Версия для печати 1362 Материалы по теме
Дмитрий Юрьевич ЗАВЬЯЛОВ, заместитель председателя Комитета финансов Волгоградской области
Баланс между желаемым, необходимым и возможным

За последние пять-шесть лет Волгоградская область реализовала ряд проектов по развитию общественной инфраструктуры: от локальных в сфере благоустройства до крупных проектов в рамках комплексной подготовки к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году. В настоящее время финансирование развития общественной инфраструктуры по-прежнему является значительной статьей расходов консолидированного бюджета региона.

Формирование блока расходов как регионального, так и местных бюджетов на развитие социальной инфраструктуры традиционно сопряжено с поиском баланса между желаемым, необходимым и возможным. И если в отношении затрат текущего характера мерилом достаточности ассигнований являются объем фонда оплаты труда, обязательства по договорам поставки коммунальных услуг, аренды и т. д., то в отношении затрат капитального характера складывается иная ситуация.

Планирование капитальных затрат осуществляется в условиях относительной свободы принятия управленческого решения, чего нельзя сказать о планировании затрат на содержание учреждений или на меры социальной поддержки. Выбор проекта, его масштаба, сферы, в которой он будет реализован, сроков осуществления — все отдано на усмотрение исполнительной и законодательной власти. Если сравнить, к примеру, смещение сроков строительства стадиона на более поздние (конечно, без потери актуальности и с минимальными рисками) и нарушение сроков выплаты заработной платы или финансирования мер социальной поддержки, то негативный окрас последствий будет несопоставим.

Реализация проектов капитального характера имеет ряд ограничений.

Во-первых, это длительные сроки реализации. Подготовительный период (разработка проектно-сметной документации, ее экспертиза) в зависимости от объекта может составлять от четырех до 18 месяцев. В результате даже при наличии финансовых ресурсов в бюджете между принятием управленческого решения и его реализацией возникает временной лаг от полугода до полутора лет. Кроме того, график выполнения строительных и монтажных работ зависит от сезонных факторов. В связи с этим принятие управленческого решения и получение социального эффекта от инфраструктурных проектов, как правило, выходят за пределы одного финансового года. При этом социальный эффект жители требуют здесь и сейчас, обещания построить детский сад через три года для молодой семьи с ребенком недостаточно.

Во-вторых, это отраслевые ограничения. Наличие в команде добросовестных проектировщиков, сметчиков, строителей — залог успеха в капитальном строительстве. Потенциал строительной отрасли на местах является естественным ограничителем развития общественной инфраструктуры, который непреодолим в краткосрочном периоде.

Финансовые ограничения были бы решающим фактором в развитии общественной инфраструктуры, если бы не нацпроекты. Возможность привлечения ресурсов в рамках финансирования национальных проектов объясняет перемещение данного ограничения лишь на третье место.

Для минимизации негативного влияния перечисленных ограничений необходимо решить такие задачи, как оптимальное сочетание проектов и планирование очередности их реализации.

Первый шаг — благоустройство

Для финансовой системы Волгоградской области 2014 и 2015 годы стали этапом восстановления сбалансированного бюджета после сложного финансово-экономического периода. Началась работа по сокращению кредиторской задолженности, постепенному сокращению роста государственного долга. Однако накопленные социальные ожидания населения требовали качественных изменений в общественной инфраструктуре уже в краткосрочном периоде. Первым шагом в решении этой задачи стало благоустройство административных центров муниципальных районов и городских округов области. Данное направление было выбрано из-за возможности в кратчайшее время получить первый социальный эффект, поскольку больших временных затрат на проектирование и проведение конкурсных процедур не требовалось. Сроки выполнения работ составляли 3–5 месяцев.

Из-за ограничения финансовых ресурсов проект по благоустройству был разбит на три года. Всего было реализовано 32 проекта в административных центрах районов (по одному в каждом) и 13 проектов в городских округах. Средства, выделяемые на реализацию проектов по благоустройству, по тем временам были значительными: 10 миллионов рублей на административный центр района, 15 миллионов рублей на городской округ, а на районы города Волгограда — по 20 миллионов рублей.

