ГИС ГМП представляет собой централизованную систему, обеспечивающую прием информации от участников системы (администраторы доходов бюджета, организации по приему платежей, операторы порталов, многофункциональные центры), ее учет и возможность обмена (рисунок 1). Работа участников в ГИС ГМП производится через систему межведомственного электронного взаимодействия.
ГИС ГМП позволяет:
- физическим и юридическим лицам получить информацию о своих обязательствах перед бюджетами бюджетной системы РФ по принципу единого окна;
- кредитным учреждениям получать информацию о корректных реквизитах, необходимых для осуществления платежа, путем формирования запроса по уникальному идентификатору начислений (УИН);
- администраторам начислений автоматически отслеживать наличие задолженности по оплате посредством мониторинга несквитированных сумм в ГИС ГМП.
ГИС ГМП предоставляет информацию обо всех обязательствах перед бюджетами бюджетной системы РФ, задолженности по исполнительным документам, стимулируя осуществление соответствующих платежей в короткие сроки, в том числе при наличии правовых оснований со скидкой, с использованием электронных средств платежа. ГИС ГМП интегрирована в процессы оказания государственных (муниципальных) услуг федеральными и региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Она в автоматическом режиме сопоставляет начисленные суммы, например административных штрафов, с соответствующими платежами, оперативно предоставляя администраторам доходов информацию об их поступлении. Также ГИС ГМП, как и опция личных кабинетов налогоплательщика, реализованная ФНС России, является инструментом информирования граждан и организаций о налоговых задолженностях.
УФК как оператор ГИС ГМП
В соответствии с Порядком ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, утвержденным приказом Федерального казначейства от 12 мая 2017 года № 11н, Управление Федерального казначейства по Смоленской области (далее — Управление) осуществляет регистрацию участников в системе. Для этого участники прямого взаимодействия предоставляют в Управление заявку по форме, указанной в приложении № 1 к порядку 11н, на основании которой осуществляется регистрация клиента в системе с присвоением уникального регистрационного номера (УРН).
В системе реализован функционал по внесению изменений в сведения об участниках ГИС ГМП и по исключению участников из системы на основании данных Реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (Сводный реестр), в соответствии с пунктом 2.25 порядка 11н. В рамках данного функционала на ежедневной основе в автоматическом режиме проводится сверка сведений о содержащихся в системе участниках с данными Сводного реестра. При наличии расхождений в ГИС ГМП формируются заявки на внесение изменений или заявки на исключение.
Федеральное казначейство формирует рейтинги субъектов РФ, которые отражают степень взаимодействия с ГИС ГМП государственных органов исполнительной власти регионов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Территориальные органы ФК получают эти рейтинги ежемесячно. Впервые такой рейтинг был сформирован в августе 2017 года, и он показал, что в Смоленской области количество направленных в систему начислений всего 7,05% от необходимого.
Вопрос повышения уровня взаимодействия участников с ГИС ГМП неоднократно рассматривался на заседаниях межведомственной комиссии Смоленской области по реализации указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601, комиссии по повышению качества государственных и муниципальных услуг в Смоленской области и комиссии по проведению административной реформы в Смоленской области. В заседаниях активное участие принимали сотрудники УФК. В результате было принято решение наделить Департамент Смоленской области по информационным технологиям полномочиями единого агрегатора, осуществляющего информационное взаимодействие региональных администраторов начислений с ГИС ГМП. На сегодняшний день департамент обеспечивает взаимодействие с ГИС ГМП 389 администраторов начислений областного и местного уровней. В области проведены семинары, на которых пользователей ГИС ГМП обучали работе в региональной системе учета государственных и муниципальных платежей. В адрес глав администраций муниципальных образований направлены письма, информирующие о возложении на них персональной ответственности за обеспечение взаимодействия с государственной информационной системой.
Сотрудники Управления с помощью территориально обособленных отделов, которые непосредственно взаимодействуют с администраторами начислений, детально проанализировали причины, препятствующие направлению информации в систему. По итогам анализа проведены совещания и рабочие встречи с представителями участников ГИС ГМП, на которых рассмотрены актуальные вопросы взаимодействия информационных систем участников с ГИС ГМП, правоприменения законодательных норм.
Благодаря общим усилиям Управления и Департамента по информационным технологиям по состоянию на декабрь 2019 года Смоленская область входит в пятерку субъектов РФ, занимающих лидирующие позиции по организации взаимодействия с ГИС ГМП — число направленных в систему начислений составляет 94,68% от их возможного количества.
УФК как администратор доходов
Помимо функции регистрации участников в ГИС ГМП территориальные органы Федерального казначейства выступают в роли администратора начислений по главе 100 «Федеральное казначейство». Так, в соответствии с приказом Федерального казначейства Управление наделено полномочиями администратора доходов федерального бюджета, источниками формирования которых являются в том числе проценты, полученные от предоставления за счет средств федерального бюджета бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета субъекта РФ (местного бюджета); денежные взыскания (штрафы) за нарушения законодательства РФ.
