Версия для печати 1984 Материалы по теме
Вадим Александрович ЧЕЧЕНКО, министр финансов Омской области
От бюджета потребления к бюджету развития

Бюджет Омской области на 2020 год и плановый период кардинально отличается от бюджета, который был у региона еще три года назад. Тогда средств хватало фактически только на исполнение регламентированных обязательств. Сейчас бюджет региона можно с полным правом назвать бюджетом развития. Помогли переломить ситуацию федеральная поддержка и структурная перестройка бюджета.

Огромную роль в изменении ситуации с бюджетом сыграл рост федеральной поддержки. Если в 2017 году поступления из вышестоящего бюджета в бюджет Омской области составляли 17,5 миллиарда рублей, то в 2018 году, когда объем дотаций вырос более чем в два раза, безвозмездные поступления достигли 27 миллиардов рублей. В 2019 году за счет роста целевой поддержки объем безвозмездных поступлений увеличился до 30,9 миллиарда рублей. В 2020 году также ожидается рост именно по целевым поступлениям.

Вторым фактором стало то, что регион, обладая сравнительно скромными возможностями в плане бюджетной обеспеченности и фактически не имея никакой финансовой подушки безопасности для осуществления маневров, за последние два года смог структурно перестроить областной бюджет в целом. Так, уже при планировании бюджета на 2018 год глава региона Александр Леонидович Бурков поставил задачу — сформировать бюджет развития. Конечно, такой бюджет формировался с учетом финансовых возможностей региона и какими-то серьезными суммами не отличался, но для Омской области на том этапе это было прорывом. Приведу лишь один пример: только на реновацию учреждений образования за 2018 год было направлено порядка миллиарда рублей.

Ключевые направления

Прошедший год стал годом вхождения регионов в национальные проекты, и бюджетные приоритеты следовало ориентировать прежде всего на те задачи, которые были поставлены перед субъектами РФ указом Президента России № 204. Еще одно ключевое направление концентрации ресурсов в 2019 году было связано с проведением в ноябре в Омске Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана. Усилиями губернатора на подготовку города к этому значимому событию — благоустройство, модернизацию освещения, капитальный ремонт многоквартирных домов — были аккумулированы значительные ресурсы.

2020 год, с моей точки зрения, отличается еще большей концентрацией ресурсов на реализации стоящих перед регионом задач по повышению качества жизни населения, развитию как территории в целом, так и ее инфраструктуры. Так, в текущем году только на мероприятия национальных проектов регион за счет собственных средств направит не менее пяти миллиардов рублей — это в два раза больше, чем в 2019 году. А в целом в принятом трехлетнем бюджете на нацпроекты предусмотрено свыше 43 миллиардов рублей, из которых 19 миллиардов — собственные ресурсы региона. И это не предел, цифры, разумеется, будут корректироваться.

Жесткий контроль расходов

Если говорить о мерах, которые позволили нам в 2020 году сконцентрировать средства на обеспечении финансирования приоритетных направлений и отраслей, то прежде всего это жесткие подходы к планированию расходной части бюджета. Особенность Омской области, как дотационного региона, в том, что на этапе планирования мы не можем располагать всеми теми источниками финансирования расходов, которые будут доведены региону ближе к началу нового бюджетного года. Поэтому вольностей здесь быть не может: идем четко по методике и сначала обеспечиваем финансированием те расходы, которые нами отнесены к категории первоочередных. Вместе с тем, чтобы дать возможность отраслевым ведомствам максимально отработать с Федерацией вопросы привлечения целевых средств, мы в числе первоочередных предусматриваем расходы, связанные с обеспечением региональной доли софинансирования. Это во-первых.

Во-вторых, сейчас мы провели консолидацию всех дополнительных ресурсов, привлеченных регионом в конце 2019 года. План по доходам был перевыполнен почти на 900 миллионов рублей. Кроме того, в декабре 2019 года за достижение показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ Омская область получила грант в размере 1,177 миллиарда рублей.

Все эти резервы в конце прошлого года были направлены на сокращение дефицита бюджета текущего года. Более того, был сформирован профицит в размере одного миллиарда рублей. В результате достигнуто существенное опережение графика снижения общей долговой нагрузки на бюджет региона. А это, в свою очередь, означает, что уже сейчас, в первом квартале текущего года, мы смогли привлечь максимальный объем источников финансирования расходов, в том числе за счет использования дефицита бюджета. Поправки в бюджет текущего года были приняты во второй половине февраля, и это существенно улучшило ситуацию с формированием бюджета развития на 2020 год.

Решают ли нацпроекты проблему развития территорий?

В 2020 году на национальные проекты выделены существенные ресурсы, и пойдут они на реализацию крупных, финансово емких проектов и мероприятий в самых разных отраслях. В сумме это порядка 19 миллиардов рублей из федерального и областного бюджетов. За всю постсоветскую историю в регионе не было таких масштабных вложений в строительство объектов социальной сферы, которые планируется осуществить за шесть лет реализации национальных проектов. Очень серьезное финансирование направляется и на поддержку семей с детьми в рамках национального проекта «Демография». А с учетом тех поручений, которые даны президентом в январском послании, этот объем будет только прирастать.

Радует и то, что в шестилетнем цикле реализации нацпроектов большое внимание уделено развитию инфраструктуры — тому, без чего невозможно обеспечить комфортное проживание на территории. Большие надежды, в частности, регион возлагает на нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», финансирование которого предусмотрено с ежегодным ростом за счет постепенного увеличения поступлений по акцизам на ГСМ. В региональном бюджете на 2020 год на реализацию мероприятий в рамках этого нацпроекта предусмотрено 3,7 миллиарда рублей. А в целом региональный дорожный фонд, согласно принятому бюджету, сформирован в 2020 году в объеме 9,8 миллиарда рублей.

Социальная поддержка и развитие инфраструктуры — безусловные приоритеты, но вместе с тем развитие территории невозможно без роста собственно экономических показателей. Отрадно, что Федерация это мнение разделяет и в структуре национальных проектов предусмотрены обеспеченные финансированием мероприятия, нацеленные на рост именно в этой части. Как финансисту, мне, конечно, хотелось бы, чтобы этот блок мероприятий был максимально качественно проработан, учитывал особенности и потенциальные возможности конкретной территории и в итоге дал реальный эффект, ощутимый в том числе и для консолидированного бюджета региона.

Большое внимание этому направлению уделяет губернатор Омской области. На разных стадиях проработки находится ряд проектов в сфере ГЧП, в сфере создания особых условий для инвесторов, поддержки малого и среднего предпринимательства, развития экспорта.

Ряд поручений губернатор дал и региональному финансовому органу. В первую очередь это последовательная реализация той финансово-бюджетной политики, которая за последние годы доказала свою эффективность. В условиях перманентно растущих расходов областного бюджета нам удалось существенно снизить уровень общей долговой нагрузки — с 85,3% на 1 января 2016 года до 64,2% на 1 января 2020 года. В последние два года — 2018 и 2019 — областной бюджет исполнялся с профицитом, что позволило обеспечить реальное снижение регионального государственного долга с 45 миллиардов рублей на 1 января 2018 года до 41,5 миллиарда на 1 января 2020 года. Таким образом, сформирован задел, который поможет выполнить стоящие перед регионом задачи.

24.jpg

Поделиться