Наряду с локальными проектами в 2015 году был сдан в эксплуатацию ключевой для Волгограда дорожный объект, строительство которого началось еще в 1995 году, — подземный прокол под железнодорожным полотном на улице Тулака, соединивший подземным туннелем две параллельные автомагистрали. Теперь благодаря туннелю 30—40-минутные ожидания на железнодорожном переезде ушли в прошлое.

После того как в каждом административном центре района, города реализовали первые проекты по благоустройству (парки, зоны отдыха, аллеи, площади), было принято решение об осуществлении подобных проектов в административных центрах сельских поселений. Для этого начиная с 2017 года в областном бюджете предусматриваются субсидии муниципальным образованиям в размере 3 миллиона рублей на один проект. В первый год было благоустроено 90 поселений, в последующие годы — по 110 поселений ежегодно. В 2020 году благоустраиваются оставшиеся 112 поселений.

Кампания по благоустройству стала первой проверкой глав муниципальных образований на готовность и способность реализовывать инфраструктурные проекты. Всего за 2014–2019 годы на благоустройство территорий было направлено более 4,3 миллиарда рублей.

Подготовка к чемпионату мира

Реализация проектов по благоустройству оказалась очень своевременной мерой, без которой город не смог бы в полной мере подготовиться к чемпионату мира по футболу 2018 года. Проведение такого знакового и масштабного мероприятия придало новый импульс развитию социальной инфраструктуры Волгограда. В эту сферу было инвестировано более 35 миллиардов рублей. Большую часть составили средства федерального бюджета — 24,5 миллиарда.

Были проведены работы по берегоукреплению, построена рокадная дорога вдоль берега Волги, значительно разгрузившая улицы города, дорога, ведущая из аэропорта в город, минуя железнодорожные переезды, увеличено количество полос на важных трассах, установлено новое освещение. Построены дополнительные водоочистные сооружения, так необходимые городу. Осуществлен ремонт подъездных путей, ключевых учреждений здравоохранения, для которых закуплено современное медицинское оборудование. Обновлен городской транспорт, отремонтированы фасады зданий и т. д. Качественно изменился и аэропорт Гумрак. К аэропорту была подведена железная дорога и организовано движение пригородных электропоездов.

Все это позволило нашему региону уже в 2019 году на паритетных началах с Самарской, Ростовской областями, республиками Татарстан и Башкортостан установить прямое авиасообщение. В перспективе планируем развивать прямое авиасообщение с регионами Сибири.

И, конечно же, основной объект, который был возведен в рамках подготовки к чемпионату — стадион «Волгоград Арена» на 45 тысяч зрителей. После завершения мундиаля стадион активно используется для проведения региональных футбольных матчей и других спортивных мероприятий. Стадион также выступает площадкой для проведения концертов.

Инфраструктура сферы здравоохранения

После завершения чемпионата мира начатая работа по развитию инфраструктуры была продолжена. Опрос граждан показал, что проведенные ремонт и модернизация ключевых учреждений здравоохранения собрали наибольшее количество положительных отзывов жителей не только Волгограда, но и региона в целом. Очевидно, что недостатки в оснащении медицинских учреждений, изношенность материальной базы, в том числе неудовлетворительное состояние помещений ряда медицинских учреждений, воспринимаются гражданами наиболее остро. В связи с чем губернатором была поставлена задача, требующая много времени и финансовых ресурсов, — модернизация всей сети учреждений здравоохранения и совершенствование подхода в организации оказания медицинской помощи.

Работы начались с ремонта помещений и оснащения новым оборудованием пяти ключевых областных учреждений здравоохранения, курирующих иные медицинские учреждения, которые оказывают медицинскую помощь и патронируют небольшие медицинские учреждения, включая районные больницы и ФАПы. Параллельно с ремонтом опорных медучреждений осуществляется и модернизация первичного звена. Для повышения доступности медицинской помощи в области за последние два года построен 51 ФАП. В текущем году строительство ФАПов продолжается.

Также в области сделан акцент на развитии специализированных опорных медицинских учреждений. Исходя из нужд региона это строительство нового корпуса онкологического диспансера, который будет оснащен современнейшим медицинским оборудованием, детской областной больницы, где будут оказываться все виды помощи детям. Кроме того, в планах строительство современного роддома и туберкулезной больницы, реабилитационного отделения при одной из ключевых больниц области.

