XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
6 июня 2024 года
Версия для печати 1598 Материалы по теме
Информационные технологии на службе государству

C 6 по 9 февраля в Белгороде прошла IX Всероссийская конференция по эффективным технологиям государственного управления: «Цифровая трансформация государственного управления». Организаторами выступили Департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области, Департамент цифрового развития Белгородской области и Компания БФТ. На мероприятии присутствовали представители из 23 регионов Российской Федерации.

Инфраструктура — основа цифровизации

Заместитель губернатора — начальник Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области В. Ф. Боровик отметил, что в настоящее время областной финансовый орган совместно с региональным Департаментом цифрового развития является участником двух связанных между собой процессов — развития бюджетной сферы и цифровой трансформации государственного управления. Работу по созданию электронного бюджета области регион начал еще в 2004 году, и сегодня уже функционирует платформа по хранению и обработке данных, которая дает возможность получения оперативной информации об исполнении областного и муниципальных бюджетов. Платформа автоматизирует процессы планирования, исполнения бюджета и управления закупками. Одна из опций платформы — мониторинг и анализ финансовой обстановки.

Проведенная автоматизация, в частности организованное информационное взаимодействие системы исполнения бюджета и систем бухгалтерского учета, централизация последнего, интеграция региональных систем с федеральными дали большой экономический эффект. И на достигнутом область останавливаться не собирается. Тем более что, как отметил начальник Департамента цифрового развития Белгородской области Е. В. Мирошников, в регионе уже достаточно развита цифровая инфраструктура. Именно это позволило в прошлом году централизовать все региональные информационные системы в рамках одного органа власти — Департамента цифрового развития.

В Белгородской области активно развивается ИT-кластер, для участников которого ведены налоговые льготы. «Информационные проекты нельзя реализовать без достаточного количества квалифицированных специалистов. В рамках регионального проекта „Кадры для цифровой трансформации“ в области открываются ИT-классы, Яндекс.Лицей, Яндекс-кубы. ИT-компании, занятые в сфере дополнительного образования школьников и студентов, получают субсидирование из регионального бюджета», — рассказал Мирошников.

Реальная цифровизация

Особое внимание на конференции было уделено инфраструктуре цифрового региона. Генеральный директор Компании БФТ А. Н. Моносов подчеркнул, что практически все регионы, работающие с Компанией БФТ, уже перешли на централизованные решения масштаба региона, имеют тысячи пользователей и огромные объемы данных, и теперь перед ними встают новые вызовы:

  • новый принцип работы с данными в целом и с НСИ в частности;
  • переход от интеграции систем к интеграции данных;
  • перенос контрольных функций с людей на системы и технологии, при этом на людях остаются только задачи принятия решений в сложных ситуациях и подтверждения предподготовленных решений;
  • переход от автоматизации прикладных отраслевых задач к созданию экосистемы с едиными для всех центральными компонентами и простым встраиванием нишевых решений.

«В целевой модели «Цифрового региона» нашли свое место как уже существующие и внедренные решения Компании БФТ, обеспечивающие автоматизацию полномочий органов исполнительной власти (в первую очередь — финансовых), так и принципиально новые общие компоненты хранения, распространения, обогащения и анализа данных«,— отметил Моносов.

Платформа предназначена для накопления, обработки и анализа больших объемов разнообразных структурированных и неструктурированных данных о финансовой системе региона с помощью хранилищ данных, различных бизнес- и аналитических приложений. «Цифровой регион» обеспечивает однократность ввода данных и использование их различными информационными системами, предоставляя пользователям доступ к необходимым данным из взаимосвязанных систем в любой момент времени. В то же время обеспечена возможность подключения новых систем посредством открытого API.

Реестр ПО

Об основных направлениях государственной политики участникам конференции рассказали представители федеральных ведомств. Директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ И. И. Массух обрисовал текущее состояние и перспективы развития Единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных. Если страна не создает своих технологий, а просто собирает и использует чужие, то однозначно становится уязвимой. С 2014 года в России проводится большая работа по импортозамещению программного обеспечения, а в 2015 году начал создаваться соответствующий реестр.

«Когда создавался реестр, казалось, что в нем будет максимум 500 продуктов. На сегодняшний день их более шести тысяч. В настоящее время реестр функционирует как каталог российского ПО, но в перспективе должен стать рабочим инструментом заказчика», — подчеркнул Массух. Уже подготовлены методические рекомендации, которые систематизируют критерии включения программного продукта в реестр.