При выполнении данной функции Управление формирует в соответствии с приказом Федерального казначейства УИН и всю необходимую для уплаты наложенных административных штрафов и процентов, полученных от предоставленных бюджетных кредитов, информацию и незамедлительно, не позднее дня начисления подлежащей оплате суммы, направляет ее в ГИС ГМП (рисунок 2). При поступлении в Управление соответствующего платежа в автоматическом режиме сопоставляются данные, в том числе по УИН, в начислении и поступлении (квитирование платежа), то есть создается связь между документами. В случае отсутствия автоматического квитирования платежа в ГИС ГМП квитирование начисления осуществляется принудительно ручным способом, то есть дополнительно сопоставляются реквизиты платежа (сумма, КБК, ИНН, КПП, номер счета). Выполнение полномочия администратора начислений позволяет сотрудникам Управления оценить работу системы с точки зрения своих клиентов и оказывать им более детальную консультационную помощь по вопросам взаимодействия с ней.
Открытие и ведение лицевых счетов
Еще одной функцией, возложенной на органы Федерального казначейства в рамках работы с ГИС ГМП, является обеспечение передачи информации о приеме к исполнению распоряжений клиентов на уплату платежей посредством направления в систему соответствующих извещений. Это выглядит следующим образом. Платежные документы (заявки на кассовый расход, сводные заявки на кассовый расход), предоставленные бюджетополучателями в Управление для оплаты и прошедшие необходимые контроли, включаются в Реестры направленных платежей для отправки в территориальное учреждение Банка России. По результатам отправки в банк Реестра направленных платежей, содержащего информацию об уплате платежа за государственные и муниципальные услуги, автоматически формируются документы «Извещения о приеме к исполнению распоряжения». Они, в свою очередь, в соответствии с присвоенным уникальным идентификатором, автоматически включаются в документ «Пакет извещений ГИС ГМП», направляемый после регистрации и утверждения уполномоченными сотрудниками в государственную информационную систему. Тем самым подтверждается факт оплаты организацией причитающейся суммы в бюджет.
В случае возврата суммы платежа на счет плательщика по созданному классифицированному поступлению на основании обработки выписки банка формируется Извещение об уточнении распоряжения (уточнение об аннулировании). В результате платеж, отраженный в ГИС ГМП на основании Извещения о приеме к исполнению распоряжения, аннулируется (рисунок 3). Кроме того, предусмотрена возможность внесения изменений в реквизит УИН на основании Извещения об уточнении распоряжения, которое формируется после предоставления в Управление бюджетополучателем ответа на запрос участника.
Следует отметить, что выгрузка указанных документов осуществляется ежедневно. Так, например, в среднем за один операционный день УФК по Смоленской области выгружает около двух тысяч извещений. За 2019 год в систему направлено более 480 тысяч извещений.
Проблемы
ГИС ГМП — это развивающаяся информационная система. Ее доработка осуществляется по мере внесения изменений в законодательные и нормативные акты. В настоящий момент ГИС ГМП интегрирована с системой «Электронный бюджет». Министерство финансов РФ предполагает использовать ГИС ГМП в качестве аналитической системы, поэтому ее наполненность должна быть максимальной. Задача сегодняшнего дня для администраторов начислений и платежей — осуществлять взаимодействие с системой путем своевременного и полного направления информации о фактах начислений и оплаты.
Этот процесс тормозит то, что внедрение механизма взаимодействия прямого участника с ГИС ГМП требует значительных финансовых ресурсов: на приобретение программного обеспечения, дальнейшее его обслуживание, необходимое в том числе для приведения продукта в соответствие с законодательными новациями и периодического изменения версий форматов взаимодействия. Поэтому за период с 2017 по 2019 год практически все прямые участники федерального уровня, находящиеся на территории Смоленской области, перерегистрированы как косвенные, то есть осуществляют взаимодействие с системой через вышестоящую организацию — федеральное министерство или ведомство.
В настоящее время на согласовании в Правительстве РФ находится подготовленный Министерством финансов РФ законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за непредоставление или ненадлежащее предоставление информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах». За непредоставление или ненадлежащее предоставление органом или организацией (в случаях, предусмотренных федеральными законами) информации, необходимой для уплаты физическими и юридическими лицами платежей, в ГИС ГМП законопроект предусматривает наложение административного штрафа. Наше Управление в числе трех пилотных регионов принимало участие в рассмотрении проекта методических рекомендаций о порядке выявления признаков административных правонарушений в части непредоставления или ненадлежащего предоставления информации в ГИС ГМП.
Перспективы развития
После перехода на формат взаимодействия с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах версии 2.1 с использованием единого электронного сервиса системы межведомственного электронного взаимодействия версии 3.ХХ участникам системы становится доступен сервис подписки на рассылку уведомлений. Использующие эту опцию администраторы начислений могут получать уведомления о приеме к исполнению распоряжений и уведомления о создании квитанций, администраторы платежей — уведомления о поступлении извещений о начислении, администраторы запросов — уведомления о поступлении извещений о начислении и уведомления о поступлении извещений о приеме к исполнению распоряжений.
В дальнейшем планируется создание портала ГИС ГМП. Он даст возможность регистрироваться в системе в режиме онлайн по адресу pay.gov.ru. Для этого руководителю (или уполномоченному им лицу) участника прямого взаимодействия необходимо будет пройти идентификацию и аутентификацию с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».