Инфраструктура сферы культуры

Одним из значимых проектов в сфере культуры стал Дворец культуры в городе Урюпинске, построенный в 2018 году к 400-летию города. Это современное здание со зрительным залом на 500 мест и новейшим сценическим оборудованием. После открытия Дворца культуры в Урюпинск стали приезжать звезды эстрады, которых раньше жители города могли видеть разве что по телевизору.

В 2019 году в регионе запущен еще один проект — ремонт центральных районных домов культуры. В первый год были выделены средства на ремонт семи домов культуры (по 20 миллионов рублей на каждый), в 2020 году — средства на восемь объектов. За четыре года реализации проекта будут отремонтированы все районные дома культуры.

Инфраструктура сферы образования

В сфере образования значимыми для региона проектами стало строительство двух новых современных школ на тысячу мест каждая в Волгограде и Камышине. Последний раз в регионе столь большую школу построили 30 лет назад.

Наряду со строительством новых школ и детских садов регион приступил к реализации проекта, направленного на ремонт муниципальных школ. Начиная с 2020 года ежегодно из областного бюджета муниципальные образования в совокупности будут получать на эти цели порядка 500 миллионов рублей.

Реконструкция уличного освещения

На сегодняшний день сохраняется необходимость продолжить работы по уличному освещению населенных пунктов. В 2019 году каждый муниципальный район и городской округ (ранее объединивший в себе поселения одноименного района) получили из областного бюджета субсидию на ремонт и реконструкцию уличного освещения, установление энергосберегающих светильников — по 3 миллиона рублей на территорию. Практика оказалась успешной и получила положительный отклик у населения, поэтому в бюджете 2020–2022 годов на эти цели предусмотрено по 8 миллионов рублей на каждую территорию ежегодно. Такой подход позволит реконструировать уличное освещение и, соответственно, снизить затраты местных бюджетов на него, а также организовать освещение на тех улицах поселений, где его пока нет.

Кроме того, начиная с 2021 года в регионе планируется приступить к следующему этапу благоустройства как административных центров, так и центральных усадеб поселений. Для Волгограда ключевым объектом в сфере благоустройства остается преобразование набережной города.

Инициативное бюджетирование

В заключение хотелось бы остановиться на проекте, который Волгоградская область начала реализовывать в 2019 году, — поддержка инициатив населения по решению вопросов местного значения «Инициативное бюджетирование». На реализацию данной практики нас подвигли эксперты НИФИ, а также опыт и достигнутые результаты Ставропольского края.

В нашем регионе формирование и первичный отбор заявок осуществляют органы местного самоуправления совместно с инициативными группами. Проекты местных инициатив — не менее трех на каждую территорию (чтобы обеспечить выбор) — были выложены проектной группой на специальный сайт (budget4me34.ru) для открытого голосования. Проекты (с кратким описанием) были представлены в разрезе муниципальных районов и городов. Каждый желающий, имеющий мобильный телефон, получив бесплатный доступ по СМС, мог зайти на сайт и проголосовать за понравившийся ему проект. каждый человек мог проголосовать за один проект по каждому району, городу (району города). Проекты, которые набрали более 500 голосов, получили поддержку из областного и местного бюджетов на паритетных началах.

Первый опыт показал заинтересованность людей в развитии местных территорий и их высокую активность. Всего на конкурс было представлено 209 проектов, за которые было подано более 120 тысяч голосов. Необходимое количество голосов набрали 93 проекта, из них реализовано 89.

Жители Волгоградской области из самого широкого спектра вопросов, касающихся благоустройства территорий, дорожного хозяйства, ремонта школ, домов культуры, водоснабжения и т. д., выбрали самые насущные. При этом совместная работа местных властей с населением по первичному отбору проектов оказалась конструктивной: нереалистичных проектов не было, а цифра 95% успешно завершенных проектов говорит сама за себя. После завершения первого этапа новой практики многие муниципалитеты уже в декабре 2019 года приступили к подготовке заявок на 2020 год, голосование по ним пройдет во второй половине апреля.

Поделиться