Следующим шагом станет чистка. Программы, которые функционируют на базе иностранных технологических стеков, будут исключены из реестра. Кроме того, планируется добавить в реестр описание функциональных возможностей продуктов, обеспечить возможность их сравнения, детализировать классификатор, а также включить информацию о совместимости различных решений, опыте применения программного обеспечения заказчиками и т. п.

14.jpg

Развитие единого портала бюджетной системы

Доклад начальника отдела развития систем мониторинга Управления развития информационных систем Федерального казначейства Е. Л. Сиротенко касался вопросов развития единого портала бюджетной системы Российской Федерации, и в частности реализованного Федеральным казначейством в прошлом году функционала по размещению на портале информации муниципальными образованиями. Информация, как и в случае с региональными финансовыми органами, публикуется через систему личных кабинетов. Но сам процесс размещения более сложный, чем у регионов.

Муниципальный финорган не может опубликовать сведения без согласования с финорганом субъекта. Кроме того, предусмотрена возможность принятия решения о самостоятельном формировании финорганом субъекта информации финоргана муниципального образования либо финорганом муниципального района (городского округа) информации финоргана городского или сельского поселения (внутригородского района), входящего в его состав.

На портале заведен функционал уведомлений, которыми о передаче полномочий оповещается Минфин России. При этом Федеральное казначейство реализовало на портале функционал формирования уведомлений Минфина России только финансовым органом субъекта о самостоятельном формировании информации и финорганом субъекта, и финорганом муниципального района (городского округа).

Национальная система управления данными

Начальник Управления методологического сопровождения работы с данными Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации А. А. Малахов поднял тему, которая в последнее время широко обсуждается, — это создание национальной системы управления данными. По его словам, содержащиеся в информационных системах данные зачастую не соответствуют реальности. Кроме того, существует проблема с их доступностью — данные или вовсе нельзя получить, или непонятно, как это сделать, при этом иногда их нельзя интерпретировать корректно. В настоящее время подготовлен законопроект, который описывает механизмы по обеспечению качества государственных данных и недискриминационного доступа к ним. "Под доступностью мы понимаем не только техническое обеспечение доступа, но и понятное описание этого доступа, потому что сейчас в нормативных правовых актах нет единообразного регулирования. Более того, под доступностью мы понимаем правильную интерпретацию данных«,— сказал докладчик.

Национальные проекты

Министерство финансов РФ проинформировало участников конференции о том, какие новации внесены в нормативные правовые акты, регулирующие работу с национальными проектами. Приняты следующие меры, направленные на ускорение реализации мероприятий региональных проектов:

1) установлено требование об обязательности заключения соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта на тот же срок, на который законом о бюджете утверждено его распределение по субъектам РФ;

2) установлен предельный срок утверждения правил предоставления межбюджетных трансфертов (до 1 декабря текущего финансового года), а также исключена возможность доведения уведомлений о предоставлении межбюджетных трансфертов до утверждения правил их предоставления;

3) установлен запрет на укрупненные (подлежащие последующей детализации) позиции в соглашениях о предоставлении межбюджетных трансфертов;

4) установлен предельный срок заключения в субъектах РФ соглашений о софинансировании расходных обязательств муниципальных образований за счет субсидий из федерального бюджета (30 календарных дней с даты заключения соглашения между РФ и регионом);

5) установлен предельный срок заключения соглашений с бюджетными и автономными учреждениями о предоставлении субсидий на иные цели;

6) установлен предельный срок для завершения процедур распределения бюджетных средств между субъектами РФ и учреждениями на конкурсной основе;

7) обеспечена возможность заключения долгосрочных соглашений в случае, если расходные обязательства субъектов РФ характеризуются длительным сроком исполнения;

8) принято решение о поэтапном исключении иных межбюджетных трансфертов как формы межбюджетных трансфертов.

Кроме того, законодатель предоставил правительству беспроцентные полномочия по перераспределению ассигнований федерального бюджета в части реализации национальных проектов без внесения изменений в закон о федеральном бюджете.

В рамках конференции команда экспертов Компании БФТ представила целый ряд своих новых и обновленных решений в сфере государственного управления. В частности, это инструмент для реализации инициативного бюджетирования — портал «БФТ.Решаем вместе», автоматизация процесса формирования и ведения соглашений, централизованное управление нормативно-справочной информацией и многое другое. Также участникам были представлены инструмент для мониторинга реализации национальных проектов на региональном уровне «БФТ.Нацпроекты» и новые модули системы исполнения бюджета «АЦК-Финансы».

15.jpg

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно