуется наемная сила.

— Какие изменения произошли в межбюджетных отношениях регион — муниципалитеты? Что предпринимаете для укрепления собственной доходной базы муниципальных образований?

— Межбюджетные отношения с муниципалитетами — это один из самых сложных вопросов. В Иркутской области 454 муниципальных образования первого и второго уровней с большим разрывом экономического потенциала. В связи с этим решить задачу динамичного развития всех муниципалитетов с помощью какого-то единого механизма невозможно.

Муниципальное сообщество неоднократно предлагало перераспределить нормативы отчислений от основных налогов, в том числе налога на прибыль, в пользу местных бюджетов. Однако мы должны взвешенно подходить к такого рода предложениям. В межбюджетных отношениях с нашими муниципальными образованиями мы стремимся к паритетному распределению по уровням бюджетов финансовых ресурсов, генерируемых региональной экономикой. Для этого четыре года назад было принято решение о передаче из областного бюджета на местный уровень 30 процентов налога по УСН и дополнительных пяти процентов акцизов на нефтепродукты.

Эффективная бюджетная политика способствовала тому, что национальное рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило Иркутской области в июне 2019 и подтвердило в декабре 2019 года кредитный рейтинг на уровне ruAA+, прогноз «стабильный»

По итогам 2018 года в местные бюджеты поступило 18 процентов от налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета региона. В связи с этим можно говорить об увеличении обеспеченности муниципалитетов собственными доходами за счет дальнейшей передачи налогов на места. Однако не стоит упускать из вида те доходы областного бюджета, которые передаются в местные бюджеты посредством межбюджетных трансфертов. С их учетом налоговые и неналоговые доходы в том же 2018 году распределились между областным и местными бюджетами поровну. То есть с каждого рубля, уплаченного налогоплательщиками в консолидированный бюджет региона, на местах остается 50 копеек.

Превалирование межбюджетного регулирования над прямой передачей налогов обусловлено неравномерностью распределения базы по налогам, которые могут быть переданы из областного бюджета. Нам бы не хотелось, чтобы принимаемые правительством региона меры по укреплению доходной базы местных бюджетов стали дорогой с односторонним движением. Поэтому все решения по перераспределению доходов между уровнями бюджетов Иркутской области, увеличению объемов межбюджетных трансфертов рассматриваются нами в комплексе с мерами по стимулированию органов местного самоуправления к повышению налогового потенциала территорий, искоренению иждивенческих настроений.

В текущем году предстоит большая, сложная работа, направленная на повышение финансовой самостоятельности муниципальных образований в целях достижения показателей, которые ставит перед нами руководство страны и региона. С этой целью в текущем году планируется премировать органы местного самоуправления за рост поступлений налоговых и неналоговых доходов в их бюджеты на 100 процентов сверх среднего темпа роста налоговых, неналоговых доходов по всем муниципальным образованиям Иркутской области. Внедрение механизма премирования, на наш взгляд, позволит повысить заинтересованность органов местного самоуправления в организации на местах работы по увеличению налогооблагаемой базы, устранению неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), сокращению недоимки по платежам в бюджет.

— Для улучшения материального положения граждан области с начала текущего года дополнительно к реализуемым в регионе мерам социальной поддержки введены новые социальные выплаты. Расскажите о них.

— Да, действительно, у нас появились новые расходные обязательства в части дополнительных мер социальной поддержки. С 1 января 2020 года производится компенсация 50 процентов расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим в Иркутской области, которым присвоен статус «дети Великой Отечественной войны» (данную компенсацию получит каждый 15-й житель области); на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 60 лет (получит каждый 10-й житель региона в возрасте 60 лет и старше).

Кроме того, муниципальным образованиям из областного бюджета предоставляются средства на обеспечение бесплатным двухразовым питанием детей-инвалидов и бесплатным питьевым молоком учащихся 1–4-х классов муниципальных общеобразовательных организаций. Данными мерами поддержки будет охвачена практически половина всех школьников, что созвучно с теми направлениями, которые были обозначены Президентом РФ в январе в Послании Федеральному собранию.

— В июне 2019 года национальное рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило Иркутской области кредитный рейтинг на уровне ruAA+. Государственный долг региона с 21,1 миллиарда рублей в 2015 году снижен до 12,3 миллиарда в 2018-м. Какие меры способствовали достижению такого результата?

— Действительно, сегодня ситуация с долговой нагрузкой в регионе благоприятная — отношение размера государственного долга на 1 января 2020 года к налоговым и неналоговым доходам составило 11,8 процента. Данный показатель один из самых низких в стране. В расчете на одного жителя региона уровень долговой нагрузки за последние три года уменьшился на треть.

Снизить госдолг удалось благодаря улучшению ситуации с наполняемостью бюджета собственными доходами, которые на протяжении последних трех лет демонстрируют уверенный рост. За 2015–2018 годы налоговые и неналоговые доходы областного бюджета увеличились на 54,3 миллиарда рублей, или на 65 процентов. Среди российских регионов по величине динамики данного показателя мы находимся на восьмом месте.

Помимо активной работы с собственной доходной базой не залезать в большие долги нам позволяет взвешенная политика по управлению ликвидностью единого счета бюджета. Мы не берем кредит про запас, стараемся приблизить основные платежи из бюджета к датам поступления бюджетообразующих налогов, по максимуму используем инструменты краткосрочного кредитования.

— Насколько нам известно, Иркутская область активно участвует в проекте Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Чем для вас интересен этот проект?

— С момента старта проекта наша область активно включилась в него. Одним из самых крупных направлений стало проведение Недели финансовой грамотности для детей и молодежи в Иркутской области. Каждый год неделя финансовой грамотности пополняется интересными мероприятиями, увеличивается количество участников. В прошедшем году в рамках недели проведено 150 разнообразных мероприятий — это и деловые финансовые игры, и квизы, и олимпиады, и многое другое, участие в которых приняли 3,5 тысячи человек по всей области. В проект включились даже дошкольные учреждения — успешно прошла финансовая игра «Ежата и деньжата». Ребятишкам на примере семьи плюшевых зверей рассказали о деньгах и семейном бюджете. Наша активная работа в этом направлении не осталась незамеченной и со стороны федерального центра. В 2019 году деятельность Минфина Иркутской области по финансовому просвещению граждан была отмечена дипломом Министерства финансов РФ.

Если говорить о повышении финансовой грамотности наших граждан, то дополнительной своей задачей как финансового органа мы видим обеспечение открытости для населения бюджетных данных. Мы выпустили серию открыток «Бюджет как искусство», которые наглядно объясняют сухие цифры бюджета. Открытки были приурочены к конкурсу проектов по представлению бюджета для граждан, объявленному Минфином России совместно с Финансовым университетом. Наш проект занял третье место.

Было разработано десять двусторонних открыток, метафорично соединяющих основные бюджетные данные региона с произведениями изобразительного искусства. Ключевой задачей была разработка нетривиального формата для популяризации бюджетных данных путем привлечения внимания зрителя за счет сопоставления, казалось бы, несопоставимого — предметов живописи и бюджетных данных. Например, данные о государственном долге Иркутской области представлены на фоне картины Геррита Доу «Ростовщик» 1664 года.

В то же время в проект заложен глубокий смысл, скрытый в самом названии «Бюджет как искусство». Ведь составление и исполнение бюджета, особенно для финансистов, непосредственно участвующих в этом процессе, — это настоящее искусство! Познакомиться с этим проектом можно на официальном портале «Открытый бюджет Иркутской области» (openbudget.gfu.ru) в разделе «Бюджет для граждан» / «Брошюры по бюджету».

— Наталия Вениаминовна, 17 февраля Министерство финансов Иркутской области отмечает 100-летний юбилей, что бы вы хотели в связи с этим пожелать своим коллегам?

— В год 100-летнего юбилея нашего ведомства хочу выразить слова благодарности ветеранам финансовой службы региона, сотрудникам Министерства финансов Иркутской области за их многолетний и добросовестный труд. Профессионалы своего дела, чуткие и ответственные, своим повседневным трудом вы способствуете решению самых насущных проблем жителей региона. Ваша высокая работоспособность и трудолюбие вызывают уважение и служат ярким примером честного и добросовестного отношения к делу. Желаю, чтобы вам и впредь сопутствовала удача и успех, чтобы вас окружали надежные друзья и единомышленники. Интересных, плодотворных идей вам и возможностей для их воплощения, устойчивого финансового положения, стабильности и новых горизонтов в финансовой деятельности!

Поделиться